Манассия

   Манассия (Менаше/Меннаше) — первенец Иосифа Прекрасного от египтянки Асенефы из Илиополя. Родился в Египте. Его дедом по материнской линии был египетский жрец Потифер (спорно). Был усыновлён своим дедом по отцовской линии Иаковом (Быт. 48:16).
   Манассия является родоначальником одного из колен Израилевых - колена Манассиина, которое получило удел частью на восток от Иордана (земли Васан и Галаад — Нав. 17:1), а также земли в северной Самарии вплоть до Средиземного моря, причем первую часть им отдал ещё Моисей, раб Божий, а вторую они получили от Иисуса Навина при дележе завоеванных Ханаанейских земель. Племя Манассии только номинально господствовало над своим уделом, поскольку они не только не изгнали Ханаанеев с их земель, но даже не смогли покорить их и взять с них дань (Нав. 17:12).
   Причин для получения такого удела несколько, но главное: ещё во времена Моисея колено Манассиево количественно превосходило Ефремово и, поэтому, при разделе Палестины получило земли по обе стороны Иордана. Со временем заиорданская часть этого колена стала объектом нападений со стороны ассирийцев, а в период царствования царя Осии была завоёвана ассирийским царём Салманассаром V. Израильский вождь Иисус Навин происходил из племени Ефремова.

   Экспансия и захват еврейскими племенами Палестины проходил с разной степенью эффективности, но в истории расселения колен Манассии, Гада и Рувима есть один важный момент, который оказался в дальнейшем судьбоносным, это возникновение альтернативного религиозного центра. При разделении единого Израиля на два царство Северное и Южное, царство Иудея со столицей в Иерусалиме, и царство Израиль, царство Израиль не могло остаться без религиозного центра, иначе ни о какой независимости не могла быть речи.
     Итак, при дележе захваченных Ханаанских земель, колену Манассиину выпал жребий, и Махиру, старшему сыну Манассии достался Галаад и Васан, часть же сыновей и дочери Манассии попросили Иисуса Навина выполнить обещание Моисея, и «выпало Манассии десять участков, кроме земли Галаадской и Васанской, которая за Иорданом». (См. карту). Это выглядело справедливым.
    «Тогда Иисус призвал колено Рувимово, Гадово и половину колена Манассиина и сказал им: вы исполнили всё, что повелел вам Моисей, раб Господень, и слушались слов моих во всем, что я приказывал вам; ныне Господь, Бог ваш, итак возвратитесь и пойдите в шатры ваши, в землю вашего владения, которую дал вам Моисей, раб Господень, за Иорданом; Потом Иисус благословил их, и они разошлись по шатрам своим. Одной половине колена Манассиина дал Моисей удел в Васане, а другой половине его дал Иисус удел с братьями его по эту сторону Иордана к западу».
   «Придя в окрестности Иордана, что в земле Ханаанской, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили там подле Иордана жертвенник, жертвенник большой по виду. И услышали сыны Израилевы, что говорят: вот, сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили жертвенник на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, напротив сынов Израилевых. Когда услышали сие сыны Израилевы, то собралось все общество сынов Израилевых в Силом, чтоб идти против них войною»
  Впрочем,  сыны Израилевы прежде послали к сынам Рувимовым и к сынам Гадовым и к половине колена Манассиина в землю Галаадскую Финееса, сына Елеазара, священника, и с ним десять начальников, по начальнику поколения от всех колен Израилевых;  Они обратились к тем: «Так говорит всё общество Господне: что это за преступление сделали вы пред Господом Богом Израилевым, отступив ныне от Господа Бога, соорудив себе жертвенник и восстав ныне против Господа?»
Вопрос был очень простым и важным для верующих: «если земля вашего владения кажется вам нечистою, то перейдите в землю владения Господня, в которой находится скиния Господня, возьмите удел среди нас, но не восставайте против Господа и против нас не восставайте, сооружая себе жертвенник, кроме жертвенника Господа, Бога нашего». Сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина в ответ на сие говорили начальникам тысяч Израилевых:
   «Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас Господь в сей день! Если мы соорудили жертвенник для того, чтоб отступить от Господа Бога нашего, и для того, чтобы приносить на нем всесожжение и чтобы совершать на нем жертвы мирные, то да взыщет Сам Господь! Но мы сделали сие по опасению того, чтобы в последующее время не сказали ваши сыны нашим сынам: "что вам до Господа Бога Израилева! Господь поставил пределом между нами и вами, сыны Рувимовы и сыны Гадовы, Иордан: нет вам части в Господе". Таким образом ваши сыны не допустили бы наших сынов чтить Господа. Поэтому мы сказали: соорудим себе жертвенник не для всесожжения и не для жертв, но, чтобы он между нами и вами, между последующими родами нашими, был свидетелем, что мы можем служить Господу всесожжениями нашими и жертвами нашими и благодарениями нашими, и чтобы в последующее время не сказали ваши сыны сынам нашим: "нет вам части в Господе". «Да не будет этого, чтобы восстать нам против Господа и отступить ныне от Господа, и соорудить жертвенник для всесожжения и для приношения хлебного и для жертв, кроме жертвенника Господа Бога нашего, который пред скиниею Его».
     Финеес, священник, начальники общества и тысячники Израилевы,  услышав эти слова, одобрили их. После возвращения посланников «сыны Израилевы одобрили это, и благословили и отложили идти против них войною, чтобы разорить землю, на которой жили сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина».
Но это был первый случай, прецедент, дальше было проще.

  Царь Израиля Омри построил новую столицу Самарию (около 875 года до н. э.).  Столица Израиля была перенесена в Самарию из Тирцы, но центрами культа в Израиле оставались Бейт-Эль на юге страны и Дан на севере.  Но постоянные войны между Царствами Иудеей и Израилем заставляли искать независимую идеологии в виде внесения поклонения местным доиудейским божествам. Об этом уже писалось, см. «Ровоам и Иеровоам», http://stihi.ru/2022/03/05/7167
Это продолжение цикла «Колена Израилевы»

Рембрандт Харменс ван Рейн. Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема.1656


Рецензии