Роберт Музиль по пути от сердца к уму

...Запутанный, витиеватый, ироничный   и  афористичный    стиль его прозы забрал меня в свои объятия когда-то давно: мне там с первой минуты стало жарко и свежо, как одному из  его  героев   в Ферзенской долине –  на разработке  венецианских золотых рудников.  Музиль  заговорил со мной так, как я больше всего люблю:  выпукло, красиво, сложно   и  захватывающе.  В  такой речи для меня не было бы длиннот, ведь любимца своего Марселя Пруста я не считаю многословным, поскольку каждый его пассаж рождает открытие, но ... 

Но, кроме  россыпей  своей   мудрости, Роберт Музиль погружает нас в политику и картины передела мира, которые никогда не были мне интересны, тем более в его изложении, претендующем на древнегреческие  глубины и немецкую основательность. Потому таким спотыкающимся шагом  дважды (!) шла я по его фундаментальному роману "Человек без свойств", и с недоумением прошла мимо  словесного мусора "параллельной акции" под предводительством интеллектуальной дуры  Диотимы, задерживаясь только на яркости жизненных наблюдений Ульриха,  на его чувствах и увлечениях, а заодно и на портретах его возлюбленных, в одной из которых я даже отчасти узнала самое себя. 

Романа своего Музиль не закончил: думаю, он запутался в нём так же, как и читатель. Говорил, что "любая вещь сохраняется только благодаря своим границам и тем самым благодаря более или менее враждебному противодействию своему окружению", но сам эти границы перешёл. И его длинный сатирический портрет эпохи для меня не переносим. Создание поглотило своего творца. Тот самый случай.
Однако  вечное осталось вечным, а суетное (политика Австрии и все игры вокруг) отошли в тень. Ирония, язык, юмор, мудрость  и наблюдательность автора ослепительны: "Есть закон, по которому потребность к порядку переходит в потребность к убийству."

И ещё запомнилась   любовь к   безоглядной  смелости   перемен: уйти, чтобы не вернуться –  по дороге сердца, но не ума, разломать  свои привычки и произвести на свет нечто новое, пусть и на основе старого, сохраняя верность красоте, звать новую любовь благозвучной кличкой  её ... коровы, не бояться ни разлуки, ни смерти, ни вырастающих  прямо из скал цветов аметиста! 

Его герои иногда   испытывают духовное перерождение, погружая и читателя в свою купель,  – а ведь именно обновления мы ждём от искусства! И это лишь самое  малое и самое общее, что я могу сказать об одном из своих любимых великих австрийцев  сегодня, в День его памяти…
РОБЕРТ МУЗИЛЬ (6 ноября 1880, Клагенфурт – 15 апреля 1942, Женева)


Рецензии