Школа сонета. Сонет и его окрестности 77

Продолжение. Начало - http://stihi.ru/2022/04/19/3146


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРУ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО СОНЕТА
СОНЕТ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ (Вариации сонетного канона)


ЧАСТЬ II. Аномальный сонет

«Сонет на современном этапе его развития характеризуется: 1) интенсивностью и отмеченностью своего присутствия в репертуаре поэтов самой разной эстетической ориентации; 2) активным взаимодействием с сопредельными и прямо противоположными стихотворными формами, например с верлибром; 3) разнообразием его архитектоники, а также метрических и ритмических воплощений; 4) склонностью к экспериментам и в то же время имитацией наиболее архаичных, сохраняющих классическую чистоту эталонных моделей; 5) обращением к суперсложным, главным образом цепным, сонетным композициям и изобретением новых, невиданных прежде их модификаций». Олег Федотов, ведущий отечественный сонетолог.

Поэт Жак Валле де Барро прославился в России только тем, что его покаянный сонет перевели Тредиаковский, а затем Сумароков и он стал первым сонетом в русской литературе (1732 год)

"Во мщеньи праведном ты тварь свою забудь;
Пренебрегай ток слёз и тем доволен будь,
Греми, рази, свою ты ярость умножая!.."

Однажды де Барро в Страстную пятницу кушал омлет, пожаренный на сале (неслыханное дело!). Вдруг он услышал гром. Открыв окно, поэт выбросил в него тарелку со словами:
- Сколько шума из-за какого-то омлета!

_________
А мы продолжим свой рассказа о сонете.
О Русском современном сонете, вариациях сонетного канона.

Но в самом начале о морской свинке… - японском сонете, который и не морская, и не свинка

ЯПОНСКИЙ СОНЕТ


*** Пёрышко, тушь (автор: Осеева Светлана)
.
Что мне заботы?
Или затменье Луны?
Мёртвые осы?
.
Сладкие соты
мёдом и счастьем полны -
Щедрая осень...
.
Льётся целебный янтарь
в горькую душу -
другом мне присланы в дар
Пёрышко с тушью...
.
.
*** Просто сны (автор:Ё.Ё.)
.
Спит поэтесса.
Время четвёртой луны,
Пыль на коленях.
.
В роще у леса
Мох целовал валуны
В день откровений.
.
Словно ответ на вопрос,
Радостью редкой -
Песни для шёлковых кос
Марионетки.

Это первые два японских сонета, облёкшиеся в строгую твердую форму.  Сонет-нэцке, сонет-шутка (одновременно опрокинутый, безголовый и хромой на все четыре лапы), рефренная форма. Этот сонет оказался не минутным увлечением, его и сейчас пишут авторы. Это форма не стала достоянием одного Эго-автора или закрытого тайного сообщества, а разошлась по поэтическому миру.  Наибольший вклад в этот жанр внесла автор из Санкт-Петербурга – Ё.Ё.

http://stihi.ru/2009/06/21/4166 - Японский сонет, альбомный сонет в восточном стиле

Важно то, что на тот момент времени, мы не просто собрали и сохранили авторские работы в этом жанре, но и смогли развить эту форму до полноценного сонета – 14-ти строчек.


СОНЕТНАЯ МАТРЕШКА

Ё,Ё. Капля

Особый знак - мелькнувшая блесна
Над гладью пруда маленькой кометой.
Отстань, мгновенье, от вершины лета,
Оставь для однодневок мир без сна.

Своё жужжанье веселит шмеля.
За вымя тучи, ласковей телёнка,
Хватаются губами рощи клёнов,
Подросший ельник, пёстрые поля.

Что стало небо ниже, чей разбой?
Немного жаль мне , но даю прощенье.
Ты понимаешь, капля с отраженьем,
"Уже всё было" не для нас с тобой?
Но расскажи, ровесница движенья,
Чем боль отмыть, какой живой водой?

-----------------------------------------
Отстань, мгновенье! // Оставь для однодневок / Своё жужжанье.
За вымя тучи // Хватается губами / Подросший ельник.
Что стало небо ниже, / Немного жаль мне.
Ты понимаешь, капля, -  / Уже всё было...


Анна МАЛЮТИНА

в чернильных пятнах не смываем след -
ладони оттиск слабый на перилах,
хотя кто нынче помнит о чернилах,
стирая жжёной спички силуэт.

безмолвна память… перечень страниц
её мне кажутся бумажным раем,
когда школяр – я – снова повторяю:
германий, кремний – элемент таблиц.

всё растворяет время – даже страх…
слова и лица превращает в прах
безжалостный и равнодушный Хронос,

но в россыпях кристаллов дальних звёзд
уже поёт неугомонный дрозд…
напев продлится… не умолкнет голос…

------------------------------------------------
в чернильных пятнах, / ладони оттиск слабый / кто нынче помнит?
безмолвна память… / я снова повторяю: / германий, кремний…
всё растворяет время: / слова и лица…
но в россыпях кристаллов / напев продлится


________________
Это первые сонеты с криптами/японскими сонетами, сонеты разных авторов также собраны и сохранены в двух сериях брошюр, которые можно найти в Разделе «История страницы в сонетах»

http://stihi.ru/2022/04/10/6964   - авторская подборка «Разговор с камнем» автор Ё.Ё.

Серия: Китайская шкатулка – 11 брошюр, которые и составили изданную книгу с одноименным названием.

Серия: Зимние сны бабочек – 8 брошюр,

Далее на несколько лет произошел технический сбой… и с 2012 года, работ в этом направлении практически не велась.

Возвращение произошло в 2019 году.

КОЛОМЕНСКИЙ СОНЕТ / КОЛОМЕНСКИЕ ТРОПЫ

Его основателем стал коломенский поэт Роман Славацкий, новация состояла в том, что двустишие (английский замок) было перенесено и поставлено между первым и вторым катренами английского сонета. Не 4-4-4-2, а 4-2-4-4


Роман СЛАВАЦКИЙ

В саду рассыпан вишен вьюговей,
и землю высветляет, словно мелом;
на лето умолкает соловей
и оставляет флейту Филомелы.

Уже вершатся завязи плодов,
и ветви ждут молитвы и трудов…

Теплынью плавит медленное лето,
дыханье розы тянется окрест;
и мучатся безмолвием поэты –
боятся, что их песня надоест.

Но царский Август, баловень Природы,
собрав плоды, быть может, сохранит
земную плоть стихов и переводов
в узорчатых корзинах Аонид.


Татьяна ИГНАТЬЕВА

Не спит Коломна, чудится Предтеча
В младенчестве своём во мху эпох,
Николы алебастровые плечи
И Изначалья трудоёмкий вдох.

Скрип водовозки, лай собак цепных
И дальний цокот от перекладных.

Ока ломает путь свой непутёвый,
Завязнув у коломенских высот.
Вот кто-то эдак городок торговый
Возьмёт, да и огульно назовёт.

А здесь – крепись, неси свой крест надмирный,
Бей в колокол и башенки Кремля
Отстраивай, и калачей имбирных
Секрет храни, чтоб тешилась земля.

________________
http://stihi.ru/2022/04/11/7748 - авторская подборка «Алхимия стиха», Роман Славацкий
http://stihi.ru/2022/01/06/3166 - авторская подборка «Ветер Вселенной», Роман Славацкий
На нашей странице также находятся три  брошюры и две статьи, посвященные Коломенскому сонету.


КИММЕРИЙСКИЙ (КРЫМСКИЙ СОНЕТ) / КИММЕРИЙСКИЕ ТРОПЫ

Крым, 2020 год, 3 сентября, греческие развалины на мысе Казантип. Семь строчек отраженные в воде Татарской бухты… 7 и 7, 4-3-3-4… И уже в самом Коктебеле, Великий Макс подтвердил: да, это моя Киммерия…


Максимилиан ВОЛОШИН (1926 года, фрагмент стихотворения Коктебель)

Как в раковине малой – Океана
Великое дыхание гудит,
Как плоть ее мерцает и горит
Отливами и серебром тумана,

А выгибы ее повторены   
В движении и завитке волны, –
Так вся душа моя в твоих заливах,

О, Киммерии темная страна,
Заключена и преображена
С тех пор как отроком у молчаливых

Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я – душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась.
По складкам гор, по выгибам холмов.


МОРИОН

Откуда столько крымской темноты,
подсвеченная тускло маяками?
Стоишь спиною к Млечному Пути,
а море где-то там - за облаками.

и где земля кончается, когда
так тихо, что дыханье Бога слышно
над небом октября и даже выше,
до первых слов, до певчего дождя,
до света бесконечного востока,
до "крышу рвёт" от дикого восторга.

В эфире тишина. За дверью космос
и Русское - в созвездии Ничьё.
Ломаешь воду. Будто под гипнозом
ты смотришь в отражение своё.


Сидор ИСИДОРОВ

пустая бочка глянцевый кувшин
во вкус вошедший пыльный можжевельник
за далью дали дремлет кацивели
среди резных ореховых лощин

гремит повозка потчуя чак-чак
ухабами потерянной дорогой
развесила приманку алыча

постой скиталец погоди немного
послушай как цикады верещат
у звёздного вечернего порога

и снова в путь теряться обретать
последние бои с девятым валом
о чём поёте свечи даулджара
гремит повозка тар-тары-та-та.

_______________
Также на данной странице размещены 11 брошюр с киммерийским (крымским) сонетом


РУЗСКИЙ СОНЕТ (АСТОРФИЗМ) / РУЗСКИЕ ТРОПЫ

Число 14-ть очень интересно раскладывается в числовой ряд 2-3-4-5=14, астрофизм «бесстрофный», в поэзии это стихотворение, в котором отсутствует чёткое деление на строфы. Пройти мимо – ни в коем случае. В арт-пространстве Рузского мыса в Доме Солнца и баньке Русского языка он и появился на свет, сразу во всех возможных 16-ти его вариациях. Тут видимо без Анчутки не обошлось. )


РЕЙВЕН

вот так откроешь дверь - за нею лес:
глядит, как птица, зелено и страшно.
струятся тени заживо пропавших,
в гнезде из мха – сырой болотный бес,
тропа паучья меж древесных башен.

откроешь дверь – за ней туман и сад,
где яблоки, созрев, уходят в землю.
улитки капель медленно скользят
по лицам листьев, падают и дремлют.

а может, впустишь тьму густой зимы,
где йольский кот спешит на тёплый запах,
и тень его ложится на холмы.

играем в прятки? раз, и два, и... сто.
откроешь двери, а за ними – кто?


Галина КАДАЦКАЯ

Изящней алансонских кружевов
Плетение узорчатых снегов

Со скуки ли взялась ты за работу,
Зима, прядя ажур из звонких ноток,
Ложащихся воздушно и легко

За строчкой – строчка, не одну неделю,
Под вдохновенный ветра перебор,
Неповторимым, дабы, стал узор –
Отдельно каждой веточке на елях,
Хватает пряжи – полнится куд`еля.

С холодных губ сорвётся шепоток
В звенящей тишине лесной поляны,
Зима себя не утруждает, явно,
Плетя ажурный ледяной платок.


ПРИАЗОВСКИЙ СОНЕТ / БОСПОРСКИЕ ТРОПЫ

Киммерия, Керчь, Боспорское царство, Митридат Евпатор  VI, северные границы и Скифия и маленький Таганрог (несостоявшаяся столица государства Российского), но именно здесь на границе рыбацких трущоб Богудонии и чеховского цивилизованного мира и появилась еще одна вариация сонетного канона.


Елена АРЕНТ. Таганрогский сонет

Широк над Таганрогом – не объять – водой азовской отражённый вечер –
И на душе такая благодать, что бренное легко увековечить.
И стать пророком здесь, на берегу, где даже камни откровеньем живы,
Где, кажется, легко сказать смогу о красоте небес непостижимых.
Где ветер, и хмельной,               
И говорливый,
Спускается волной
На гладь залива.
Где солнце, глядя вдаль, за окоём,
Льёт тёплый свет, чтоб вновь пропасть из виду...
Мой тёплый вечер в городе моём,
Ещё не раз тебе навстречу выйду...


Лолита ГУРЕЦКАЯ. Депальдовская лестница

Я босиком по каменке спускаюсь, подмышкой томик, шлёпанцы в руках,
И утреннему солнцу улыбаюсь, любуясь морю в белых парусах.
Депальдовская лесенка-красотка, такой нигде на свете больше нет!
Её убор из светотеней соткан, в ее ступенях кроется секрет.
И я бегу
Манит пейзаж красивый,
На берегу,
Ты ждешь меня любимый,
А крики чаек будят тишину.
Я вниз бегу, любуясь красотою,
Ты ждешь меня внизу на берегу,
Любуясь старой лестницей и мною.

________________
В этом моменте было бы правильно Пламя стихов остудить льдом прозы.


ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СОНЕТ

Или сонет, который можно читать и как прозу и как верлибр и как сонет. Но возникает вопрос: а как ткань стихотворения может сочетаться с тканью прозы. О, друг Набоков, перечитаю пожалуй еще раз твой «Дар»…


Елена ЕВГЕНЬЕВА. гейгер

еврейское кладбище было за местечком. ближе к реке. слева крохотный базар, на который ещё затемно съезжались торговцы – в телегах повизгивали розовые и пятнистые поросята, поквахтывали куры, горланили разбуженные ни свет ни заря петухи. по весне у самого входа красовалась первая редиска и пахнущие ночной росой клубничины. а кладбище было дальше, почти по-над обрывом, или спуском, как называли его местные. река в этом месте вдруг давала волю и разливалась во все стороны – по кругу. если смотреть с обрыва – похоже на детскую вертушку – сквозь отверстия пуговицы продета нитка. вертишь её, а потом отпускаешь – и начинает звучать чуть слышная песня об ушедших куда-то туда, память о чём нам дана ещё с рожденья. надписи на каменных плитах были непонятные – танцующие буквы обрывались так же неожиданно, как и этот ледником изъеденный край. ближе всех к погосту стоял одинокий дом учителя музыки. в ноябрьские вечера, падающие на землю ещё с полудня, звучала (плакала, звала, молилась, выла, проваливалась в густой туман и выныривала обратно) расстроенная скрипка учителя. говорят, давным-давно, когда он был молодым и чернокудрым, привиделась ему в преддверье осенней ночи на кладбище прекрасная дива – черноволосая, тонкая, с ярким румянцем на бледном лице. и рассказал он об этом своему другу. и тот её увидел. да и сошел с ума. начал бледнеть и день ото дня становиться всё злее, пока однажды не схватил отцовский трактор и не перепахал кладбище. куда он потом исчез, никто не знает. а если и знает кто – молчат. клещами из них не вытянешь мало-мальски толкового объяснения всей этой истории. а учитель музыки тогда, говорят, каждый камень поставил на место.

------------------
А видите ли вы, уважаемые читатели, что в этой прозе есть вишневая косточка, да не просто, а со сладкой мякотью?
Нет?
Тогда всем к окулисту или, на крайний случай, в сад:

Сонет спрятанный внутри прозы:

***
октябрь назад ай-петри на ладони
казался горкой пепла, а сейчас
густой туман и почерневший донник...

расстроенная скрипка, вереща, –
давала волю синему безмолвью –
ещё с полудня пролилась бемоль
звала? молилась? выла? пела роль?
никто не знает всех голгоф соловьих.

почти по-над обрывом облака –
продета нитка удержать поближе –
танцующие буквы не нанижешь.

осенней ночи молоко лакать
приходит рысь из лунных пятикнижий,
чтоб под сурдину переплыть закат. 

_____________________
И как вам вишенка? 
А не проглотили ли вы косточку,  крипту-нэцкэ, японский сонет в виде морской свинки?

***
густой туман и
расстроенная скрипка
давала волю

ещё с полудня
звала? молилась? выла?
никто не знает

почти по-над обрывом
продета нитка
танцующие буквы
осенней ночи

______________________
А значит может один текст растворяться в другом, а значит может и лед превращаться в пламя.


Алексей ФОМИН

...................... «Что я могу искать кроме возвращения» /Сюзанна Пиляр


Не Ева и не яблоко, а запах изгнания из осени теней.

Кочевий след приводит дождь на запад столицы, где из охровых огней слагаются идеи вдохновений, восторженные образы, полет снежинки и растрескавшийся лед на лужах.

Мир невидимых течений ещё не понят и темней восток по вечерам.

Всего один глоток тебя и можно говорить о вере в живое Слово.
Поздний листопад за окнами преображает сад воспоминаний в незнакомый берег..


========== или второй вариант прочтения:


Не Ева и не яблоко, а запах
изгнания из осени теней.
Кочевий след приводит дождь на запад
столицы, где из охровых огней

слагаются идеи вдохновений,
восторженные образы, полет
снежинки и растрескавшийся лед
на лужах.. Мир невидимых течений

ещё не понят и темней восток
по вечерам.. Всего один глоток

тебя и можно говорить о вере
в живое слово. Поздний листопад
за окнами преображает сад
воспоминаний в незнакомый берег..

__________________
Но если все так, как выглядит, то где-то должны храниться и волшебные обереги.


НЕО-КУБОФУТУРИСТИЧКИЙ СОНЕТ

Грай ДИ. Изображу стихом.


....................................Изгибы гoр, нoчных светил сиянье.
.......................................Загадoчных кoлoд темнo нутрo.
.....................................Oбид не oбнажай вертлявых трoп,
СМОТРИ СКВОЗЬ ГОДЫ................БOЛЕЗНЫМ ВЗГЛЯДOМ не ищи признанья.
ПРИЖАВШИСЬ К МАРТУ.......................РАСПУХ ФЕВРАЛЬ и грезит тишиной,
РЖАВЕЮТ ТЕНИ..............................................АРБOЙ У САДА, сладкoй пеленoй
ГЛУХOЙ OГРАДЫ.......................................ЖЕЛТЕЕТ ДАЛЬ пoлыннo и кoсматo.
НЕ МOЙ СВИДЕТЕЛЬ...............................УСТАВШИЙ КOСМOС хoлoден и наг,
ЗВЕЗДOЙ ПОЛЯРНOЙ........................СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ, как будтo жив oчаг
В ГЛУХИХ РАССВЕТАХ.........................ТЕБЕ НЕТ ВЕРЫ в тех, кто верит свято
В СЛЕПЫХ ЗАКАТАХ........................И МНЕ НЕ ВЕРЬ. я – камень, древний миф,
.................................Хранимый от людей в глухих пещерах.
.......................................Оставь себе хвостатые химеры
..................................Молитвенных воздушных перспектив.

Пояснение (или тексты в кресте)

Изгибы гор, ночных светил сиянье.
Загадочных колод темно нутро.
Обид не обнажай вертлявых троп,
Болезным взглядом не ищи признанья.

Распух февраль и грезит тишиной,
Арбой у сада, сладкой пеленой
Желтеет даль полынно и космато.

Уставший космос холоден и наг,
Стучится в дверь, как будто жив очаг…
Тебе нет веры в тех, кто верит свято.

И мне не верь. Я – камень, древний миф,
Хранимый от людей в глухих пещерах,
Оставь себе хвостатые химеры
Молитвенных, воздушных перспектив.

----------------

Смотри сквозь годы……болезным взглядом,
Прижавшись к марту…….…распух февраль,
Ржавеют тени…………………..арбой у сада,
Глухой ограды…………………желтеет даль.
Не мой свидетель…………уставший космос,
Звездой полярной………….стучится в дверь,
В глухих рассветах……………тебе нет веры,
В слепых закатах………………и мне не верь.



…………………………ИЗГИБЫ ГОР, НОЧНЫХ СВЕТИЛ СИЯНЬЕ,
………………..ИЗНОШЕННЫЕ……….ТУФЛИ………..И…………..ПИДЖАК
………..Чью память гложет ИСХОД С НЕБЕС…ДАВНО НЕ НАКАЗАНЬЕ старый свет
……Когда все ближе  ИСХОД ЗЕМНОЙ…ПУСТЯК ЦЕНОЙ В ПЯТАК  в алтын погнутый
…Обидой тлеет СТРАНА ЧУДЕС…………..ПОЛЯ В РАСПАШКЕ ЛУННОЙ, сон минутный
..Надежда, вера СОКРЫТЫ ТЬМОЙ………………ПЕЧАЛЬЮ ЗЛАТОРУННОЙ выстлан след
Кричат кострами СТОЖАРЫ СЛОВ……………………...АЙ-ПЕТРИ АЮ-ДАГ шуршат травой
И прогорая ПОЮТ ОГОНЬ…………………………..И ВОСХИЩАЮТ КАМЕНЬ толстокожий
..Кому он нужен ПРИЮТ СТИХОВ…………………ОБРЯЩИВАЕТ ПЛАМЕНЬ искру Божью
….Пустых окружных  ПОРОД БЕЗДОНЬ……………..ОБКЛАДЫВАЕТ ШАГ пещерий вой
…….ЗАБУДЬСЯ………..ТАК…………….ПОКОЙНЕЙ,………ТАК……..НАПРАСНЕЙ
…………ЗАРЕЙ………ИГРАТЬ,…….КАК…….КАМУШКОМ…….В……..ВЕДРО
……………….ЗАКОН, ….ЗАГОН,….ПРОГОН….КРЕСТОВОЙ….ГЛАСНОЙ,
……………………………ЗАГАДОЧНЫХ КОЛОД ТЕМНО НУТРО

Пояснение (или тексты внутри шара)

Изгибы гор, ночных светил сиянье,
Изношенные туфли и пиджак,
Исход с небес давно не наказанье,
Исход земной пустяк ценой в пятак.

Страна чудес, поля в распашке лунной,
Сокрыты тьмой печалью златорунной
Стожары слов Ай-Петри, Аю-Даг.

Поют огонь и восхищают камень,
Приют стихов обрящивает пламень,
Пород бездонь обкладывает шаг.

Забудься, так покойней, так напрасней
Зарей играть, как камушком в ведро.
Закон, загон, прогон крестовой гласной,
Загадочных колод темно нутро.

-------------------

***
Чью память гложет исход с небес,
Когда все ближе исход земной?..
Обидой тлеет страна чудес,
Надежда, вера сокрыты тьмой.
Кричат кострами стожары слов
И прогорая, поют огонь…
Кому он нужен приют стихов,
Пустых окружных пород бездонь?..

***
Давно не наказанье старый свет,
Пустяк ценой в пятак, в алтын погнутый.
Поля в распашке лунной, сон минутный,
Печалью златорунной выстлан след.

Ай-Петри, Аю-Даг шуршат травой
И восхищают камень толстокожий,
Обрящивает пламень искру Божью,
Обкладывает шаг пещерий вой.

_____________________
Эти поэтические химеры начал придумывать Глеб ФОМИНОВ, подхватил Грай ДИ и собралась очень странная, но уже приличная коллекция таких текстов.

После авангарда, надо выйти на улицу и подышать свежим воздухом… это лучше всего делать где-нибудь в центре Питера, наслаждаясь имперской архитектурой Северной Пальмиры…


ПЕТЕРБУРЖСКИЙ СОНЕТ / ПЕТЕРБУРЖСКИЕ ТРОПЫ

Игра катренами и терцетами, правило альтернанса, фонтанчики-шутихи Петергофа… Или строфика 4-3-4-3 со своими нюансами и правилами рифмы. Данная вариация сонетного канона предложена питерским автором Олегом Гаценко.


Олег ГАЦЕНКО

Обманный лёд на искренность воды
у невских плёсов бросил паутину,
оставив полынью утех утиных
в излучине реки пятном пустым.
                Вздыхает день, с берёз срывая мелочь,
                последним листопадом, как Малевич,
                рисует авангардные черты.

Пейзаж угрюм, застыл в оконной раме:
в стекло скребётся призрачная стынь,
сплетеньем рук  чугунные мосты,
свели пролёты в сумрачном тумане,
                и сгорбленный  свинцовым небом дым,
                обняв тоску осенней наготы,
                над крышами ползёт вслед за ветрами.


Валдис ДУБУЛТ

прости.
разбужен камень, что нести
за пазухой страшней, чем сердце в плоти,
дымящейся, на голубой кости.

от ноябрей черненной позолоты,
не отмолиться.

в рубище субботы
прорех не сосчитать.

что смог постичь, то называю жизнью…

Питер болен.

в чумных бараках грязь и неприязнь
к высоким чувствам.

мир идет на казнь…

зевакой, или…

выбор камня волен.
вороны начинают с колоколен облет дворов и улиц.

это часть их ритуала,
выбранная доля,
но камень и над ней имеет власть.

___________________________
Вспоминая то, что показывалось и то, о чем говорилось, можно сообразить, что все многообразие вариаций может переплетаться дополняться и располняться… Проявляться сложными модуляциями в жанр, из жанра в жанры.


СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ СОНЕТ / ПЕРСИДСКИЕ ТРОПЫ

Бейты (двустишия), рубаи, газели… Смешав только их открылись хорезмские казематы и мидийские подвалы, и за этими сим-симами чего только не нашлось… россыпи возможностей.


Ивана АКСЕНОВА

Любовь - всех мудрецов она мудрей
И нет её коварней и вредней,
И нет на свете от неё лекарства,
От сотворения до наших дней.
Нам с ней дано делить одну постель,
И в пряжу дней вплетать её кудель,
Смеяться и грустить, и горько плакать
И слушать по ночам её свирель.
Как водопад красив её поток,
В газелях воспевал её Восток,
От Персии, Кабула до Хорезма,
Нет устья у неё, но есть исток.
Не знающий любви и слеп и мрачен,
Мир для него бесцветен и невзрачен.



Ляля БЕЛКИНА. Послание к Персидскому народу

…………………… «Что сетовать,
…………………….о смертный, ждать чего?
…………………….От мира и привратностей его»
……………………………………….Шахнаме"Фирдоуси

 
Пишу тебе, Великий мой народ!
Для всей страны печальным станет год!
Надежды на спасенье ждёшь напрасно,
Померк благословенный небосвод!

Престол падёт и лживым станет слово,
Родов старинных рушатся основы,
Презренны будут мудрость и любовь,
Всяк будет вправе убивать любого!

Садовника, корпящего над розой,
Заменит варвар, победив  угрозой,
Ситар* замолкнет, стихнет флейты звук,
Мужайтесь, завладеют миром слёзы!

Молю! О Небо! Защити детей!
Державы ускользающей моей!

____________________
* Сетар – персидский  струнный инструмент.
** Царь Царей Йездегерд а - 3 Сасанида, правил во время арабского завоевания! Был убит! Обращался к своему народу и подданным, когда распадалась держава...

_________________
Но давайте вернемся к материнским текстам, внутри, которых можно находить капсульные, эти вишневые косточки…


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СОНЕТ / ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ТРОПЫ


СОНЕТИНКА. Здравствуй

у берега большие черепахи
облюбовали камни и бревно
плакучей ивы, что давным-давно
упалa в воду, но не сталa прахом.
сидят подолгу, глазом не моргнув.
и кажется, что слышат тишину.

а цапли свили гнёзда возле яра.
я никогда не видела их в паре
летящими над озером. случится -
всегда одна... один... чудны'е птицы.

дожди в дорогу, говорят, к удаче.
на крыльях диких уток зимний сон.
слова прощаний я переиначу.

пусть "здравствуй" унесут за горизонт.

………………………..дожди в дорогу
………………………..на крыльях диких уток
………………………..слова прощаний


Аддис АБЕБА

Я не виню смешных пророков в том,
что предсказанья их всегда о прошлом
январском дне, а мой декабрь с ружьем,
как человек значительный и дошлый.
Стоит на страже вверенной версты,
считая с фуражом хмельным повозки,
и ставя вместо галочек – кресты,
о витебской скучает папироске.

Ослепший глаз потек снеговика,
как туш с ресниц. Зачем-то протираю
Стекло очков. Замерзшая рука.
Что делает?.. Совсем не понимаю…
Хватает с неба птичьи облака,
Воронью гонит с колокольни стаю…

……………………Ослепший глаз
……………………Зачем-то протираю
……………………Стекло очков

_______________
Стилизации в стиле хайку, - крипты, вшитые в текст.


ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ СОНЕТ / ТИБЕТСКИЕ ТРОПЫ

Это то, что сейчас изучается на странице, в рамках, проходящих на ней литературных практик.

До этого была придумана Стихиаль – поэтическая миниатюра, состоящая из дистиха (двустишия) и хайку, со связывающей рифмой и единым ритмическим звучанием. А теперь на ее основе вырастает еще одна сонетная вариация.


Олио ХИКАРИ

Закончился асфальт, теперь грунтовка
Петляет вдоль реки... роса, цветы...
…Блестит на солнце
…Божия коровка.
…Полет мечты…
………полет моей мечты.

Зачем хочу я запретить себе
То, что судьбой даровано однажды?
…Молчанье на листе
…Горит в огне
…Цветок бумажный…
………сложен лист бумажный.

Когда звезда моя еще спала,
Спускалась глубже я на дно колодца.
…Ушла вода.
…Лопата и кирка,
…Копну до донца…
………чистой влаги донца.

Из камня искры добывать одной
Нет сил, прошу, стань третьей мне рукой.


Анна ХУРАСЕВА

Приметы поздней осени? Зимы?
так странно всё перемешалось в мире.
……………весна дала
……………цветы свои взаймы
……………моей квартире
…………………...маленькой квартире

Открыв окно, впущу я солнца луч,
он зайчиком скользнёт на подоконник.
…………..ах, до чего же
…………..смел он и прыгуч
…………..такой разбойник
…………………солнечный разбойник

В литавры бьёт весенний первый гром,
сквозняк колышет шёлк воздушных падуг.
…………..смотри в окно,
…………..развешены кругом
…………..подковы радуг
……….................разноцветных радуг

И дышится свободно и легко,
Вновь солнце подмигнёт в моё окно.



и ТО, ЧЕМУ ПОКА НЕТ НАЗВАНИЯ и ДВА ДНЯ ОТ РОДУ


Ли ЦИНЧЖАО    (этому тексту более 1300 лет, взято из китайской поэзии)         

Не знаю, кем посажена та пальма,
Что разрослась с годами под окном.
Она весь двор
Закрыла черной тенью.
Она весь двор
Закрыла черной тенью.
Листы ее
При каждом дуновенье
Все шепчутся,
Все шепчут о своем.

Печальная, лежу в своей постели,
До третьей стражи - дождик за стеной,
За каплей капля
Проникает в душу,
За каплей капля
Проникает в душу.
Мне больше не по силам
Шум их слушать
И ночь в разлуке
Коротать одной.

Не в силах встать –
лежу во власти грез,
И не нужны
заколки для волос.



Лена ОЛИВВЛА. Шум дождя

Окно открыто настежь, вечер, душно.
"Тик-так", - поют настенные часы.
Колышет занавеску ветер южный,
Колышет занавеску ветер южный.
Над бра две бабочки ночные кружат,
Хохочет во дворе пятнистый сыч.

Гроза, ну наконец-то... Вспышки молний
Мерцают вдалеке. Обильный дождь
Водой пустые ёмкости наполнит,
Водой пустые ёмкости наполнит,
Напоит засыхающий подсолнух,
Шепча ему: "От жажды не умрёшь".

Цветные сны приходят вереницей -
Под шум дождя всегда так сладко спится.



Олио ХИКАРИ

Круженье легкой стайки провожаю,
Играет ветер пестрою листвой.
Под старой ивой косы заплетаю,
Под старой ивой косы заплетаю.
Песчаный берег… грустно… засыпаю.
Омоюсь родниковою водой.

Забрызгала я нежные цветочки.
Как хорошо кувшинкой жить в реке.
Ты не одна, с тобою рядом дочки,
Ты не одна, с тобою рядом дочки.
Залюбовалась, голову вскружили
При полной ослепительной луне.

Ковыль к ногам склонился осторожно,
Пройти мешает, на душе тревожно.


_______________________________
Послесловие: собирая материал в отдельный пост… вдруг понял как его уже много и это то, что еще обо многом здесь не сказал и оно лежит отложенным и ждет своего часа и своего автора.

РУССКАЯ СОНЕТНАЯ ШКОЛА, сегодня сильнейшая в мире, школа, которая не разрушает, а впитывает в себя многие культуры, течения, авторские откровения, создавая мир с огромным количеством сказочных троп.

Продолжение следует…


Рецензии
Вот, теперь я подпишу все , что из стихиалей получилось "центральноазиатским сонетом", а то не знала названия

Лена Оливвла   19.04.2022 16:10     Заявить о нарушении
)) тибетским, но...
.
нужно накопить силы и сделать еще нечто с ним феерическое...
.
т.к. этого никто еще не делал, нужно накопить практический материал (порох и т.д.))
.
по прикидкам и своему графику, скорее всего это действо будет можно организовать в следующий вторник.

Психоделика Или Три Де Поэзия   19.04.2022 16:23   Заявить о нарушении