К критериям классики

Со всей остротой встает вопрос о новой и последней классике, для которой не только модерн и постмодерн станут архаикой, но архаикой станут и три предшествующие классики, если под ними понимать не "лучшие произведения", а что их вызвало - особое отношение человека и мира. Первая классика, заканчивающаяся христианским модерном, заключалась в соразмерности человека миру, космосу. Такой человек мог познавать космос, мир и быть в нем у-себя. Трагедия показывала границы действий человека по отношению к космической судьбе. Вторая классика, немецкая классическая философия, показала мир соразмерный человеку, и человек своим мышлением способен понять его без ограничений. Она сменилась отчаянием в способностях человека и в миропорядке - но до самого конца не остаются безнадежными претензиями на понятный человеку мир. Третья классика произошла в русской классической культуре,русской классической литературе и русской классической философии (представленной восемью персоналиями от начала - Вл.Соловьева и кончая его антиподом Л.Шестовым), в которой ядром являлась соразмерность человека мiру, социальному целому и, в частности, его конкретной представленности - Богу. Модерном стала советская система, постмодерном - постсоветская система полагания на человека в условиях разорванности и враждебности мира. Но здесь зарождается ориентация на то, что может стать основой новой классик - ориентация на мvр(через ижицу), мир внутреннего мира человека. Однако это российское явление должно еще глубоко переработаться не отвлеченной, а конкретной мыслительной деятельности, конкретной по отношению к деятельности как обобщения, не только мыслительного, но и реального, абсолютного порядка. Новая классика строится на принципе абсолютности - свободная деятельность - абсолют, его же не предеши,относительно которой разворачиваются все другие процессы существования человеческого и дочеловеческого универсума. Мир становится, наконец, препятствием, как обстоятельства, деятельности, но как человеческой деятельности его элементы становятся средством деятельности. Человек, его человеческое бытие и человеческое бытие человека и бытие как человеческая деятельность, становление, становятся соразмерными сами себе. Принцип новой классики - человек соразмерен сам себе. В деятельности и своей дей(я)(с)твительности, воплощении деятельности. Впрочем, представима еще одна классика - без человека, еще более высокий тип деятельности, но это только только воображаемая классика. Только в новой классике может разрешится коллизия всей истории человечества - человек частичен в социальных и культурных закоулках и тупиках, на которые распадается его этос первого преодоления животности при мнимом ее продолжении в агрессивном наступлении на среду и установлении оккупационного, насильственного мира. Это сказывается и в межчеловеческих, и международных отношениях. Страх, отчаяние, ужас - тщательно скрываемые, а поэтому не преодолеваемые в вере, надежде, любви начала и спутники человека в перовом продолжении животного этоса другими путями. Оборачивание, превращение традиционного человеческого этоса в частный момент цельной деятельности, поворот к Себе,- основная задача и предпосылка Новой Классики


Рецензии