Фитоморфизм

Созревшая к Любовному борению,
Нагая в первозданной чистоте,
Цветением прильнувшим к примирению,
Природа запестрела в простоте.

Душистых ярко - красочных обителей,
Без счёта в обрамляющем листе,
Доверимся свидетельствам ценителей,
Об истине, добре и красоте.

Прямы да и упрямы несокрытости,
Строги и лаконичны в зеленях,
Эстетством не увиты до обрыглости,
Увесистые кущи на плетнях.


Гермопольская Огдоада и Башня ветров.
Парные - фитоморфизмы весной и осенью.
       - зооморфизмы. осенью и весной.
       - антропоморфизмы. зимой и летом.
       - фетишизмы. летом и зимой.
       - териоантропы.
       - териоцифалы.


Возвышенное ближе к этическому - Трансцендентальная эстетика И. Канта.

Антропоморфизм(от греч. antrpos — человек, morph — вид, форма) — моделирование явлений окружающего мира в образах строения и поведения человека. Видимо, расцвет антропоморфизма связан с явным самовыделением человека из животного мира, формированием собственно религиозного типа мышления. Наделение природных объектов и явлений человеческими качествами, особенно появление человекоподобных богов как определяющих элементов познавательной системы — характернейшие признаки антропоморфизма
 
Зооморфизм(от греч. zon — живое существо, животное и morph — вид, форма) — моделирование явлений окружающего мира в образах строения и поведения животных. Зооморфизм — характерное проявление древнейшего магико-тотемического мышления. Животные очень часто выступали в роли тотема — символа и предка социальной группы, связанной узами родства. Впоследствии они часто становились предметом религиозного культа, считались священными или «нечистыми», с ними связывались многочисленные ритуалы

 
Фитоморфизм (от греч. phytn — растение; morph — вид, форма) — моделирование явления окружающего мира в образах растений и грибов. Связан (как и зооморфизм) с древнейшим магико-тотематическим мышлением. Растения часто играли роль тотема, выступали как ритуальные и культовые объекты в ранних религиях Фитоморфные образы занимают важное место в культуре. У них есть своя «застолбленная» область символов — плодородие, быстрый рост, величественный покой (подобно тому, как зооморфизм прежде всего связан с символикой силы, быстроты, а антропоморфизм — разума, руководства).
 
Ф е т и ш и з м. Природа здесь вся одушевлена, а с другой стороны, она вся состоит только из физических предметов и сил, за пределами которых человек ничего не видит и не знает и ничего не может знать и видеть. Такая вещь есть фетиш, и такая мифология есть фетишизм. Таким образом, древний человек понимает фетиш как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мир одушевлен, то магическая сила «разлита» по всему миру и демоническое существо никак не отделяется от предмета, в котором оно обитает.
 
Фетишизм в древней Греции охватывает все области действительности. Приведем ряд примеров из литературных первоисточников. В первую очередь, среди фетишей мы находим богов и героев в виде необработанных, грубых деревянных или каменных предметов. Таковы, например, богиня Латона на Делосе — в виде полена, Геракл в Гиетте — в виде камня, братья Диоскуры — в виде двух бревен с поперечными брусьями в Спарте. Фетишами были и предметы, изготовленные руками человека, например копье Ахилла, исцелившее героя Телефа. Фетишистское значение имели растения, животные и сам человек, а также все части его тела. Так, виноградная лоза и плющ были фетишами Диониса, и бог иной раз прямо именовался «Плющом». Афина в одном из орфических гимнов так и именуется — «Змея». Критский Зевс воспринимался некогда как бык, а «совоокость» Афины и «волоокость» Геры тоже явно указывают на их древнее тождество с совой и коровой (так называемый зооморфизм). Человек не просто в ужасе убегает от непонятных ему сил, а начинает всматриваться в них, расчленять их и, по возможности, пользоваться ими. Только на этой ступени развития сознания первобытного человека наступает та стадия древнейшей мифологии, которую можно назвать фетишизмом в собственном смысле слова, потому что только здесь впервые фетиш фиксируется как таковой, а не просто воспринимается только инстинктивно и смутно.
 
А н и м и з м. анимизм (греч. animus — дух, anima — душа) тоже имел свою историю. Вначале демон вещи настолько неотделим от вещи (даже хотя бы он от нее и отличался), что с уничтожением вещи прекращает свое существование и этот демон вещи, наподобие греческой гамадриады, нимфы дерева, умирающей вместе с порубкой самого дерева. В дальнейшем растет самостоятельность и этих демонов, которые теперь не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее длительного срока после уничтожения этих вещей. Такова греческая дриада, тоже нимфа дерева, но уже остающаяся в живых после уничтожения самого дерева. Этот демон далее становится своего рода обобщенным мифическим существом, т. е. источником или родителем всех вещей, подпадающих в качестве видовых представителей, под соответствующее родовое понятие. Греческий Океан, например, эта река вообще, которая, во-первых, дана в виде одной, особенно большой, особенно быстрой, особено глубокой, охватывающей притом всю Землю реки, и, во-вторых, это родитель всех вообще рек на земле. Боги и демоны античной мифологии есть прежде всего существа физические, материальные и чувствительные. Они обладают самым обыкновенным телом, хотя это тело и может мыслиться возникающим из разных видов материи. Если античные люди представляли себе, что самая грубая и тяжелая материя — это земля, вода же есть нечто более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода, и тоньше воздуха огонь, то демоны так и мыслились — состоящими из всех этих стихий, начиная от самой обыкновенной земли и кончая огнем. Богов же представляли себе состоящими из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно из эфира. Древние анимистические демоны, как правило, представляются в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии, т. е. о веке чудовищ и страшилищ (греч. teras — чудо и чудовище), символизирующих силы земли. Гесиод подробно говорит о порожденных Небом-Ураном и Землей-Геей титанах, циклопах и сторуких. В последних чудовищность подчеркнута особенно, потому что каждое такое существо имеет 100 рук и 50 голов. В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, т. е. очеловеченному, их пониманию. И этот антропоморфизм именно у греков достигает своего наивысшего оформления, выражаясь в целой системе настоящих художественных или пластических образов. Грек прекрасно знал, какого цвета волосы у Аполлона, какие брови или борода у Зевса, какие глаза у Афины Паллады, какие ноги у Гефеста, как кричит Арес и улыбается Афродита, какие ресницы у Афродиты и какие сандалии у Гермеса.
 
 
Со временем сформировался олимпийский пантеон, традиционно включающий 12 богов и богинь, хотя реально число их достигает 14-15.
Главой олимпийцев был признан Зевс, хотя братья Посейдон и Аид пытались оспорить его главенство, поделив мир на три части: Зевсу – небо, Посейдону – море, Аиду – подземное царство, оставив Олимп в общем владении.
Но боги не смирились с властью Зевса, тому пришлось отстаивать свое первенство. Против него восстают олимпийцы. Гера, Посейдон, Афина (или Аполлон) пытаются свергнуть Зевса, но того выручает Фетида, которая предупреждает владыку Олимпа о заговоре и призывает на помощь самого могучего из гекатонхейров – Бриарея, грозный вид которого быстро усмиряет заговорщиков. Зевс вынужден опасаться рождения сына, который может превзойти силой своего отца. Подобная угроза исходит от брака с Фетидой, однако, Зевс избегает ее, благодаря совету Прометея. Чтобы не допустить рождения грозного сына, Зевс проглатывает свою первую жену Метиду, после чего из его головы рождается грозная Афина.
Постепенно Зевс оттесняет своих братьев на задний план, чему в немалой степени способствуют его могучие дети, появившиеся на свет от любовный связей с богинями или смертными женщинами – Аполлон и Артемида (Лето), Загрей (Персефона) и Дионис (Семела), Афина (Метида) и Гермес (Майя), хариты (Эвринома) и музы (Мнемосина), Геракл (Алкмена), Персей (Даная) и др.
Впоследствии Зевс почитался как глава общегреческого пантеона, бог Закона, не обладающий абсолютной властью, но все больше на нее претендующий. Начиная с Платона, эллины все чаще представляют Зевса высшей субстанцией, связующей миропорядок, Зевс начинает отождествляться с Судьбой.
С Зевсом связаны многочисленные мифы: о Прометее, Данае, Европе, Леде, Ио; на Зевса возлагали ответственность за Девкалионов потоп и развязывание Троянской войны.
Посейдон – второй по влиянию олимпийский бог, но по происхождению более древний, чем Зевс. Посейдон почитался еще в начале Микенской эпохи, когда был богом, связанным с плодородием. Впоследствии культ Посейдона как верховного бога был оттеснен на второй план Зевсом. Эта борьба отражена и на мифологическом уровне. Некогда он оспаривал власть у Зевса, но уступил. Тем не менее, сила Посейдона огромна, он владычествует не только над морем, но и, в значительной мере, над землею. Подобно тому, как Зевс претендует на титул “основателя”, Посейдон именует себя «земледержцем».
В помощь себе Посейдон плодит могучих детей, столь же буйных и грозных, как их отец. Некогда Посейдон был владыкой загадочной страны – Атлантиды, уничтоженной волею Зевса. На протяжении легендарной истории Посейдон постепенно утрачивает былое влияние. Зевс с помощью детей-олимпийцев начинает вытеснять морского владыку из его земных владений. Зевс овладевает Эгиной, Аполлон – Дельфами, Дионис – Наксосом, Гера – Аргосом, Паллада – Афинами. Один за другим погибают могучие потомки Посейдона, безжалостно истребляемые детьми Зевса. Аполлон и Артемида убивают стрелами дерзких Алоадов и Ориона, Сарпедон, Антей, Полигон, Телегон, Бусирис, Эврипил и Эрик сражены великим убийцей Гераклом, Амик пал от руки Полидевка. Это настоящая война, война тайная и неприметная, война Зевса против Посейдона. Это преднамеренное истребление детей Посейдона, преследующее цель лишить морского бога опоры в мире людей, отнять у него ту долю власти над землей, которой он располагает.
Но и лишенный былой силы Посейдон грозен. Ведь в его распоряжении полчища морских существ, колоссальная мощь моря. Он сотрясает землю, порождая землетрясения, он – покровитель моряков и путешественников.
 
 
Под мифологической архаикой мы понимаем тот древнейший период мифологии — дофессалийский, или доолимпийский, который относится ко временам еще материнского рода, т. е. к периоду собирательско-охотничьего хозяйства и начальных ступеней производящего хозяйства. Процесс жизни воспринимается древним человеком в беспорядочно нагроможденном виде. Поэтому человек не только делает все материальным и физическим, живым, а иной раз даже одушевленным и разумным, но все окружающее он мыслит слепым, т. е. движимым какими-то непонятными силами. В результате этого принципом офор мления всех вещей и явлений является для первобытного сознания принцип беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящих до прямого уродства и ужаса. Мир и природа представляют для первобытного человека некое живое и одушевленное физическое тело. А так как первобытный человек видит перед собой только Землю с составляющими ее предметами и Небо, то Земля (греч. chthon), живая, одушевленная, все из себя производящая и все собой питающая, включая и Небо, которое она тоже из себя здесь рождает,— есть основа мифологии эпохи матриархата. Эта древнейшая мифология и называется хтонической. Как женщина является на данной ступени главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей, так и Земля является здесь источником и лоном всего мира, богов, демонов, людей. Вместе с развитием общества меняются и формы первобытного мышления, что позволяет выделить несколько стадий развития древнейшей мифологии.

 
позднейшим героизированным формам матриархальной мифологии относятся, прежде всего, знаменитые греческие амазонки. Это — явный рудимент среди нематриархальной и уже чисто героической мифологии. Амазонки — женское племя, живущее, по мифам, в Малой Азии, на реке Фермодонте, на острове Лемносе или в районе Меотиды и Понта Эвксинского, во Фракии или в Скифии. Амазонки не допускали мужчин в свое общество и признавали их только ради продолжения потомства, истребляя всех родившихся мальчиков. Вооруженные с ног до головы, всегда на конях, они проводили время в войнах. Патриархальная, т. е. героическая, мифология почти всегда изображает победу над амазонками какого-нибудь героя. Их побеждали Геракл, Тесей, Беллерофонт, Ахилл. Точно так же в дошедших до нас мифах рассказывается о вступлении в брак героинь со смертными героями, а это в период патриархата и героизма уже звучало как странная экзотика и как рудимент давно ушедшей старины (ср. Фетида и Пелей, Афродита и Анхис).
С переходом от материнской общины к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией, основанной на гармоническом и художественном восприятии мира. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой.
Вместо мелких божков и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, а все остальные боги и демоны ему подчиняются. Патриархальная община водворяется теперь и на небе, или, что то же, на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает Титанов, Циклопов, Тифона и Гигантов и заточает их под землю или даже в Тартар. Гесиод оставил нам красочные картины титаномахии и тифонии; о победе же Зевса над Гигантами можно прочитать у Аполлодора и Клавдиана. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, Ота и Эфиальта, которые выросли настолько быстро, что, едва возмужав, уже мечтали взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, вероятно, царством самого Зевса
 


Рецензии
Вы под философским микроскопом рассматриваете природу - это оригинально,, Андрей!
Вырабатывать свой стиль - одновременно и труд, и удовольствие!

Аля Алова   25.04.2022 22:23     Заявить о нарушении
Здравствуйте Аля! Поэзия хорошо дисциплинирует! Стараюсь как могу, благодарю Вас!

Валов Андрей   26.04.2022 12:50   Заявить о нарушении