Преодоление

          Отзыв на книгу Валерия Басырова «Лето в Ковиде».
               
                «Человек всегда находится в поисках
                золотого звена своей души»
                Борис Гатауллин

Всегда с радостью открываю новую книгу, и всегда рядом ручка и записная книжка. Но на этот раз только читала, а когда закрыла книгу, за окном утренний свет напомнил, что наступила Пасха. Книгу Валерия Басырова «Лето в Ковиде», которую мне передала Ира Коляка, я забрала накануне вечером, придя домой, сразу открыла и закрыла утром нового дня. О восьмидесяти днях преодоления боли, борьбы с ковидом и лечения травмы узнала из книги. О том, что Валерий Магафурович попал в «красную зону» знала, но узнала не сразу. Ольга Владимировна Прилуцкая сообщила в ответе на моё письмо и предупредила, что беспокоить звонками не надо, да и бесполезно, Басыров на звонки не отвечает. И вот читаю откровенный рассказ, разговор с читателем как с самым родным человеком.

Правда жизни — девиз Валерия Магафуровича, и, как мне кажется, даже эмоции не сбивают его с этого пути. Ни одного человека, несущего добро, не пропустил, рассказал о них больше, чтобы и другие люди знали о них. Книга плотно населена медиками, поэтами, чиновниками, администраторами. «Надо бы имена медиков переписать, — читаю, — запомнить не удастся: их много, и все в защитных костюмах. Большое количество санитаров-студентов. Многие из них влюблены в свою профессию. Наше будущее — не растерять бы их…».

А ведь в эти восемьдесят дней ему встретились и недобрые, недобросовестные, злые и жадные, яростно бестактные. Когда я читала сведения о добрых людях, вспомнила слова Юлиуса Фучика: «Не забудьте, не забудьте ни добрых, ни злых. Собирайте сведения и помните о тех, кто жил для вас». Теперь уже перечитываю книгу и ищу сведения о других. Нет, не написал, даже не назвал имени, превратил плохого человека в букву «N», но горечь прозвучала в словах: «Почему иногда вижу такое наплевательское отношение к больным? Хотя стимул для работы у них есть – очень высокая зарплата: слышал, со всеми надбавками младший медперсонал получает около ста тысяч рублей ежемесячно, а что уж говорить о врачах…».

Вновь  только достоинство и благородство Валерия Магафуровича. В переписке, что приведена в книге, вижу, что не только я ощущала тонкое его понимание собеседника во время разговора. Это понимание было шире и глубже. Он словно прочитывает недосказанность, сразу чувствует тему продолжения разговора и сам говорит о ней. В книге «Лето в Ковиде» автор доверчив и открыт перед читателем. Искренне говорит о том, что верит в вещие сны, приметы. Строки превращаются в исповедь. Он сам умеет исцелять. На одной из страниц читаю вывод Ольги Владимировны Прилуцкой: «Басыров — это человек Солнце. От него исходит такая энергия мощная. Наверняка, многие завидуют ему, вредят… Немудрено заболеть… А он нужен очень многим…»

Читаю это и думаю: с его экстрасенсорными данными, умением видеть и читать знаки свыше, он же предугадывает расчётливый цинизм собеседника, ощущает, как черпают из его доброты свою выгоду, и только благородство души не даёт позволить ему, как-то защититься. Спокойно, невозмутимо он просто отходит в сторону…

Не заметила, когда взяла ручку и на листках (записной книжки не оказалось рядом) записывала поэтические словосочетания, удивительные образы вот этой жизни, наполненной преодоления, жизни, что провела «лето в ковиде». Природа, звёзды, время дня — они-то те же, но изменилось состояние человека. Книга напоминает дневниковые страницы, но записи ведёт поэт, побывавший в «красной зоне», поэтому он пишет: «Одиночество привело на край истины». Лично я избегаю слова «одиночество», заменяю его «уединением», а приручённая к уединению тишина способствует творчеству. Так легче. Автор же через своё состояние отражает действительность, очеловечивает и передаёт природе своё настроение. Я представляю, как «мглистое утро пыталось заползти в комнату, но ему не удалось перетащить через подоконник своё бесформенное тело». Валерий мог только следить глазами за усилиями утра, помочь было невозможно. Время идёт, Вселенная продолжает жить, но она «подпитывается энергией». А взятый в плен болезнью Лирический Герой наблюдает, как «по подоконнику раскрытого окна шастал летний вечер», далее «звёзды игриво подмигивают мне». Но есть и другие наблюдения за небесными кокетками: «Ранние звёзды изредка подмигивают друг другу о чём-то известном лишь им самим. У горизонта наоборот, звёзды прижались к земле, согрелись и успокоились». За окном, конечно, солнце, синее небо, птичье разноголосье, ветер, и, наверное, мало кто обращает внимание на «обрубок некогда могучего дерева, которое, боясь потерять равновесие, проткнуло яркий день корявыми ветвями и застыло неподвижно». И эта постоянная картинка перед глазами каждый день. Невыносимо даже представить это, а наблюдать с утра до вечера каково!? Возвращаюсь к началу книги, где Басыров у изголовья умирающей Виктории. Не пропущено ни мгновения из её жизни, хочется услышать, что она говорит, но «звуки вытягивались в тонкую линию и прилипали к её губам». Последние два слова: «Живи… Окно…». «И дыхание стало прерывистым. Оно смяло, а потом рассыпало её речь». При чтении каждая страница сопровождена сопереживаниями, и не одна омыта слезами. Но Валерий Магафурович сразу сообщил: «Валерия была сильной женщиной», и я убедилась в этом, хотя видела и говорила с ней один раз. О стихах ли, картинах, красоте она говорила убедительно, интересно, я бы сказала, живописно.

В доме Валерия Басырова я была дважды. Книги — это то, что вспоминается в первую очередь и удивляет. Поэзия, переводы, публицистика, критика, творческие произведения писателя — значимые звенья души одного человека, а он ищет ещё, проводит фестивали, встречи в разных странах… Богатство стеллажей поразило не только количеством книг и разнообразием тем, но и формой томиков. Это были книги, над изданием которых работал Валерий Магафурович. Среди привычных размеров, были весомые фолианты и небольшие, с дамскую ладонь, которую можно взять с собой в сумочку, и совсем маленькие, которые можно положить в карман. Как раз такой формы был получен только что изданный «Коран». Для меня это была экзотика, каждая книга выглядела неповторимым музейным экспонатом, а для хозяина содержание стеллажей — родимое детище. Каждую книгу он продумывал, вынянчивал как ребёнка. Знаю это лично: четырнадцать изданий вышло в «Доле», куда вошли мои произведения, то есть полностью мои, или составленные мною: «Вне времени над временем живут», 2010; «Весна светлых надежд», 2010; «Живое поле», 2011; «В стихах душа поэта говорит», 2013; «Под звонкий смех», 2013; "А в море — море обаяния", 2018; «И в краткой форме мысль глубока». Рубаи, 2018 г. Валерий Магафурович не просто владеет таким богатством, он рождает его, одаривает им читателей щедро и с любовью. Нравятся изданные в «Доле» книги, дорожу каждой надписью редактора в подаренных. Особенно радует надпись в книге «Дыхание ранней росы» — «Доля» всегда с вами». А ещё помню, дарит он мне свою книгу «Вересневий блюз» и бережно проводит ладонью по обложке. На обложке осенние листочки, а один ещё зелёный, почти прозрачный, с чёткими прожилками, украшенный несколькими серебреными снежинками. Мне показалось, что он приклеен, вопросительно смотрю на Валерия Магафуровича, а он с улыбкой говорит:
 
— Ручная работа. Виктория придумала. А это — её картины. И это… Разреши показать, — обратился он к жене.
— Покажи, конечно, — ответила Виктория.

Валерий Магафурович открыл дверцу шкафа, где лежали женские украшения, сделанные руками самой хозяйки. И сейчас вспоминаю картины Виктории, берегу сплетённый из бисера её ручками воротничок. Память о ней. Светлая память ей!

Провожая, Валерий Магафурович обратил моё внимание на цветы, на туманную погоду, нераскрывшийся ещё бутон крокуса…
Но хочу обратить внимание читателей на ещё одно замечательное качество работы, на фото, которые Басыров помещает в соцсетях: «Одноклассники», «Фейсбук», печатает в журнале «Наш Крым» и в других изданиях. Есть они и в книге «Лето в Ковиде», но я скажу о других, где жизнь наполнена дыханием, ароматом, шорохом летящего листа, шёпотом травы и беззвучным полётом бабочки. Рождаются поэтические строки, потому что в фото переданы чувства, а поэт — хранитель высоких чувств. Это ещё одно звено его души. Поэт — это звание. Я часто пишу поэтические строки на увиденные фото, настолько они выразительны.

Пиши, поэт

Рубанет

Избрали  даль, плывут издалека,
зовут, чаруют в сини облака.
Тропа бежит от них, спешит за ними
и ждёт попутчика, наверняка.


Отпев расцвет весенней кутерьмы,
броском кусты взобрались на холмы.
О том, где ангелы вокруг играют в прятки,
не скажут, не шепнут: они – не мы.


В гармонии земли и неба тишь.
Поэт, в оцепенении молчишь!
Дополнить рай лишь жаворонка трелью
возможно:  этот миг – его престиж.


Мечту озвучит ангельское пенье.
В любви к земле родится вдохновенье.
                Пиши поэт.

Книга написана, она шагнула к читателям, о ней уже говорят, делятся впечатлениями. Книга Валерия Басырова "Лето в Ковиде"  – уже в нашей жизни.


Рецензия на «Пиши, поэт» (Нина Плаксина)

Строка твоя возвышенно чиста, поэт-художник,
В сиянье красок и волшебных русских слов.
И верится, что в облаках среди холмов
Играют в прятки ангелы. Гармония возможна!

БЛАГОДАРЮ, Ниночка, за очарование пейзажа и стихов. Да хранит   Господь тебя и твоих близких.
С теплом души,
Светлана Гладкова   30.01.2022 00:26


Рецензии
Нина. Привет. Спасибо за информацию. Как там Крым поживает?
С Майскими Праздниками тебя!
Приходи в гости. Всегда рад встрече с тобой!
С теплотой.

Игорь Хомяков 2   04.05.2022 13:15     Заявить о нарушении
Крым в порядке. Весна, правда, не балует, но сады уже цветут. Приятно видеть тебя на страничке. С Днём Победы! В этом году это особенно значимо и важно. Воюя с нацистами, с бандеровцами, мы с особенной гордостью встречаем День Победы над немецкими фашистами!
До встречи!

Нина Плаксина   05.05.2022 13:34   Заявить о нарушении