Научная статья 26

Статья № 26

Л.Х.Усепян. Семья - основа национальной культуры (материалы научно-практической конференции). - Новосибирск:Сибирское книжное издательство, 2013. - 84 с. (с. 71 — 77).

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ В ТРАДИЦИЯХ АРМЯНСКОЙ СЕМЬИ: ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ И БЫТА, ВЕНЧАНИЯ И СВАДЕБНОЙ ЦЕРЕМОНИИ

Особый интерес для исследователей истории и культуры армянского народа представляют дошедшие до наших дней древние рукописи, в которых можно выявить традиции. Рукописи хранятся в Матенадаране, который также называют Институтом древних рукописей Месропа Маштоца. Он расположен в Ереванском хранилище древних рукописей, в одном из самых богатых в мире хранилищ средневековых рукописей. Оно содержит редкие рукописные книги на армянском языке и многих других языках в разных областях науки: истории, философии, медицины, литературы, искусства и космографии. Собрание древнейших рукописей Матенадарана представляет собой мировую ценность, в связи с чем в 1997 году было включено в международную программу ЮНЕСКО «Всемирная Книга Памяти» [4].
Первые упоминания об Армении (в те времена она называлась Урарту, Великая Армения) датируется VIII-VI вв. до. н.э. [1, с. 301]. Принятие христианства в 301 г. н.э. повлекло за собой изменение картины мира в религиозном аспекте. Активное формирование, развитие передовых областей науки, искусства, культуры, медицины, образования началось в 400-700 гг. н.э. Благодаря связи времен и преемственности поколений армянский народ может транслировать, популяризовать, гордиться сохранившимися традициями и обычаями, которые в консервативной семье уважают, хранят и соблюдают. Ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, распределяют обязанности, организовывают свадебные церемонии и поминальные обряды, опираясь на опыт старшего поколения. Главным в доме остается мужчина, и ему отводится функция финансового обеспечения семьи и укрепления деловых, дружеских связей. Женщине отводится роль хранительницы очага. Она остается вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, сохранять домашний очаг и т.п. Дети в армянских семьях получают высшее образование и почти всегда работают в семейном бизнесе или же находят свое другое призвание, активно работают и совершенствуются в своей профессии (от керамиста и архитектора до финансового директора и владельца банка). Создаются семьи по благословению родителей, и только родители выбирают в процессе смотрин невестку своему сыну или жениха своей дочери. Если родители не согласны благословлять брак, то жених невесту может украсть и в случае согласия невесты сыграть свадьбу или же вернуть невесту, если у нее не возникло желания выходить замуж за кавалера, укравшего ее. Как правило, в краже участвуют родные и двоюродные братья и племянники потенциально жениха. Организация традиционной свадьбы имеет уникальные традиции, которые передаются из уст в уста,из поколения в поколение. По армянским обычаям сначала происходит знакомство родителей с помощью каворов (сватов), а потом жениха с невестой. После обсуждения нюансов свадьбы (определение даты и места, количество гостей, размера выкупа и приданного невесты) семьи готовятся к венчанию в церкви и к свадьбе. Церковь для венчания подбирают ту, в которой венчались предки, тем самым сохраняя обычаи, а свадьбу всегда играют 3 дня.
Процесс венчания происходит в кругу родных, родственников и близких друзей. Покупкой колец из драгоценного метала (золото иои серебро высокой пробы) преподносят для освещения родители жениха и невесты. После обряда венчания, как правило, во дворе церкви в специально отведенном месте проводят обряд жертвоприношения Богу (для этого один из сопровождающих свадебный картеж везет с собой живого животного или тушу молодого теленка, барашка), после освещения священником мяса десятину оставляют как жертвоприношение церкви и большую часть отправляют в дом жениха,где, по армянским традициям, будет проводиться свадьба. Из этого освященного мяса мать, сестры, тети жениха готовят мясные блюда: хаш, хашламу, люля-кабаб [3], также плов, лобби, дурум и другие мясные блюда. Также выпекают хлеб: матнакаш и лаваш, который пекут в тандырах (глиняная печь - очаг внутри земли). За столом  гости и родственники произносят тосты и теплые пожелания,вручают ценные подарки новой семье. Соблюдая обычаи, взрослые  и дети всегда празднуют свадьбу за разными столами с целью облегчения адаптации и общения.
Армян можно охарактеризовать гостеприимным, добродушным, отзывчивым народом, у которого сложилась традиция отмечать каждый праздник, в том числе и свадьбу, пышно, ярко и достойно. На свадебную церемонию приглашаются свидетели, подружка невесты и друг жениха,  многочисленные гости, включая всех родственников, близких людей, друзей и подруг. Музыканты исполняют торжественные мелодии на саксофоне, кларнете, флейте, скрипке, гитаре, барабане, «ложках» и на традиционных армянских музыкальных инструментах: дудук (в переводе с армянского языка означает душа абрикосового дерева), дхол, зурна, шви, кавал, уд, барбет, бамбир, кемани, кеман, саз, тар, канун, сантур. Тамадой всегда является опытный организатор свадеб со стороны жениха или невесты. В организацию свадьбы всегда включаются развлекательные мероприятия: поют песни «Мер тагворин инч ку питер»  («Жениху нашему к чему был букет»), «Ахчка яман» («Девушка яман»), «Яр, яр» (Возлюбленная), «Оп яро джан» («Любимая»), а также исполнять народные (пар, кананц пар, сардарапат, жоховрдакал пар, шолохо), шуточные (катак пар), молодежные (еритасардакан пар) танцы. Сохранилась примета, что деньги притягивают деньги и в связи с этим особенностью армянской свадьбы является то, что при первом танце  новобрачных приглашенные гости осыпают  деньгами и монетами.А после венчания — ценной крупой высшего сорта (рис, гречка, кукуруза, иногда пшеном). Этот свадебный обряд, по легендам и убеждениям, позволяет увеличить накопления, сбережения повысит уровень материального богатства молодой семьи. Ключевым моментом свадебной церемонии является первая брачная ночь, после которой также проводится важный обряд между семьями родителей. Если невеста до вступления в законный брак сохранила свою честь и достоинство, то родители жениха отправляли родителям невесты через родственницу корзину с бутылкой красного вина [5] и красными наливными яблоками. Это можно понять и интерпретировать как знак благодарности и признательности за невестку. В древние   времена по этому случаю в доме жениха утром мужчины стреляли, чтобы услышала вся округа, тем самым оповестив радостной новостью соседей. В обратном случае в дом невестки родители жениха передавали пустую корзину.
Приметы и обряды остаются в народной памяти, а жизнь молодой семьи складывается и формируется посредством обретения чувств: уважения, понимания, взаимовыручки, бережного отношения, нежности, внимания, любви между мужем и женой, а также совместных целей, идей, планов для реализации и воплощения в течение жизни.
В армянских семьях всегда считалось: чем больше детей — тем лучше. В настоящее время данное стремление корректируется уровнем благосостояния и возможностями. Новорожденных нарекают  именами, учитывая церковный календарь или называют в честь старшего поколения, ими могут быть бабушки и дедушки или прабабушки или прадедушки,  которые имеют почет и уважение у родственников и соседей.
В более современной или либеральной семье традиции и обычаи хранят, чтут, по возможности, соблюдают и помнят. Как правило, сохраняется уважение к старшим, поддержка и взаимовыручка своих ровесников, помощь младшему поколению, развиваются дружеские теплые отношения в семье. Каждый член семьи имеет право на голос, на свое мнение, тем самым в детях развивается индивидуальность, а в семье спокойная дипломатия. Дети родителям не полностью подчиняются, хотя к мнению старшего поколения прислушиваются и с ними советуются. Роль главного в семье может занимать и мужчина и женщина, т.е. по гендерному признаку соблюдается сохранение прав и обязанностей. В либеральной армянской семье женщине разрешается работать, строить карьеру и заниматься любимым делом. Проведение памятных дат, дней рождений свадебных церемоний и других праздников, ведение домашнего хозяйства и бизнеса опирается на опыт близких друзей, родственников, родителей, а также на собственные пожелания, планы, идеи и возможности. Религиозная составляющая в традициях армянской семьи очень сильна, т.е. новорожденных детей всегда крестят, чтобы Всевышние силы (Святой(-ая) и Ангелы-Хранители)  на протяжении жизни их оберегали. По христианскому обычаю на обряд крещения приглашают самих близких родственников, крестного отца и мать, которые могут состоять в кровном родстве с младенцем или же иметь дружеские отношения с семьей младенца. По сути, крещение в церкви рождает в армянском народе надежду, что человеческие души после смерти попадут в Рай. Также практикуется соблюдение христианских праздников, выполнение постов, еженедельное посещение григорианских церквей, обращение к Богу через молитву. Наличие веры и соблюдение церковных канонов - признак  высокой духовности и религиозности армянской семьи.
В ультралиберальной армянской семье теряется связь поколений и семья живет, ориентируясь на традиции обычаи той страны, в которой она проживает. Иногда в этой семье наблюдается полная или частичная замена культурных, семейных, исторических, духовных ценностей на аналогичные ценности другой страны. Этот процесс имеет длительный и постепенный характер и наблюдается в армянских семьях, которые проживают за пределами Армении, т.е. на  территории другой страны. Исчисляется периодом равным в десятилетия. Страна, например, Россия, становится второй Родиной и со временем семью можно называть армянской только на генном уровне.  Последующие поколения в ультра-либеральной семье могут жить в традициях и обычаях России, но всегда остаются патриотами Армении, хотя есть исключения. Трансформация идеологии создания, заключения брака, сохранения быта, ведения личных и семейных дел, воспитание ребенка, религиозной составляющей особенно происходит у жителей Армении в возрасте от 5 до 21, когда в человека закладываются основные знания, умения, моральные принципы и т.п. Именно этот период является временем для идентификации в обществе,в семье, работе, учебе, религии и в др. сферах жизнедеятельности. Хотя важно отметить, что армяне в возрасте от 21 и старше, которые переехали на постоянное место жительство в другую страну, менее склонны к процесу трансформации, так как в сознании уже сформировалось конкретное представление о жизни, о себе и о будущих планах. Армяне в возрасте до 21 и более склонны к трансформации, так как сохранение семейных устоев нелегкий процесс, и мнение родителей  дети воспринимают, как советы, но не не как наставления для воплощения в жизнь. В реальности юноши и молодые девушки все чаще ориентируются на коренных жителей России. Наблюдается создание межрасовых и межнациональных браков, с последующим смешением традиций и обычаев, вкусов и убеждений, что иногда бывает причиной разводов. Хотя и редких случаях формируются счастливые семьи  между армянами в России. Истинные патриоты нередко возвращаются на Родину в поисках невесты (жениха) и будущей жены (мужа). Свадебную церемонию играют по армянским традициям или по обретенным русским свадебным традициям. В настоящее время жизненные  устои изменились и на свадьбу отводится 1-2 дня.
Таким образом, процесс изучения традиций и обычаев армянского народа позволил автору выделить три категории армянской семьи, которые по своему численному составу различны. Главным выводом является то, что наличие компоненты - преемственности поколений, сохранения, трансляции древних и более современных традиций и обычаев в каждой семье есть. Полное проявление соблюдения всех прописанных и устных традиций наблюдается в консервативной семье. Как правило, эти семьи проживают в Армении, встречаются на территории других стран,  в т.ч. и в России.  Можно утверждать, что в данной семье очень сильная преемственность традиционного образа жизни. Количество семей на протяжении многих лет увеличивается [7].  Наименее выражено соблюдение традиций в ультраконсервативной семье. Можно констатировать, что в этой семье слабая преемственность к родным традициям и склонность к образу жизни другой страны. Чаще всего их можно встретить за пределами Армении, т.е. в России,США и в Европе. Хотя в самой столице, в  Ереване, современная молодежь,которая постоянно проживает в Армении и ездит отдыхать в Россию,также настроена принимать традиционный уклад жизни другой страны. По официальным статистическим данным, количество семей варьируется по годам (уменьшается и увеличивается). Современная или либеральная семья является открытой к новшествам социальной системой, субстанцией гармонично взаимодействия двух стран, удачного взаимопроникновения и генерирования нового образа жизни с соблюдением одновременно родных и приобретенных традиций и обычаев. Представители либеральной армянской семьи больше встречаются на территории других государств и менее на Родине. С каждым годом количество семей увеличивается на несколько сотен человек.
Преемственность поколений и народную память, описанные в традициях,обычаях,приметах, убеждениях, легендах, мифах, культурных, исторических,религиозных, музыкальных, общечеловеческих принципах и ценностях, важно сохранять, обогащать, улучшать, совершенствовать. Они остаются главными ключами к самоидентификации армянского народа. Именно умение видеть ценности, заключающиеся в особенностях армянских традиций, помогает представителям армянского народа, настоящим патриотам прийти к более глубокому осознанию, комплексному пониманию роли своего народа в мире и предвидеть перспективы дальнейшего развития и прогресса нации в целом.

Список литературы:


1. Армения. Православная энциклопедия. Том III. Анфимий — Афанасий. // Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-Научный центр «ПРАВОЛСАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2001. - 752 с.
2. Армянские свадебные традиции: каноны современности. // Электронный ресурс //Свадьбаголик.ru – М., 2012.
3. Древние традиции армянской свадьбы. // Электронный ресурс. // CelebritiesАрмения. - М., 2009.
4. Кухня Армении. // Электронный ресурс. // ADVANTOUR. - М., 2007.
5. Матенадаран. // Электронный ресурс. // Yerevan2012. - М, 2012.
6. Семьи Армении. // Электронный ресурс. // Мифы и реальность. - М., 2009.
7. 12 традиций армянской свадьбы // Электронный ресурс // Знать. Уметь. Сметь. - М., 2011.
8. Традиции армян: семья. Исторический очерк. //Электронный ресурс. // Знать. Уметь. Сметь. - М., 2010.
9. Статистика населения России. // Электронный ресурс. // Федеральная служба государственной статистики. - М., 2011.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.