Гуманизация. Демилитаризация

Статья российского историка.



ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ.

Продолжаю размышлять о счастливой России будущего и понимаю, что одной из важнейших составляющих изменений всей нашей жизни должна стать её демилитаризация. Но как этого достигнуть?
Какие-то вещи напрашиваются: например, отменить военные парады с их бряцанием оружия. Запретить изготовление военной формы для детей и вообще использование военной формы гражданскими людьми. Упразднение каких-бы то ни было «военно-патриотических» игр и развлечений. Закрыть парк «Патриот».
Это все можно сделать легко и быстро - несколькими росчерками пера. Но достаточно ли таких мер? Безусловно нет.
Ясно, что должна быть резко сокращена армия и военная промышленность. Но ведь это означает выбрасывание миллионов людей из их привычного ритма. Людей, которые лишатся привычного статуса, работы, устойчивости. А это, как мы знаем, очень реактивная основа для возможного военного путча. Это один из тех факторов, о который споткнулись экономические реформы в 90-е годы - не сокращать военно-промышленный сектор нельзя и сократить невозможно.
В этой сфере я совсем не специалист, поэтому скажу только, что безусловно нужны долгосрочные и хорошо продуманные (я бы сказала - заранее, задолго) программы. Для издыхающей экономики это может оказаться уж совсем непосильным ударом. А армия? Напрашивается мысль прежде всего об отмене всеобщей воинской повинности. А офицеров куда девать? Это тоже необходимо очень тщательно продумать.
Еще будут нужны подготовленные программы по реабилитации тех, кто вернётся с войны. Те, кто совершают сейчас зверства, должны будут быть наказаны, но все - АБСОЛЮТНО ВСЕ - кто там был, вернутся с посттравматическим синдромом. Значит, с ними надо будет работать психологам (психиатрам? психотерапевтам?), причем специалисты должны идти к ним и не дожидаться их обращения. Знаю, что должно быть наоборот, но что делать…
Есть и другие вещи - у нового поколения должно быть воспитано неприятие войны. При этом стоит учитывать ошибки предыдущих поколений. Сколько десятилетий советской власти говорили: «Это не должно повториться!».
Я опять о своём, об учительском. Программа преподавания истории должна быть в корне изменена - акцент в ней стоит перенести с истории государства и его войн на историю людей и их жизни. Казалось бы, это мелочь, но она даст возможность хотя бы попытаться отойти от вошедшего к нам в плоть и кровь стереотипа, гласящего, что главные достижения России - это войны, в которых она кому-то надавала, кого-то отпинала, что-то захватила. А может быть, главные достижения в ином? Может быть, стоит поменьше говорить об полководцах, а побольше - о художниках и писателях, о купцах и предпринимателях, о докторах и благотворителях, не только о мужчинах «призывного возраста», но и о женщинах, детях и стариках? И тогда образ России переменится, и ценности станут другими.
И войны стоит изучать по-другому. О какой бы войне ни шла речь - всё сводится к тому, как генералы в «Войне и мире» планировали сражения : «Первая колонна марширует, вторая колонна марширует». А давайте сведём к минимуму описания сражений, выдвижений танковых клиньев и ликвидации котлов, а поговорим о людях на войне – ой как же тогда не захочется воевать. Великая русская литература тут тоже, кстати, может помочь. Думаю, что России будущего предстоит стать безъядерным государством – сколько ещё можно угрожать всему миру ядерной дубинкой? Может быть, стоит изучать с
детьми «Хиросиму» Джона Херси – в которой атомный взрыв показан через судьбы шести уцелевших людей, и это куда страшнее отвлечённых рассуждений об атомном грибе. А ещё «Чернобыльскую молитву» Светланы Алексиевич – мирный атом, он все равно атом, и мы, увы, знаем, что происходит, когда он вырывается наружу. И конечно, будут изменены все памятные дни. 9 мая станет не праздником милитаристов, a Днём памяти и траура, 23 февраля вообще отменим, а зато 24 февраля будет Днём покаяния.

Вот тогда где-нибудь лет за 50-60 каких-то добрых перемен достигнем...


Тамара Эйдельман.
Российский историк, педагог, писательница, переводчик, радиоведущая. Заслуженный учитель Российской Федерации.


Рецензии