Литературная среда Эссе

СЕРГЕЙ НОСОВ
ЛИТЕРАТУРНАЯ СРЕДА
ЭССЕ

       Со школьной парты, с университетской скамьи (это о тех кто учился на филологическом или историческом к примеру факультетах где требуется от студентов изучение культуры и литературы прошлого) усердно вбивалась в голову всем и каждому, что например великий Пушкин жил и творил не одиноко и отнюдь не «сам по себе» - что  Пушкина окружала богатая на таланты и замечательная во всех отношениях достойная его гения «литературная среда.»
         Жуковский и Баратынский, молодой Гоголь, старые друзья юности  Дельвиг и Кюхельбекер - все они были рядом с Пушкиным и вокруг Пушкина. Все они создавали ту творческую литературную среду, в которой Пушкин жил и творил.
          И вне этой замечательной плеяды поэтов и писателей пушкинского времени творчество самого Пушкина для нас уже практически непредставимо.
          Так вот сейчас ситуация в литературе диаметрально противоположная той, что так замечательно и столь плодотворно для истинного творчества сложилась в пушкинское время - ныне никакой настоящей литературной среды фактически нет как таковой.
              Распад и самоуничтожение литературной среды в России начали проявляться уже в конце советского периода истории.
              Все это разложение и вся эта девальвация личных литературных связей и контактов и межличностного творческого общения и взаимодействия (что и включает в себя понятие «литературной среды») чувствовалось и в эту финальную эпоху советской истории.
           Но тогда все таки  был единый для всех советских литераторов Союз Советских Писателей.
                Проводились общие собрания региональных отделений этого Союза, присутствие на которых товарищей писателей являлось более или менее обязательным. А отсутствие на них без уважительной причины – воспринималось осуждающе и литературным начальством и сотоварищами по литературному цеху.
             Проводились и писательские конференции, семинары и иные официальные мероприятия, на которых членам Союза Писателей полагалось присутствовать и в которых они обычно и активно участвовали - своими докладами или участием в прениях. И так далее.
              Все это само собой располагало советских писателей к корпоративным контактам и общению между собой.
                Даже и Дома Творчества Писателей, активно посещавшиеся многими писателями ( путевки туда для членов Союза Писателей продавались  со значительной скидкой,  а условия для проживания в этих Домах Творчества были по советским меркам очень достойными и комфортными), располагали к личному общению - по крайней мере по вечерам.
                Я сам в детские и отроческие годы не раз бывал в Доме творчества Писателей в Комарово вместе со своим отцом, известным историком-исследователем Н. Е. Носовым, многолетним Директором Ленинградского Отделения Института Истории, имевшим право на проживание в писательском Доме Творчества в Комарово под Ленинградом - по соглашению Союза Писателей с советской Академией Наук, которая предоставляла писателям взамен право на проживание в академических пансионатах в Звенигороде под Москвой и в латвийской (тогда советской) Юрмале.
                И я помню что вечерами писатели тогда общались и в биллиардной зале, устраивали совместные прогулки по вечернему Комарово.
                Находился и коньяк, который в умеренных дозах тоже использовался как стимул для писательского общения - и в той же общей биллиардной зале окруженной комфортными диванами, и в более узком кругу в отдельных писательских номерах-кабинетах.
                Общение было. Кто-то кого-то любил и уважал. А кто-то - не очень. Но складывались естественным путем в этих условиях и приятельские отношения и порой дружеские и близкие отношения между писателями.
                И общение в своей среде для всех писателей было немаловажным, украшало, обогащало живыми впечатлениями и разнообразило уединенную по самой природе писательской профессии жизнь литераторов того времени.
                А потом все распалось и самоликвидировалось. Распался  Союз Советских Писателей. Исчезли льготы для писателей при покупке путевок в Дома Творчества. И ездить в эти Дома Творчества стало писателям уже не по карману.
                И так далее и тому подобное.
                Все обособились друг от друга, самоизолировались. Попрятались по своим «норам», пытаясь выжить в новых условиях в одиночку - кто как может и кто как умеет.
                Выжить получалось в «демократической России» без коммунистов очень плохо. А точнее - вообще не получалось.
                И писатели разбрелись по другим профессиям - стали сторожами, работали в котельных, пытались стать и бизнесменами порой, приобретали ларьки, мастерские  и магазинчики. Или жили «подножным кормом» в деревне, в какой-нибудь глубинке,  вдали от всякой настоящей цивилизации и тем более культуры.
                Какая тут может быть литературная среда?
                Сначала былой советский Союз Писателей начал делиться на враждующие группировки… Это продолжалось все 1990-е годы.
                Но потом выяснилось наконец, что и делить-то писателям уженечего -  ни у кого из них ничего нет. Думать, говорить и писать можно все что угодно…, но кого это всерьез волнует в капиталистической России -  что ты там говоришь, пишешь,  доказываешь… Никого.
                В мире денег, в мире жадного бизнеса и сопутствующего ему жульничества значения СЛОВА обесценилось - словам перестали верить, с ними перестали считаться… Ибо сказать можно с легкостью (как теперь стало казаться) все что угодно.
                Я отчетливо помню, что я тяжело переживал в свои молодые годы отсутствие настоящей литературной среды. Мне хотелось интеллектуальных разговоров, хотелось общих с кем-то размышлений о литературе и искусстве, о больших проблемах жизни и о наших идеалах…
                Всего этого толком у меня в молодые годы не было. Не с кем было откровенно (и вдохновенно конечно!) поговорить о возвышенном и великом, о высоких материях и нетленных идеалах.
                И я всерьез и достаточно глубоко переживал по этому поводу.
                Нет, конечно, если тщательно вспоминать это давнее прошлое - какие-то вполне интеллектуальные знакомые и приятели у меня были. И в Пушкинском Доме и даже в годы студенчества и аспирантуры на Историческом факультете Ленинградского Университета.
                Но это были отдельные близкие знакомые - два или три человека обычно, - а никакая не дружеская литературная среда в полном смысле этого понятия
                И мне казалось тогда что я живу совсем один в каком-то диком дремучем лесу. Рядовые студенты тогдашнего исторического факультета - они были чем-то таким, что порой трудно и передать словами…
                Понаехали они неведомо откуда, из каких-то городков и поселений необъятной России… И может как пахари, как мастеровые, как водители автобусов, как полицейские или сторожа они были бы и на своем месте.
                Но не как студенты исторического факультета ленинградского ( Петербургского) университета. Это уж точно.
                После окончания школы № 105 которая находилась на улице Орбели в академическом все таки районе Ленинграда и где учились в основном ленинградские ребята из приличных семей ученых и сотрудников Академии Наук я вдруг попал в Университете (именно в Университете!) в классический российский «дремучий лес», населенный безнадежными неучами и просто «дикими людьми» из самых далеких российских глубинок.
                Это был удар по моему юношескому светлому мировосприятию. Удар огромной силы!
                Моя психика этот удар выдержала. Но я замкнулся. Стал жить в собственном уединенном и замкнутом мире.
                И ведь иного выхода - и не было.

     Советская жизнь меня очень и очень не удовлетворяла.
     Хотя при ней литература была в почете. И официальные советские писатели процветали.
             Но меня в эту советскую литературу ни за что не брали - отметали с порога.
             И стать советским писателем или поэтом я никак не мог.
              Недавно я читал стихи новейшего Нобилевского Лауреата по литературе  -  американской поэтессы  Луизы Глюк.
               Она сейчас  уже престарелая женщина. Но ведь прожила насыщенную и счастливую творческую жизнь - многочисленные  премии, вечный почет.  Уважение со всех сторон - от американского и европейского общества.
                Почет и процветание - вот символика ее жизни. Счастливой и лишенной на самом деле глубоких жизненных  коллизий и трагических противоречий. 
                Все благостно и тихо - как в аквариуме, где в полной безопасности  невинно плавают  живописные  коралловые рыбки. 
                А ведь эта прославленная дама пишет именно верлибром. И ее стихи очень напоминают и мои свободные стихи. То что за океаном и в Европе давно есть норма в новой поэзии у нас -  упрямо  отвергается и  встречает непонимание до сих пор. 
                Я много раз пытался найти какую-то литературную среду для творчества и для творческой жизни - и каждый раз безуспешно.
                Сейчас же в первые десятилетия ХХ1 века в нашей стране и вообще нет никакой решительно общей для талантливых литераторов «литературной среды». Просто нет.
                Современные русские литераторы чаще всего не хотят друг друга видеть. Не хотят друг с другом общаться.
                Все окопались в собственных одиноких  «крепостях». И обычно не любят суровый и безжалостный к ним окружающий мир, который практически неизменно   отвечает им презрением и равнодушием.
                Такова наша нынешняя литературная реальность.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



               
            

 
             
               
               
               


Рецензии