Платонов и Тарковский

Платонов и Тарковский. Тезис к большому...

  Андрей Платонов – вот писатель, может быть, более всего резонирующий с фильмами Тарковского. Есть в них общая философия, общая эстетика эпизода, общее понимание красоты в мире и человеке.
  Воображение героев (особенно детей!) Платонова не столько фантазии, не столько некая творческая «иллюзия» ребёнка (Никиты, Егора…) об окружающем мире, сколько проникновение в тайну окружающего, в подтекст мира. Их соприкосновение с миром – акт поэтический! Его результат – рождение интуиции, сердечной искры, что глубже ума. Платонов и сам не раз говорил о таком пути, где ум идёт только строго за сердечным познанием мира. А это – путь поэта! И Тарковский, и Платонов необыкновенно поэтичны.
  Читая, скажем, рассказ писателя «Железная старуха», мы невольно вспоминаем «детские» кадры фильма «Зеркало»:
  «Он (Егор) всмотрелся в сумрак. Окно, выходившее в просяное поле, светилось смутным светом ночи, будто за окном была глубина неподвижной воды. Егор привстал на постели, думая о том, что сейчас делается в темном поле, и кто там идет один с котомкой хлеба в дальнюю дорогу. Наверно, кто-нибудь идет по пустой дороге и не боится ничего. Кто он такой?
  Издали кто-то протяжно вздохнул, затем застонал и умолк. Егор уставился в окно; прежний свет темной земли озарял стекло, но унылый, стонущий звук повторился опять — ехала ли то телега вдали, или железная старуха шла по оврагу и томилась, что люди живут и рождаются, а она никак не дождется, когда будет одна на свете. «Пойду, до всего дознаюсь, — решил Егор. — Что там ночью, кто старуха?»
И тут отчётливо сознаёшь, что и «сон» Тарковского, и эпизод с военруком, и дети, бредущие по полю с бабушкой, и открытие себя, «сокровенного человека», в зеркале, и пытающийся свистеть больными, обмётанными губами мальчишка с птахой на голове – всё родственно платоновскому видению, платоновской эстетике, настроению. Человеку Платонова!
  А теперь перекиньте мостик от бескрайних платоновских серых равнин, по которым идут «взыскующие истины» герои «Чевенгура», «Котлована», к пронзительно печальным кадрам «Андрея Рублёва», связанным с творцом колокола, «воздухоплавателем», скоморохом, к удручающей оставленности и заброшенности пространств «Сталкера»… Какое авторское единство! Может быть, совсем не случайное.
  Но среди нищеты, грязи, экологической катастрофы, забитости, насилия бьётся сердце великих героев Платонова и Тарковского. Такие разные по эпохам, обстоятельствам жития своего, характерам персонажи того и другого несут в себе общее, что осознаётся нами… поэтически. Да, сначала на уровне озарения: так оно и есть.
  Глубины смысла и чувства у того и другого рождаются тишиной, созерцанием, «звериным» прислушиванием и приглядыванием за окружающим. Обет молчания Андрея Рублёва и тихий подвиг Юшки, обнажённое, обжигающее прощупывание мира Никитой и прощание с «зелёной и душистой» Землёй психолога Кельвина…
  Не устами часто, а сердцами и глазами «говорят» они. Тишина внятней объяснений, жест и прикосновение глубже слова, пауза велика и неисчерпаема.
Есть над чем подумать, да.


Рецензии
Когда-то потрясли книги Платонова. Над твоим содержанием-анализом надо думать. Вернусь, скорее всего. Здравствуй! Давно не виделись-не общались. Увидела фото - потеплело где-то слева... Предлагаю заглянуть ко мне - две статьи о книге Прудниковой. первая "Крамола...", вторая - сам увидишь. Может, пригодятся. И почему ни одного личного сообщения не читал? Тоже загляни. Про Тараканову было...

Ольга Ботолина   07.05.2022 01:50     Заявить о нарушении
Оля, личные сообщения не работают несколько лет уже.
Привет тебе. Зайду. Погляжу.
Лето сегодня. Прибираю дрова, двор... Хорошо.

Учитель Николай   07.05.2022 09:14   Заявить о нарушении
Оля, о книге Гели на разворот будет. Так что хорошо... После 10 вернусь. Всё внимательно прочту.
С Победой!

Учитель Николай   09.05.2022 08:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.