Научная статья 18

Статья № 18.
Усепян Л.Х. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина - образовательный центр Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. // "Современные концепции, технологии и традиции в образовании": материалы научно-методической конференции. 3 февраля 2012 г. - НОУ ВПО "Центросоюз РФ СибУПК". - Новосибирск: СибУПК, 2012. - 200 с.
с.84 - 91.


МУЗЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ СИБИРИ ИМ. С.Н. БАЛАНДИНА - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР НОВОСИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ.
Л.Х. Усепян, аспирантка, хранитель фондов ФГБОУ ВПО "Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия", Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина

На современном этапе уровень образования возрастает , появляются новые образовательные процессы, происходит интеграция между образовательными учреждениями и учреждениями искусства и культуры, совпадение по функциональному предназначению.Все большую значимость приобретает освоение новых информационных технологий в образовании, разработка инновационных  программ развития и внедрение их в высшие учебные заведения (ВУЗы), средние учебные заведения (СУЗы) г. Новосибирска и в научно-учебные процессы.
В каждом учреждении высшего профессионального образования ведется научная и учебная работа, основой которой являются учащиеся. Школьники, абитуриенты, студенты, магистранты и аспиранты - связующее звено между образовательным учреждением и процессом образования. А преподаватели - также важные составные звенья системы образования в учреждении, которые являются источником трансляции теоретического и практического опыта в определенной  сфере деятельности и по конкретным дисциплинам.
Для комплексной оценки уровня образования проводится мониторинг научных и учебных процессов и явлений, исследования по профессорско-преподавательскому составу кафедр, по количеству поступивших и выпустивших специалистов, по числу поданных заявлений абитуриентов, по выбранным темам магистрантов и аспирантов, по степени разработанности учебного, научно-методического обеспечения. Также ведется учет наличия профессоров  во всем кафедрам образовательного учреждения для государственной аккредитации ВУЗов с целью сохранения статуса университета, академии или института. В связи с утверждением третьего образовательного стандарта в системе образования намечены изменения, которые несут положительный эффект и ощутимый результат в систему образования в целом и в учебные заведения, в частности, простимулировав высшее руководство каждого ВУЗа, СУЗа создавать открытие образовательные площадки, с большим количеством информационных знаний и с легким доступом к любой информации. В настоящее время данной интерактивной площадкой может стать музей - учреждение культуры, одной из функций которого является образовательная и культурно-просветительская деятельность.
На территории Новосибирска функционируют различные учреждения культуры и искусства. В наблюдаемых социально-образовательных условиях учреждения культуры, в т.ч. и музеи, обращают внимание на эффективность финансово-экономической, культурно-просветительской, издательской деятельности, а а также на фондовую и научную работы. Это касается и ведомственных музеев, в которых постепенно преодолевается традиционный образ деятельности(функционирование для строго прописанного круга пользователей) с помощью:
- проведение интересных акций, конкурсов, гостиных и других мероприятий по различным тематикам"
- ежеквартальных обновлений экспозиций;
- популяризация своей деятельности посредствам СМИ;
- активного участия в конференциях;
- организации тематических конференций и семинаров;
- налаживания деловых отношений и поддержания партнерских связей с другими музеями на территории России;
- вовлечение в музейную деятельность магистрантов и бакалавров;
- привлечение в научную деятельность магистрантов и аспирантов;
- открытия тематических выставок и подача заявок на гранты.
В современных условиях музей можно рассматривать как социальную систему, которая в процессе своей деятельности осуществляет взаимодействие и взаимопроникновение двух сфер жизнедеятельности человека - культуры и образования.
Специфика музея образовательного учреждения состоит в том, что он обеспечивает достижение двуединой цели. С одной стороны , эта цель имеет музееведческий характер: сохранение социальной памяти,передача народной памяти в процессе взаимодействия с различными социальными структурами, институтами,общностями. С другой стороны, музей образовательного учреждения входит в структуру образовательного учреждения и удовлетворяет его потребность активации деятельности учащихся и использовании педагогическим коллективом, как самого музея, так и его материалов в учебно-воспитательном, культурно-просветительском процессе. Поэтому музей является, прежде всего,социальным институтом,открытия для сотрудничества, взаимодействия и плодотворной работы.Открытость музея проявляется и в его готовности к процессу взаимодействия, который осуществляется при обоюдном согласии двух или более деловых партнеров, а также к изменениям в происходящем за пределами социально-культурного и образовательного пространства музея,т.е. в обществе, в котором наблюдаются непрерывные социальные процессы.
Музей можно охарактеризовать как социальную систему, потому что он открыт для взаимного обмена опытом и ценными знаниями с социальными институтами: в первую очередь,с ведомственными и неведомственными музеями, во вторую очередь, с государственными и негосударственными учреждениями. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина является ярким наглядным примером интеграции сферы культуры и сферы образования.
Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина является структурным подразделением Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА). Музейное  собрание представляет собой большой научный архив, коллекции профессора НГАХА, доктора архитектуры С.Н. Баландина (1993-2004), а также массив фотодокументов, рисунков, эскизов , сотни графических изображений, мемориальные предметы, подлинные авторские проекты, научные труды, книжный фонд и т.п. В трех залах музея хранятся материалы по архитектуре, археологии, истории, искусству Сибири.Музей создан с целью информационно-познавательного, образовательного, научного, учебно-методического, профориентационного обеспечения студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, абитуриентов, школьников и других категорий посетителей в области истории архитектуры и архитектурного образования в Сибири.
Деятельность музея направлена на формирование фондов - экспозиционного и архивного; хранение, учет и каталогизацию музейных коллекций (создание электронного каталога); организацию научного архива; проведение экскурсий, лекций, семинаров с научной, информационно-познавательной и профориентационной направленностью.
Задачами музея являются: хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление, сбор, обработка и систематизация единиц хранения и музейных коллекций; проведение научных исследований; изучение и атрибуция музейных коллекций; проведение научных исследований; изучение и атрибуция музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и осуществление просветительской и образовательной деятельности.
На сегодняшний день приоритетными направлениями фондовой работы Музея является изучение личных архивов архитекторов-выпускников Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева и Новосибирского архитектурного института.
Для комплексного анализа и оценки имеющихся фондов ведется сбор, учет, систематизация и атрибуция музейных предметов. Также последовательно ведется работа по формированию электронного массива данных по персоналиям специалистов-архитекторов XIX - XX веков, анализ творческой и профессиональной деятельности специалистов XXI веке. Исследуемые музейные коллекции представляют собой ценность по многим направлениям современного вузовского образования, в первую очередь, для обучающихся НГАХА, а также и для студентов других вузов и специальностей. Только за последний год для детального знакомства, сбора новой информации по теме своих научных изысканий музей посетили молодые ученые из Барнаула, Екатеринбурга, Кемерово, Москвы, Новокузнецка, Омска, Самары, Санкт-Петербурга, Томска и из ряда зарубежных стран (Германии, испании,Италии, Китая, Монголии, Польши, Соединенных штатов Америки, Финляндии, Франции, Чехии, Японии и др.). Происходит непрерывная интеграция и музейных архивных материалов на современном образовательном этапе в выполнении курсовых и дипломных проектов, в исследования магистрантов и аспирантов, в проводимые семинары и лекции. Активно используются фонды в организации выставок и конференций, в презентациях вузовского музея.
Многие научные и учебные труды плеяды выдающихся архитекторов, представленных в Музее истории архитектуры Сибири им.С.Н.Баландина,всегда актуальны в образовательном процессе будущих специалистов. После насыщенной научной, педагогической и творческой деятельности в личных архивах архитекторов хранятся монографии, учебники, учебные и методические пособия, научные статьи и исследовательские работы. Они, в свою очередь, активно применяются в образовательном процессе. В истории архитектуры и архитектурного образования были архитекторы с ученой степенью доктора архитектуры, профессора, которые впоследствии стали членами международных комитетов и организаций по архитектуре и градостроительству. Они продолжали свои изыскания по своей научной теме и представляли достигнутые результаты в научных кругах Европы. За безупречную работу и многолетние научные исследования научные труды архитекторов получали международную признательность и были опубликованы за рубежом (Австрия, ГДР, Италия,Польша, ФРГ, Югославия и др.). Важно отметить, что они и сейчас пользуются популярностью в мировом ученом сообществе, служат главным первоисточником знаний среди преподавателей, историков, архитекторов,дизайнеров, монументалистов, скульпторов, аспирантов, магистрантов, студентов ВУЗов города Новосибирска, а также представителей СМИ.
Персональные архивы архитекторов имеют высокий потенциал музейной выставочной экспозиции и научно-исследовательской работы. В рамках учебного процесса НГАХА магистранты и аспиранты глубоко и обширно изучают материалы фонда архитекторов (ФА) для написания сравнительного анализа разделов своих диссертаций. Музей предоставляет  возможность работы с архивными документами, фотофондами  и выставочно-экспозиционными предметами во время студенческих практике в музее. Экспозиционный фонд персональных архивов архитекторов включаются в  профориентационные и обзорные экскурсии, проводимые для студентов сибирских ВУЗов - НГАХА, НГАСУ, СГУПС, НГАВТ и др., для студентов-выпускников и специалистов архитекторов, дизайнеров.
В рамках образовательного процесса за 2010-2011 гг. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н.Баландина совместно с Центром довузовского образования реализовывает проект, направленный на расширение кругозора абитуриентов НГАХА об истории Новосибирска (Новониколаевска), который стал огромным мегаполисом за 115 лет и за 70 лет сумел достичь темпов промышленного развития и уровня экономического роста, как Чигако за 130 лет. В педагогическую программу были включены традиционные экскурсии в Музей НГАХА и Художественный музей; учащиеся подготовительного отделения и слушатели заочных под руководством директора Центра и хранителя фондов музея побывали в Музее Октябрьского района, где живет большинство ребят. Следующая экскурсия прошла в Музее истории Западно-Сибирской железной дороги. Учащиеся узнали о роли великой Сибирской железной дороги в появлении нашего города и о том, что сейчас его положение на пересечении центральных транспортных путей играет важную роль в политической, экономической, социальной, промышленной, финансовой и инновационной сферах функционирования города. Также запланированы визиты в Музей пожарной техники и Музей истории связи Сибири. Для учащихся все музейные экскурсии проводились бесплатно.
В этой культурно-образовательной программе абитуриенты - будущие студенты НГАХА - имели  следующие возможности:
- на визуальном и аудиальном уровнях воспринять речь экскурсовода, которая была легка для восприятия и запоминания;
- во время экскурсии получить интересную, достоверную, актуальную информацию;
- получить профессиональную консультацию по всем возникшим вопросам;
- на основе информации о фондах и архивах подготовить и выступить с сообщениями, докладами, рефератами на занятиях;
- применить полученные знания в образовательном процессе при выполнении индивидуальных заданий;
- использовать архивные фонды и экспозицию вузовского музея для выполнения коллективного задания.
В образовательном процессе вузовского музея главными составляющими являются:
- участие в международных, региональных , межвузовских конференциях;
- привлечение профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов в музейную и научную деятельности;
- ежегодное проведение научно-исследовательской работы по целевым программам Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ;
- предоставление полученных результатов в науке, культуре и образовании;
-внедрение новых учебных дисциплин и научно-методических программ в учебные процессы в форме отчетов;
- входе работы над созданием коллективных проектов привлекать активных студентов старших курсов, дизайнеров и архитекторов, для создания продукции: сувенирной (блокноты, календари, ручки); издательской (книги, буклеты, сборники конференций); рекламной (рекламные листовки, флаеры).
За последний отчетный период в Музее истории архитектуры Сибири  им. С.Н.Баландина во время проведения практики студентами была оказана помощь в создании нового фирменного стиля, составными элементами которого являются фирменные слоган, знак, символика, шрифт и логотип фирменной эмблемы). Решение данной  задачи позволило увеличить  имидж музея и укрепить статус структурного подразделения образовательного  учреждения.
В музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина с 2004 г. ежегодно проводятся "Баландинские чтения" - мероприятие регионального уровня, которое реализуется в формате научно-исследовательской конференции по проблемам и вопросам в сфере архитектуры, градостроительства, музееведения, образования. Обширная тематика позволяет охватить многие регионы России и привлечь внимание общественности и государства, ученых и молодых специалистов, аспирантов и студентов.
В 2011 г. в ходе реализации образовательного процесса под кураторством музея НГАХа был проведен конкурс на "Лучшую авторскую экскурсию" среди студентов ВУЗов Новосибирска. Экскурсию по достопримечательностям, в том числе по памятникам деревянного зодчества, памятникам истории, архитектуры и культуры оценивались опытными экскурсоводами, практикующими гидами Новосибирска и членами жюри из преподавательского состава НГТУ, НГПУ и представителями ведомственных музеев. Это  позволило оправдать взаимопроникновение образовательной и культурной сфер. Таким образом, активная интеграция социально-образовательной и культурно-просветительской деятельности дает возможность представить интенсивные и экстенсивные перспективы функционирования, повышения эффективности и результативности деятельности музея и развития делового партнерства в Новосибирске.   


Рецензии
Всесторонняя , одаренная Линочка! Горжусь, что знакома с таким человеком! С уважением Лина!👍👍

Лина Сафронова   24.04.2022 01:10     Заявить о нарушении
Лина, приятно! Рада знакомству и общению с тобой - талантливой, смелой, творческой личностью! Пусть таланты приумножаются! С искренним уважением, Лина!!!!👍👍
Береги себя всегда, добрый человек!💐🌺🤗

Лина Хачиковна Усепян-Овсепян   02.02.2024 23:35   Заявить о нарушении