Зачем живёшь, человек?

          Зачем живешь, человек? Как ни странно, в ответе на этот вопрос современные науки и православное вероучение не имеют разногласий, имеется лишь небольшое но… в котором, собственно говоря, кроется важный смысл.

          1.Первостепенной задачей любого христианина является обретение образа Божиего, то есть обОжение, или искоренение грехов (злобы, зависти, лени и т.д.), продвижение к святости. Первостепенной задачей, которую для человека определяют науки, является становление личности. Обратите внимание на сходство:  "становление личности" и "обретение образа Божиего", то есть самосовершенствование, как первостепенная задача человека.
          Личностью, как известно, не рождаются, но и взросление само по себе не  обеспечит достижение этой цели. Точно также, согласно вероучению, человек греховен с рождения. Это утверждение обусловлено существующими теориями происхождения души. Вопрос о происхождении души остается в области сакрального. 
          О развитии личности пишет И.Кант (1724-1804 годы), представитель немецкой классической философии, он говорит о «…совершенствовании своего духа…», о необходимости провести «…истинную реформу образа мыслей…». Специалисты в области психологии С.Л.Братченко (1956 г.р.) и  М.Р.Миронова (1963г.р.) в статье «Личностный рост и его критерии» также пишут о “тенденции к актуализации” которая признается «заложенной в природе человека как потенциал…».  Российский психолог и педагог А.А.Реан (1957 г.р.) пишет, что «актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию… являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения».   
          Эти рассуждения близки к  богословским взглядам:  авторы говорят о внутреннем потенциале и обретении себя (становлении личности) что можно сравнить с обретением духовной свободы, с духовным возрождением, преображением.

          2.Понятие «личность» в православной антропологии не равнозначно философскому пониманию этой категории, здесь мы говорим о философской категории. Так вот, пути самосовершенствования человека (преображение или становление личности) религия и наука видят одинаково: в обращении человека К СВОИМ ГЛУБИНАМ. 
          К примеру, А.А. Реан, указывает на важность процесса самоактуализации (ориентированность на свой внутренний мир). И.Кант в труде «Критика чистого разума» он пишет о свободе «…как о трансцендентной идее…», то есть, находящейся в области  скрытого  -  глубинного, «выходящего за пределы возможного опыта».  «Духовная свобода является искомой характеристикой как понятия «образ Божий», так и понятия «личность»…», - пишет наш современник, богослов П.В. Сизинцев. Напомню, духовная свобода - как освобождение от грехов.   
          Святой апостол Лука так передал слова Иисуса Христа: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20,21). Чтобы увидеть это Царство Божие, пробудить в себе стремление к духовному росту, надо искать это Царство в себе.  А.Сурожский, богослов, наш современник, поясняет: «…когда Бог творит человека, Он вкладывает в глубины его все Царство Божие, и задача жизни в том чтобы копать глубже, пока не найдешь это сокровище».

          3.Но это лишь первостепенная задача человека, существует и более перспективная. Ответ на этот вопрос возникает из следующего богословского утверждения:  «Люди не спасаются в одиночку, все мы  спасаемся вместе, а погибает человек одиноко», мы должны стать Телом Христовым  - так говорит А.Сурожский. И, поскольку процесс спасения человека, соответственно и человечества, начинается в жизни земной, наш мир обязан преобразиться. Таково предназначение человека - изменить мир, привести его к Богу, преобразить, привести к спасению. «Желая изменить мир, начни с себя», говорил об этом еще древнегреческий философ Сократ (469-399 годы до н.э.). Ведь каждый из нас является частицей целого мира, изменяясь к лучшему, каждый человек меняет мир.
          Аналогичны рассуждения И.Канта, который полагает, что развитие каждой отдельной личности должно привести к преобразованию рода человеческого: «превратить грубые природные задатки нравственного различения в определенные практические принципы… в моральное целое».       
          Здесь можно провести аналогию, сравнить общество, как «моральное целое», с обществом, называемым «Тело Христово», конечно, не ставя при этом знак равенства. Общезначимым предписанием, полагает И.Кант, должно быть следующее: «чтобы ты всегда относился к человечеству …как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Такое представление Канта об отношениях между людьми, какими они должны быть, близко к тому, что сказал И.Христос: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). «Целью человеческого существования является как собственное совершенство, так и благополучие окружающих, ибо поиск одного лишь «личного счастья» приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности», - И.Кант.
          Реан А.А. также указывает, что для человеческого развития ценность имеют оба процесса: самоактуализация (ориентированность на свой внутренний мир)  и самотрансценденция (выход человека за пределы своего «я», с его преимущественной ориентацией на окружающих).   
          Итак, мы видим, что целью совершенствования человека и религия, и наука называют не саму по себе полноценную или праведную жизнь на земле, но ориентированность человеческой жизни на ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ, для его блага. 
          И все же, духовно-мистический процесс преображения человека и спасения человечества не равнозначен нравственному совершенствованию. Более глубокие смыслы и более далекие перспективы жизни человека наука не определяет, в этом главное отличи от религии. В отличие от моралистов гуманистической психологии, Церковь призывают не к нравственному совершенствованию, а к кардинальному преображению человека - к обОжению, то есть к соединению с Богом по его нетварным энергиям, «…дело не в том, чтобы нам простились наши грехи, дело в том, чтобы мы стали другими людьми, новой тварью, о которой говорит Новый Завет», - разъясняет А.Сурожский. Об этом также пишет Сизинцев П.: «…величие человека не в его тварных свойствах, а в его Божественном назначении, значительно превосходящем возможности тварного уровня». Это глубокий внутренний духовно-мистический процесс, не просто изменение взглядов на жизнь и убеждений, которые можно поменять в зависимости от обстоятельств или чьих-либо наставлений. Это будет соединение с силой Святого Духа «…в конце времен, когда вся тварь дойдет до полноты своего существования…»,  -  говорит Сурожский, вспоминая слова святого  Иринея Лионского. Человек призван к вечной жизни, и он должен стать достойным этой жизни.
         Здесь уместно вспомнить великого философа, богослова Климента Александрийского (150-215 годы), который писал: «Учения всех, стремящиеся к истинному слову, будь то эллины, или варвары, содержат нечто от истинного знания, …одни содержат ее в большей, а другие в меньшей степени…»,  при этом Климент исключает школы  «…совершенно безумные, которые ...от Христа совершенно отреклись…». Климент  утверждает: «…Кто сумеет соединить все эти рассеянные части, …созерцать будет Логос, то есть истину во всей ее полноте».
   
          4.Но, к сожалению, наши деструктивные представления о себе, сомнения в собственном достоинстве, препятствуют вере в себя, что ведет к тому, что мы не пытаемся искать в себе глубину, Царство Божие, это препятствует исполнению высшего предназначения человека. «Мы должны любить самого себя; но не того эмпирического человека, которым мы являемся: самолюбивого, глупого, тщеславного и так далее, а любить того человека, который заложен в глубины наши как возможность и как призвание. Мы должны искать в себе этого человека…»,  - говорит Антоний. Такого человека, какого видит Господь и Он «…открывает нам видение той красоты, которую Он видит в человеке».
          Философ, академик РАН Фролов И.Т. (1929-1999 годы), основатель Центра и Института человека при президиуме АН СССР, пишет, что ни религиозные учения, ни философские системы не смогли ответить на вопрос, кто же человек - «поразительное творение природы или ее ошибка, ее злосчастное порождение, наделенное неисчислимыми пороками». «А может быть, …есть какая-то третья точка зрения, примиряющая и "снимающая" первые две»?  - ставит вопрос академик. И лишь прогресс  науки, по мнению академика,  может привести   «…к пониманию человеческих проблем, к познанию перспективы человечества, будущего человека». По мнению И.Т.Фролова, «эти вопросы являются основными, они представляют собой не только сложнейшую и неисчерпаемую  научную проблему, но и актуальную практическую задачу, связанную с построением нового общества». 
          С этим с оглашается П.В.Сизинцев: «Для науки всегда остается тайна в личности человека, ведь по метафизическому принципу внутренней структуры человек запределен науке, он никогда не может быть познан до конца и полнота познания человеческой личности принадлежит области богословия. На Востоке понятие личности, было досконально разработано на базе библейского Откровения Великими Каппадокийцами - Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским».
          Превратиться как в «моральное целое», так и в "Церковь Христову", может лишь сообщество людей, которые не гнутся под тяжестью собственных грехов, не страдают от собственного несовершенства. Поэтому верующему человеку так важно покаяние и прощение, а не приобщенному к религии - обретение самоуважения, личностных качеств. Американская писательница, психолог, автор множества  книг, которые переведены на тридцать  языков, Луиза Хей (1926-2017), пишет что «вина - это непосильная ноша, пригибающая людей к земле …чувство вины вызывает комплекс неполноценности…», «когда мы не верим, что заслуживаем добра, мы выбиваем у себя почву из-под ног, …мы становимся собственными судьями, присяжными, исполнителями приговора», - пишет Луиза. «Чувствуя себя недостаточно хорошими, мы постоянно находим причину быть несчастными и униженными. Кроме того, мы разрешаем таким образом болезни и боли селиться в нашем теле; …пичкаем свой организм  алкоголем, наркотиками и «тяжелыми» продуктами. …Мы должны вернуть своей жизни радость бытия»  - утверждает Луиза Х.
          О радости говорит апостол Павел, он называет радость «плодом Святого Духа» (Гал.5:22-23). А.Сурожский также признает, что человек должен жить в радости:  «нам нужно научиться в самом малом находить величие Его любви», при этом, Антоний  вспоминает Серафима Саровского, который сказал: «ВСЕГДА РАДУЙТЕСЬ! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости - что угодно можно совершить». Однако, тяжесть вины вводит человека в страх и безрадостное существование, пагубно отражается на его душевном и физическом здоровье, но и на его способности дарить свою любовь окружающим, а это противоречит одной из главных заповедей Христа (любите друг друга), и тем задачам, которые поставлены перед человеком. Отражается на самотрансценденции, как говорит Реан А.А., на способности самосовершенствования и становлении личности.   
          Поэтому, в вере нам дается возможность раскаяния и прощения. Раскаяние - это начальный этап процесса, который ведет к спасению всего мира. Попытки упрекать верующих людей в их искреннем желании получить прощение грехов являются результатом необразованности, либо инсинуацией - умышленной попыткой исказить суть православия. Выступая как православный апологет, А.Сурожский говорит: «дело не в том, чтобы нам простились наши грехи, дело в том, чтобы мы стали другими людьми…». В своих речах он часто обращает внимание на уважительное отношение Бога к человеку (в отличие от нашего отношения друг к другу), на Его веру в человека и на необходимость оправдать это доверие.
          Отрицание научными кругами духовно-мистического процесса преобразования человека и всего мира объясняется недостаточностью научных знаний, невозможность объяснить трансцендентное.


-Сурожский А. О путях веры [Электронный ресурс], - Митрополит Сурожский Антоний:  http://www.mitras.ru/pouty/very.htm   
-Сурожский А. Бог относится к человеку с глубочайшим уважением [Электронный ресурс], - Азбука веры, - Антоний, митрополит Сурожский:   
-Сурожский А.  Прощеное воскресенье – вечеря. [Электронный ресурс], - Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского":
-Сурожский Антоний. О встрече с Богом и другими [Электронный ресурс], - сетевой п/м журнал:  https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/521 
-Сурожский А. Труды. Книга первая. – 2-е изд. – М.: «Практика», 2012. – 1112 с. / Человек. – 239-514. ISBN 978-5-89816-114-9к.
-Калинина И.А. Понятие свободы личности в трудах Иммануила Канта [Электронный ресурс], - Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»:  https://cyberleninka.ru/
-Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.  Соч. в 6 томах. М., т. 6. (Положение 4) - 1966. 743 с. с.10-11   
-Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?  Собр. соч. в 6-ти томах. Т.6. М., 1966. С. 25-27.   


Рецензии
Очень интересная статья!

Виктория Июньская79   26.04.2022 16:22     Заявить о нарушении
Спасибо!

Марина Чигра   28.04.2022 19:56   Заявить о нарушении