Каллиграммы - предисловие
Слово «каллиграмма» придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов, и выражающих тему стихотворения. В общем виде этот графический жанр называется «идеограммой» и имеет давние традиции: идеограммы рисовали ещё древние кельты – народ, живший на территории Европы.
Однако, к своим каллиграммам я пришёл через Восток, через искусство китайских печатей, на которых иероглифы располагаются компактно и содержат в себе автографы, сентенции, изречения. Печати ставятся в углах живописных свитков и многие из них вызывают восхищение своей гармоничностью и изяществом. В Китае это самостоятельный вид искусства.
А что, если попробовать «иероглифизировать» буквенный текст, сжав его по горизонтали, как гармошку, и сплотив строки по вертикали? Тогда получится по форме что-то вроде китайской печати, ряда иероглифов. Но сделать это нужно так, чтобы сохранилась возможность прочитать слова при сосредоточении внимания. Это возможно, благодаря большой информационной избыточности буквенного текста. То есть, если мы исключим из текста до 40-50-60% букв или их элементов, то ещё сохраняется возможность прочитать его однозначно на пределе внимания.
В каллиграммах этого вида производится как бы выжимание избыточной информации – буквы в них частично заслоняют одна другую или переплетаются до предела узнаваемости, у них образуются общие элементы – остаются лишь намёки на буквы. Но при этом строго соблюдается правило: геометрический центр последующей буквы должен быть хотя бы немного смещён вправо от геометрического центра предыдущей или вниз, если слово пишется вертикально – чтобы можно было буквы мысленно разделить, не допустить разночтений. В своих каллиграммах в той или иной мере использую принципы и элементы таких видов графического искусства, как: монограммы и вензели, буквицы (заглавные буквы в русских летописях), краткопись древнерусского письма (славянская вязь), искусство экслибриса (книжного знака), искусство товарного знака (логотипа); друдлы, шарады, графический каламбур, искусство орнамента…
А зачем это нужно? При чтении-разгадывании каллиграмм происходит развитие и тренировка образно-интуитивного (эвристического) мышления в противовес клиповому-короткому, преодоление стереотипов восприятия, а также развивается способность сосредоточения внимания и выделения полезной информации из шума. Эти качества могут пригодиться людям самых разных профессий, особенно технически и психологически сложных, при обучении, принятии решений в нестандартных ситуациях. Каллиграммы могут найти применение в тестах для определения быстроты и гибкости мышления, в учебных и развивающих программах для детей – текст, прочитанный с усилием, напряжением лучше запоминается; они могут пригодиться и в досуговых мероприятиях - конкурсах, играх, викторинах, КВН и пр.
Каллиграммы-«рисунки буквами» могут найти применение, как выразительные товарные знаки-логотипы.
В дальнейшем каллиграммы могут послужить созданию буквенно-иероглифического письма, сочетающего в себе достоинства буквенного – универсальность и динамичность и иероглифического – образность, компактность.
Каллиграммы можно выполнить на любом буквенном языке, можно сделать каллиграмму, которая будет одинаково читаться на двух языках.
Располагать каллиграммы при публикации следует с учётом возрастания сложности, чтобы подготовить читателя к более сложным, требующим большего внимания.
Идею каллиграмм можно обнаружить в самой природе – это расположение элементов по принципу минимизации, экономии пространства – упаковка без зазоров. Так, например, располагаются листья у деревьев. Особенно наглядно это видно на молодых деревцах клёна: часть каждого листа закрыта другими, но настолько, чтобы и ему досталось солнечного света, чтобы его можно было, увидеть, узнать, как букву в каллиграмме. Свободного места при этом не остаётся - причём, листочки размещены очень красиво и гармонично. Так располагаются и чешуйки у рыб – одна полузакрывает другую.
Иллюстрация: каллиграмма автора
Свидетельство о публикации №122042401850
Для логотипов каллиграммы слишком сложны - по словам одного из ведущих дизайнеров, логотип должен быть настолько лаконичен и узнаваем, чтобы можно было нарисовать его пальцем ноги на песке. Но всё, что Вы пишете о развивающем внимание, смекалку и мышление действии каллиграмм, само по себе очень важно и увлекательно. Большое спасибо!
Марина Фурман 05.05.2022 20:11 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 05.05.2022 20:41 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 05.05.2022 20:45 Заявить о нарушении
Марина Фурман 05.05.2022 20:49 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 05.05.2022 21:52 Заявить о нарушении
Марина Фурман 05.05.2022 22:34 Заявить о нарушении
Сергеев Павел Васильевич 06.05.2022 08:37 Заявить о нарушении