Киммерийские тропы 100

.








3 мая 2022 года завершаются литературные практики, посвященные 290-летию первого Русского сонета и 790-летию первого сонета в мировой литературе.

Завершить мероприятие хотелось бы праздничным салютом. При всех обстоятельствах, даже невыносимо сложных, творчество должно объединять людей, сохранять веру в нужности созидательного пути.

В результате тридцатидневной работы страницы, разными авторами открыто несколько новых тем, которым будет посвящено несколько отдельных постов и предложением ко всем заглянувшим авторам принять участие доведения каждого поста до небольшого мини сборника, состоящего из 12-ти сонетов (вариаций сонетного канона).  И тоже самое будет предложено сделать по темам, которые были на этой странице открыты ранее.

(единственное ограничение: тексты 5-ти стопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы)

Любая авторская идея на данной странице может быть обсуждена и дополнена.

=====================

КИММЕРИЙСКИЕ (КРЫМСКИЕ) ТРОПЫ
Автор идеи: Алексей ФОМИН
.
Вариация сонетного канона, в которой строфы расположены 4-3-3-4


Содержание:

-  Как в раковине малой – Океана / Максимилиан ВОЛОШИН
-  Откуда столько крымской темноты / МОРИОН
-  пустая бочка глянцевый кувшин / Сидор ИСИДОРОВ
-  Там на больших просторах вьётся шлях / Татьяна ИГНАТЬЕВА
-  По всклоченным полям, по дебрям трав / Татьяна ИГНАТЬЕВА
-  Мы с осенью: она - в янтарном платье / Лена ОЛИВВЛА
-
-
-
-
-
-
-
-

==========================================_kks_=========





Максимилиан ВОЛОШИН (1926 года, фрагмент стихотворения Коктебель)

Как в раковине малой – Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены   
В движении и завитке волны, –
Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена
С тех пор как отроком у молчаливых

Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я – душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась.
По складкам гор, по выгибам холмов.


МОРИОН

Откуда столько крымской темноты,
подсвеченная тускло маяками?
Стоишь спиною к Млечному Пути,
а море где-то там - за облаками.

и где земля кончается, когда
так тихо, что дыханье Бога слышно
над небом октября и даже выше,
до первых слов, до певчего дождя,
до света бесконечного востока,
до "крышу рвёт" от дикого восторга.

В эфире тишина. За дверью космос
и Русское - в созвездии Ничьё.
Ломаешь воду. Будто под гипнозом
ты смотришь в отражение своё.


Сидор ИСИДОРОВ

пустая бочка глянцевый кувшин
во вкус вошедший пыльный можжевельник
за далью дали дремлет кацивели
среди резных ореховых лощин

гремит повозка потчуя чак-чак
ухабами потерянной дорогой
развесила приманку алыча

постой скиталец погоди немного
послушай как цикады верещат
у звёздного вечернего порога

и снова в путь теряться обретать
последние бои с девятым валом
о чём поёте свечи даулджара
гремит повозка тар-тары-та-та.


Татьяна ИГНАТЬЕВА

Там на больших просторах вьётся шлях
Сквозь ковыли, полыни, ветра ласки.
Светило фиолетовой окраски
Тоскует об оранжевых тонах.

Спят дебри тамарикса у волны,
И винноцвет полощет их подножье.
Здесь нет такого слова – бездорожье.

Здесь всё дорога – в сказках седины,
В припевах сна, в цветах дрожащих рос
И в магии сверкающих стрекоз.

Уйдут на дно пристрастья непокоя,
И вот приснится жизнь совсем не та.
И замаячит в золоте прибоя
Плывущий город на спине кита.


Татьяна ИГНАТЬЕВА

По всклоченным полям, по дебрям трав
Затеряны следы былой эпохи.
Потухших слов внезапные сполохи,
Как свет от звёзд – маячат, запоздав.

Синица замерла в руках моих.
Не видно стерха в дальнем небе мглистом.
А зинзивер, крылатым декабристом,

Всё силится поднять замёрзший стих.
Но не лояльны звёзды в декабре
К хорошей мине при плохой игре.

А отпустить мне птицу так легко,
И ничего не потеряю, вроде.
Как нынче остро говорят в народе:
«Жизнь отымела смысл». С новым го…


Лена ОЛИВВЛА

Мы с осенью: она - в янтарном платье
И я - в медовом драповом пальто,
На мой садовый неприглядный стол
Из листьев золочёных стелим скатерть.

Поочередно вглядываясь вдаль,
Вдвоём как будто ждём кого-то в гости.
По улице снуют туда-сюда
На самокатах шумные подростки.
Срывает ветром вязаную шаль
С плеч ковыляющей старушки с тростью.

У изгороди вижу силуэт,
Неспешно направляющийся к дому.
На миг он показался мне знакомым,
Волнуясь, всматриваюсь твой ли? Нет...





.


Рецензии
Мы с осенью: она - в янтарном платье
И я - в медовом драповом пальто,
На мой садовый неприглядный стол
Из листьев золочёных стелим скатерть.

Поочередно вглядываясь вдаль,
Вдвоём как будто ждём кого-то в гости.
По улице снуют туда-сюда
На самокатах шумные подростки.
Срывает ветром вязаную шаль
С плеч ковыляющей старушки с тростью.

У изгороди вижу силуэт,
Неспешно направляющийся к дому.
На миг он показался мне знакомым,
Волнуясь, всматриваюсь твой ли? Нет...

***

Лена Оливвла   17.06.2022 12:12     Заявить о нарушении
У меня всё-таки есть вопросы по крымским тропам, когда мы писали септимы, мы же не связывали между собой 3-3 рифмами, точнее не всегда зеркалили, и это было нормой.
А получается , что правильно не 4-3-3-4 а только 4-6-4 и что рифмы терцетов должны быть связаны

Лена Оливвла   24.06.2023 16:13   Заявить о нарушении
Сонет состоит из 14 строк, обычно образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трёхстишия-терцета (на две или три рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba (ccd eed) или (ccd ede) или в «итальянской» — abab abab (cdc dcd) или (cde cde)...4-4-3-3
.
Киммерийский (крымский) 4-3-3-4 abba(ccd eed)abba или (ccd ede) в «итальянской» — abab(cdc dcd)abab или (cde cde)или другие варианты... разнесенные/разделенные катрены утратили необходимость быть на одну рифму, но при желании можно сделать звучание мелодичней вернув эту особенность.

Психоделика Или Три Де Поэзия   24.06.2023 16:54   Заявить о нарушении
Когда мы начали писать сонеты из септим, речи даже не было о том, чтоб терцеты вязать рифмами, терцет привязывался к своему катрену, всегда! И ты ж скм говорил, что из двух септим получается 4+3-3-4 как у крымского сонета. Получается, что Наташа все написала правильно, септима плюс септима, а сонет якобы все же не тот. Но в нем ни одной холостой рифмы нет! Просто терцетная одиночка привязана к "своему" катрену и все.

Лена Оливвла   24.06.2023 17:01   Заявить о нарушении
Раз уж ты на связи(я ж не думала вообще тебя летом поймать) не подскажешь 4-4-2-4 это какой? Я такого не знаю

Лена Оливвла   24.06.2023 17:05   Заявить о нарушении
????? зеркальный сонет из септим это совсем другая история...
.
4-4-2-4 надо смотреть на систему рифмовки... чаще всего это холостой сонет
.
я его доработал до приазовского... добавив в дистих полустрочные рифмы
.
иногда попадаются (как и в любой другой вариации) близкие исключения... каждый конкретный случай надо разбирать.

Психоделика Или Три Де Поэзия   24.06.2023 17:24   Заявить о нарушении
Мне все равно не нрав, что Наташин сонет "с ошибкой"(
Не могу никак с этим согласиться,красивая схема рифмовки, ни одной холостой рифмы.

---

Про мой вопрос: АбАб ВгВг СС дЕдЕ - холостой?
Не мой, я просто помогаю. Мне прислали, я такого не знаю, надо переписать под - Коломенский проще всего? Он ещё и с акро...

Лена Оливвла   24.06.2023 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.