Aristocratic style of Sergei Yesenin

 Предлагаем читателям "Weekly Magazine" небольшую статью из паблика "Литературные Находки" опубликованную 14 марта 2019 года,
дополненную комментарием:


ARISTOCRATIC STYLE OF SERGEI YESENIN


Расхожее мнение о великом русском поэте Сергее Есенине гласит, что он был сын крестьянина, носил русскую одежду, лапти и непременно гулял между березок - вот такой душка-пастушок.
На самом деле мнение это так же ошибочно, как некоторое утверждение, что в России по улицам столиц гуляют бурые медведи.
Современники и близкие родственники в своих воспоминаниях отмечают аристократический стиль поэта, который на самом деле отвергал лапти, даже выкинул их, и крестьянскую одежду не носил, даже у себя в селе.

Есенин огромное внимание уделял своей внешности - умел и любил хорошо одеться, делал завивку на волосах и пудрился, - писал один из исследователей творчества и биографии поэта Алексей Казаков, которому удалось пообщаться с огромным количеством современников поэта. - Именно поэтому на многих снимках ему удавалось выглядеть как щеголь или даже денди.*
Свои лапти Есенин давно выкинул. Поэт заказывал одежду только у лучших портных и даже дома облачался не просто во что-то удобное, а в великолепный японский халат. Это был неповторимый стиль аристократа, - заявляли его знакомые.
В книге Станислава и Сергея Куняевых "Сергей Есенин" так описывался внешний великого поэта во время путешествия по зарубежным странам с Айседорой Дункан:
Компания в несколько человек села в громадную открытую машину и словно бродячая цирковая труппа потащилась к французской границе. Есенин был облачен в одну из Айседориных огромных русских шуб и высокие сапоги, на боку у него висели бинокль и фотоаппарат.

Первая гражданская жена Есенина Анна Изряднова писала, что когда Есенин только приехал в Москву из своего родного села Константиново под Рязанью, то совсем не напоминал деревенского парня: на нем были коричневый добротный костюм, зеленый галстук и воротничок накрахмаленный.
Окружающие восхищались его неповторимой аристократической красотой - ведь модный стильный вид отлично сочетался с золотыми кудрями. Есенина прозвали "вербочным херувимом".
Чем дольше продолжалась жизнь в Москве - тем все более модным становился поэт Сергей Есенин, и вот уже Изряднова пишет, что он расхаживает в бархатном длинном кафтане, голубой рубахе и желтых сапогах на высоком каблуке.
Сапоги оказались особенно по нраву поэту, он приговаривал: "Под пятой, пятой хоть яйцо кати".
По воспоминаниям некоторых современников, Есенин относился к внешнему вижу маниакально. Например, он очень часто мыл голову, что в те времена было не принято, и, конечно, приобретал для себя очень дорогую одежду - особое внимание уделял костюмам, и чтобы были уникальные, на него сшитые, неповторимые!
Его жена, Айседора Дункан, щедро оплачивала гардероб, иногда денег ей не хватало, но под страхом попасть в тюрьму, она все равно одевала Сергея в самое лучшее!
Поэт заботился не только о себе, но и о своих сестрах. Всегда старался их приодеть. Брал на себя ответственность, даже если денег не было - делал, что мог.
Айседора Дункан вспоминала, что Есенин мог похитить платье и отправить в холодную Москву сестрам, которым жилось не очень хорошо (по воспоминаниям Айседоры Дункан). Великий творец всегда заботился прежде всего о близких родственниках, воспринимая свои мимолетные браки больше как приключения.
Современники восхищались стилем Есенина. Позволю себе привести вот такие строчки одного из переводчиков:
"Эта элегантность костюма, эта утонченная изысканность, которую он словно бы нарочно подчеркивал, были не более чем еще одной – и не самой интересной – ипостасью его характера, сила которого была неотделима от удивительной нежности, - вспоминал о поэте бельгийский переводчик Франц Элленс, который переложил часть стихотворного наследия на французский язык, - Будучи кровно связан с природой, он сочетал в себе здоровье и полноту природного бытия. Думается, можно сказать, что в равной степени подлинными были оба лика Есенина. Этот крестьянин был безукоризненным аристократом".



Сэмюэл Криг:

Да, Сергей Александрович был именно таким. И эта британская аристократичность его только красила. Пил и дебоширил он много, но и писал отменно. Да, он был гениальным человеком, и прекрасно осознавал свою неповторимость. То, что касается "песенности" его стихов, один раз, в начале своей карьеры, я ощутил её сам. Помню, как-то вернувшись домой после занятий, я сел в дальней комнате нашей московской квартиры на пол с гитарой, открыл один из маминых томиков Есенина, и стал подбирать музыку к ранним стихам поэта. Я был поражен тому, что эти строки легко можно было спеть. Немного позже, экспериментируя с его стихами последних лет под "ди-джейские" барабаны, я начитал в наш студийный микрофон "Кобыльи корабли". Вышло довольно впечатляюще. Сейчас это называют рэп.*
Однажды моя мама дала мне прочитать вот это стихотворение Есенина, про "березки" в нем уже ничего не было. Есенин хорош тем, что он естественен:

Сыпь, гармоника! Скука… Скука…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали,
Невтерпёж!
Что ж ты смотришь так синими брызгами?
Или в морду хошь?
В огород бы тебя, на чучело,
Пугать ворон.
До печенок меня замучила
Со всех сторон.
Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!
Пей, выдра! Пей!
Мне бы лучше вон ту, сисястую,
Она глупей.
Я средь женщин тебя не первую,
Немало вас.
Но с такой вот, как ты, со стервою
Лишь в первый раз.
Чем больнее, тем звонче
То здесь, то там.
Я с собой не покончу.
Иди к чертям.
К вашей своре собачей
Пора простыть.
Дорогая… я плачу…
Прости… Прости…

1923 г.



Сергей Александрович Есенин великий поэт.
Для страны большевиков, в последние годы своей жизни с его аристократичностью, и поэзией, он был как "кость в горле", поэтому, естественно, был убит в одном из номеров гостиницы "Англетер" в Петербурге.







                26 апреля 2022
                12:34



Note:  * Запись произведения Сергея Есенина "Кобыльи Корабли" под ди-джейские барабаны
            в исполнении Сэмюэла Крига находится в архивах группы
            на кассете VHS.
            В конце июля 2022 года планируется запись стихотворения
            Михаила Юрьевича Лермонтова "Бородино".
         


Рецензии