Работа по истории из архивов

      ***
это настоящее доказательство того, что все архивы, по деревням Тавдинской Слобода - ныне НИЖНЕТАВДИНСКОГО РАЙОНА есть именно мои работы - ДЕВЯТКОВА ВЛАДИМИРА ПРОКОПЬЕВИЧА79 лет. Я, над этими архивными документами работал четверть века своей жизни. А, та же Наталья Алексеевна Балюк, сначала присвоила мои УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ И РОДОСЛОВИИ деревень, где жили мои передки, а впоследствии, она похитила архивы по ПОХОЗЯЙСТВЕННЫМ КНИГАМ, и МЕТРИЧЕСКИМ КНИГАМ, которые на нынешнее время издала книги, присвоив себе авторство выпущенных книг по моим архивным документам. Ни, милиция, ни полиция, сделали всё, чтобы хищение архивов из моей квартиры, осталось безнаказанно перед законом. Все мои доказательства правовые органы, не брали в расчёт, тем самым прикрывали преступления по воровству этого человека. А, меня стали преследовать всеми способами, которые идут вразрез всех законов нынешнего Российского государства. 07\01\2018 г. 11 ч. 20 м.




Крестьянство Зауралья 17 19 вв
Владимир Девятков 2
 Введение книги «Крестьянство Зауралья»
Дорогой читатель! Книга, которую ты держишь в руках, издана благодаря подвижнической деятельности нашего земляка – Владимира Прокопьевича Девяткова. В течении многих ле, он кропотливо работал в архивных хранилищах Москвы, Тюмени, Тобольска, собирая сведения о своих предках. В результате собрал богатый материал по истории крестьянских семей, сельских поселений в 17 веке к ведомству архирейской Тавдинской слободы Тюменского уезда. В. П. Девятков – выходец из потомственных крестьян. С юношеских лет он проявлял интерес к истории своего края. Многое узнавал из рассказов своей прабабушки Девятковой Секлетиньи Никифоровны, кторая родом из деревни Курья Нижне – Тавдинского района.  В 14 лет по своей инциативе он пешком ходил по деревням – Нижней Тавды, Паченке, Летней, Берёзовой, Ерёминой, Андрюшиной, Черепановой и другим, собирая сведения о своих предках. Один из таких походов, как он сам вспоминает, - у него развалились сапоги. Пришлось добираться домой босым. Хорошо, что по пути его подобрали десантники, которые проводили учения в этих местах. В Тюмень он прибыл на бронетранспортёре. После службы в армии на эсминце Владимир Прокопьевич долгие годы служил на Тихоокеанском флоте, плавал по Охотскому и Берингову морям. С 1986 г. работал на малых рыболовных сейнерах, а в зимнее время на буксире. Свои изыскания в области генеалогии он начинает  1987 г. В архивах он проводит практически все отпуска. После ухода на пенсию, с 1993 г. он постоянный посетитель архивов. Владимиру Прокопьевичу удалось собрать богатый архивный материал по Нижнетавдинскому краю. Своё родословие он довёл по линии отца до десятого поколения, а по линии матери (в девичестве Петрушиной) до пятнадцатого поколения. О результатах изысканий В. П. Девятков сообщается в материалах: Первых, вторых, и третьих, Тюменских родословных чтений которые издаются профессором Тюменсого государственного нефтегазового университета Антониной Ивановной Баикиной. Именно она во время проведения конференций по генеалогии «открыла» В. П. Девяткова и оказала ему помощь в реализации накопленного документального фонда. Авторы сборника выражают также большую благодарность за поиск материалов по истории Тавдинской слободы и сотрудникам Нижнетавдинского краеведческого музея. Архивные документы собранные В. П. Девятковым представлены в книге в виде уже набранных текстов копий оргиналов. Научная обработка, классификация и подготовка к публикации выполнена доктором исторических наук Н. А. Балюк.

Зауралья 18 19 вв.
По материалам Нижнетавдинского края. Тюмень. Издательство 2Векор Бук», 2002 г. – 344 с.
В книгу включены уникальные архивные источники 18 19 вв., из фондов РГАДА, ГАТО, ТФ ГАТО, показывающие проыцесс становления монвстырских вотчин и формирование русского населения в условиях зауралья на примере отдельного сельского района. В документах имеются сведения о поселелениях основанных по Нижнее Тавде ещё в 17 веке.., в слободах Тавдинской и Покровской, Паченке, Андрюшиной и многих других. Книга может быть полезна всем, кто интересуется историей Малой Родины, историей своего рода. Публикация текстов  документов в оригинале открывает  перспективы для использования этого издания в качестве этого особия по палеографии для студентов ВУЗОВ и исследователей генеалогией.
Ответственный редактор К. Г. Барбакова, д.ф.н., МАНВШ и МАИ директор НИИ исследования общества ТГНГУ.

Собиратель архивных материалов. Составитель. ДЕВЯТКОВ ВЛАДИМИР  ПРОКОПЬЕВИЧ.

Вот так они охарактризовали мои архивы, и тут же растащили по своим книгам и докторским диссертациям. Да и гонорары все себе прихватили, словно всё по чубайсу.


© Copyright: Владимир Девятков 2, 2017
Свидетельство о публикации №117033010002
Тавдинская слобода, нет жизней
Владимир Девятков 2
Тавдинская слобода копия гбу
Владимир Девятков
ТАВДИНСКАЯ СЛОБОДА


Книга зарегистрирована, якобы по ISBN 5-88131-349-9

Когда сделал запрос по этому номеру, оказалось, что за этим номером числится книга некего Комарова. Мои книги в количестве 16 единиц, куда – то исчезли. Явно и здесь чувствуется рука и правовые звонки тех, кто меняпреследует
и их крышевателей.
Книга эта выпущенная мною в сокращённом варианте по причине отсуттвия у меня денежных средств.
Основания книги смотрите в конце книги.

Девятков Владимир Прокопьевич.


 












Нашлось 460 млн результатов на 27\05\2018 г. 1\00.


Тюмень родную я люблю, и сердце верное дарю.
И чтоб любимая Тюмень была счастлива каждый день.

Она мне очень дорога и помнил я о ней всегда.
Когда бывал в разлуке сней, за тех же тридевять земель.

Скучал, страдал и вспоминал и слово сам себе давал.
К ней обязательно вернусь, её красе вновь восхищусь.

Церквей златые купола, всем улыбаются с утра.
Блестят от солнечных лучей, и согревают жизнь людей.

А берега реки Туры, хранят таинственные рвы.
Обнажались, осыпаясь и  истории касаясь.

Да будет счастлива Тюмень, столица древних деревень.
Они её ровесницы. Сибири соплеменницы.

                Припев.
Моя Тюмень, моя Тюмень, столица древних деревень.
Моя Тюмень, моя Тюмень, столица добрых деревень.

Сочинил марш из двух колен. Мне рпавится, и очень.

Подозреваю, что его давно уже похитили, так как моя квартира прослушивается более пятнадцати лет. Тсчезали черновики и чистовики нотной бумаги с другими моими мелодиями. Тже писал об этом в правовые органы, но куда там? Всё всегда было против меня.







Не уважение к предкам, есть первый признак
дикости и безнравственности.  А. С. Пушкин.

Кто за нас когда-либо думал. Кто за нас думает теперь.
                П.Я. Чаадаев. Философические письма.
По Тавдинсой слободе нужно предков выяснять.
Кто, когда, в какие годы и, какой они породы.
Жили в этой слободе

По историческим документам, Нижнетавдинский район родился в 1583году, 1 июля старого стиля, нового 12 июля, с момента битвы Ермака с князьком Паченгом – Печенгом на  речке Бачкиме – Паченке. Регистрация Нижнетавдинского района произошла 1621года. Тобольским архиепископом Киприяном, что отражено в трудах Петра Буцинского стр. 156, а также других выдающихся исследователей.

Хотелось бы сделать такое предложение: «Рождение Тюменской области считать с 12 июля 1583 г, этим востановится историческая справедливость, которая подтверждается всеми историками по изучению Сибири, в этом случае подчеркнётся наиважнейшее значение освоения этого Сибирского края казачьим предводителем – Ермаком»

«ТЮМЕНСКАЯ ПРАВДА». № 245 (16955) среда, 29, дек.  2004 г. л. 3.
                «ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ?»
Тюменские краеведы и историки называют
Владимира Прокопьевича  Девяткова подвижником.
Автор- выходец из потомственных крестьян в 14лет, в 1953г, его заинтересовала судьба родных, история своей семьи. И это действительно так. В поисках корней Девятковых, Петрушиных, Черепановых Коноваловых, мальчишка отправился, по благословению своей прабабушки Сигклитикии Никифоровной, пешком по деревням, собирая сведения о предках. Исходил Паченку, Нижнюю Тавду,
Летнюю, Берёзову, Ерёмину,  Андрюшину, Черепанову.   
Служба на эсминцах «Скрытном» и «Бесследном» тяжёлая и очень интересная. Было и такое, когда по трансляции громкого боя, заместитель командира корабля по политической части мог объявить:  «Товарищи моряки, это задание мы не должны не выполнить, какое бы оно не было трудным». Как – то, находясь в дрейфе, экипаж увидел интересную картину: «Кругом, на 360 градусов, спокойное, тихое, синее Море – Океан. На небе ни тучки, ни облачка, чистейшее, голубое пространство. Такое ощущение, что кроме нас и корабля на всём белом свете больше ни кто не существует. Воздух прозрачен и свеж. Очередной день жизни на земле заканчивается, но ещё очень светло. Морская гладь и небесная чистота соединились со всех сторон на горизонте, словно две  створки одной гигантской жемчужной раковины, которые  пленили эсминец со всей её командой. На палубе моряки, не только дышали таким морским воздухом перед сном, но и восхищались красотой редчайшей, спокойной погоды. Я посмотрел на Запад. Мысленно проложил курс туда, где жила моя мама – Евгения Дмитриевна Девяткова – Петрушина в уютной комнатке г. Тюмени, барачного типа в  доме по адресу ул. Мостовая № 8а, ещё далее, до г. Москвы, где в Кремле служил мой братик - Витя. На этом Западе, находилась моя Родина, которую мы охраняли здесь, на самых дальних, её рубежах. От такого понятия на душе тёплая гордость, чувствуешь, как сам перед собой возвышаешся. Глянул на небо, там появилась одна звёздочка и, подумал: «Летит Юрий Гагарин». Мы знали об этом. Так не заметно подкрались сумерки. Звёздочки всё появляются, вскоре они заполнили всё космическое пространство. Значит, первая звёздочка не была космическим аппаратом. Было это 12 апреля 1961г. Камчатского времени около 22ч. 00м.»               
Что такое Море – Океан? Представьте себе службу на военном корабле, на том же эсминце. Долг есть долг, но со временем, всё чаще и чаще думаешь о демобилизации. В мыслях планы: «Как же ты будешь жить на гражданке? Куда пойдёшь? Куда поедешь? Чем будешь заниматья? Выбор, как Море-Океан». Отдал долг Родине, а теперь ты сам себе хозяин. Многое передумаешь перед этим самым ожидаемым увольнением. И, снова очередная команда в любое время суток: «Корабль к бою и походу приготовить». Один из последних выходов, как обычно, всевозможные  задачи, тренировки, учения при любых погодных условиях. Прерывистые, короткие сны. Приглашения по трансляции громкого боя на ночной ужин. Шторм. Тревоги. Часа в три подаётся команда: «Личному составу отдыхать». Все уснули мёртвым сном, за исключением походной вахты, которая несёт её визуальную и слуховую - глаза и уши. Засыпал, в довольно, не спокойной атмосфере: болтанка, качка, чувствовались удары волн о борт корабля, но заснул. Проснулся, как, ни странно, от тишины: качки нет, болтанки нет, даже интересно стало. Смотрю, все ребята спокойно спят.  Такая обстановка заинтересовала. Встал и, осторожно поднялся по траппу на верхнюю палубу. Корабль в дрейфе. Огляделся. Вот, я - один, бодрый, нахожусь среди этого огромного Тихого Океана и, любуюсь его безграничной далью, словно его единственный хозяин и повелитель. Осень. Холодновато. Кругом соль, она везде: на палубе, на бронях башен главного калибра, на надстройках, на леерах. За время сна обстановка вокруг корабля кардинально изменилась. Куда ни посмотришь, ледянные блины.  Многое не понравилось: «Запах перегара мазута исходящего от корабельных труб, запах йода». И, всё же, с большой болью и тоской подумал: «Многое тебе здесь не нравится, а вот покинешь ты всё это и, будешь об этом  всю жизнь помнить, как самое лучшее время своей жизни, скучать и страдать об этих бескрайних просторах. Смотрел и насыщался всем этим видением, всё хотел запомнить. И, хорошо, что понимал всю прощальную обстановку  последних дней своей службы. Теперь, на протяжении более, полу - века назад, мне не так обидно, потому, что, по настоящему простился с отрезком своей жизни  на определённом её этапе.
Судьба, ты моя, спасибо, что подарила мне такое морское – океанское, чудо света, которое созерцал, любил, как настоящий сын морского Бога Нептуна. Сколько раз приходилось тонуть в его водах, но всегда он был ко мне милостлив, порою, доли секунды мне оставалось жить на этой земле, после чего вновь возрождался как младенец.

В девяностые годы 20го века в центральных газетах сообщалось, что эсминец «Бесследный» полностью оправдал своё название, он бесследно исчез.  Поясняю; почему эти корабли пишутся, то эсминец, то эскадренный миноносец. Эсминец, сокращённое слово – эскадренный миноносец.               
Служба на нём: осень 1958г, май 1961г. Когда попал на него, то был очень счастливым. В голове держалось: «Родина мне доверила такую технику! Такой Корабль!» Во время профилактики или планово-предупредительног ремонта, то проводил всё так качественно, что навлёк на себя внимание командиров,  не успевал всё сделать. По этой причине нарядов получал больше, чем те матросы, которые работали рядом со мной. Служба этого периода оказалась очень тяжёлой. Со временем привык. Первоначальные эмоции поубавились. Командиром корабля был замечательный человек капитан третьего ранга Косяков. В семидесятые годы двадцатого века он был на должности начальником морского Владивостокского порта, должностью которого  мне по крайней необходимости пришлось воспользоваться во время извержения вулкана Шевелуч на Камчатке. В мае 1961г. «Бесследный» ушёл в г. Владивосток. Меня перевели на «Скрытный» в связи с тем, что был внештатным руководителем духового оркестра и исполнял обязанности баритониста, а в эстрадном ансамбле роль тромбониста. Попутно перевели и других музыкантов.
Начало службы проходил на Русском острове. Командиром был легенда Советского Военно-Морского Флота, Герой Советского Союза Капитан 1го ранга Малик. В начале Войны их дивизион торпедных катеров, где он был командиром торпедного катера, переходил своим ходом от г. Владивостока на Балтику Северным путём. В конце перехода их атаковали немецкие самолёты, которые потопили несколько судов. На море плавало много моряков, в том числе и сам Малик. Вода была холодная. Терпящие бедствие люди один за другим уходили в морскую пучину. Он запел песню «Варяг». Его все подхватили. Моральный дух приподнялся. После чего было заметно, что тонуть моряков стало меньше. За этот подвиг он был награждён орденом Ленина.
С первых дней моей службы Герой Советского Союза Малик объявил мне благодарность за отличную стрельбу. Выбил три десятки пристрелки и десять десяток зачетных. Через пару дней снова на стрельбище, тоже выбил сто тридцать очков из ста тридцати. Обои благодарности занесены в личное дело. Вторая стрельба была не запланирована. Скорее всего, решили проверить меня, не случайно ли я так отстреллялся, но я не подвёл, вновь оказался на высоте. Скорее всего, как полагаю, эти мишени могут оказаться в каком - нибудь Военно-Морском Музее  нашего дальнего Востока, как образец  стрельбы новобранца - матроса Школы Оружия. После второй стрельбы Командир Малик зашёл к нам в казарму и беседовал со мной минут двадцать. Вспоминать мне это до сих пор приятно. Во время второй Мировой капитан – лейтенант Малик учавсвовал и в Войне с Японией в должности командира дивизиона торпедных катеров, которые производились в г. Тюмени. Его дивизион неожиданными атаками врывался в японские бухты и торпедными атаками полностью уничтожал береговые оборонительные укреплениия городов Сейсин и Хайсин, За что и был награждён Золотой звездой Героя Советского Союза. Всех этих трёх командиров связывало одно, настоящие были отцы – командиры. В случае опасности, любой моряк,  не колеблясь, мог прикрыть каждого из них свом телом.
День рождения 5го декабря 1938г. Просыпаюсь в 2010 году  06ч.
 55 м.5 декабря. Включаю телевизор. На экране последние кадры фильма: «Командир счастливой щуки». Его роль исполняет Тюменский артист Венияльминов. Он спасает своей жизнью свой подводный корабль. Появляется левый борт вражеского эсминца и на нём орудийная четырёхствольная установка, на такой был  мой боевой пост на однотипном корабле «Бесследном». И так мне стало приятно, словно это специальное поздравление в день моего семидесятидвухлетнего дня рождения. Ещё раз спасибо этому обстоятельству. Конечно, роль фашисткого корабля времён войны 1941-1945годов должен был выполнять эсминец тех времён, но такого старины, скорее всего, уже не нашлось. Большое упущение для истории. Мне довелось быть в командировке  на эскадренном миноносце «Редкий», который учавствовал в той Войне, был на нём в зимнем сбор – походе  1962г. Запомнились койки – гамаки, на которых  в походе, особенно при шторме, ощущаешь себя как на качелях. Во время службы привыкаешь. Очень вместительный центральный кубрик. Эсминец называли просто: «Семёрка». Так и хотелось его погладить, словно преклонного старичка. Я был сфотографирован на его корме. Такие эсминцы военного времени на Тихоокеанском флоте носили имена на букву «Р»: «Редкий» «Ретивый» «Рьяный» и т. д. Демобилизовался с эсминца «Скрытного осенью 1962г. Не мог себе представить, что именно такое прощание будет с кораблём и его экипажем. Возле дежурной рубки старпом проверяет содержимое моего чемодана и говорит: «Как  у латыша». Закрываю чемодан и слышу голос вестового, сидящего в рубке: «Закрыл чемодан». Старпом жмёт мне на прощание руку и, снова вестовой: «Старпом жмёт ему руку». И, тут слышу по трансляции громкого боя звуки «Прощание Славянки». Когда я выходил из кубрика с чемоданом, то ни кого не видел вокруг, весь команда экипаж работалал на своих боевых постах, и подумал: «Неужели так ни с кем и не прощусь?», ну а тут, как только старпом подал мне руку, со всех сторон появилась вся команда корабля, знакомые, родные лица и, все тянут мне руки. Лес рук. Пожимаю те, которые стоят около и, по нескольку раз. По бортам нашего эсминца стоят другие корабли, на бортах которых тоже появились  матросы. Теперь уже, на склоне лет своих, понимаю, что меня любили все, кто служил со мной те годы в бухте имени Петра Ильичёва. Вспоминаю и то, что не приходилось видеть, когда человека так провожали, как меня. А проводы были при мне и не единожды, и очень достойных. Много я добра делал людям на службе. Во первых, был главой духового оркестра, музыка которого не мало помогала скрасить быт суровой и не лёгкой морской службы. Несколько раз был стержнем со своим тромбоном эстрадных флотских оркестров. Служба есть служба, одни демобилизуются, другие призываются. То один музыкант уходит с того или другого оркестра, то другой. Кем их заменить? Такая же   взаимозаменяемость и с кораблями. Вот появилась новая боевая единица или две. Я со своим тромбоном выхожу на палубу, в район своего боевого поста и по Авачинской губе раздаётся сочная мелодия моего тромбона. Иногда отзывается голос трубы с одного корабля,  другого. Заиграл  аккордеон на третьем. Глядишь и, снова появляется эстрада или пополнение к духовому оркестру. Бывали дефициты трубачей, и тогда при строевой подготовке приходилось выкручиваться. Там, где без партии труб исполнять колено не было смысла, в каком – либо походном марше, то играли только соло баритона и басов, без паузы переходя от одного произведения к тругому, от «Триумфа Победителей» к «Прощанию Славянки» и так далее. К музыкантам претензий со стороны моряков не было. Вот так,  моя искорка вновь и вновь оживляла медные трубы на радость всем.
После службы  не раз интересовался у позднее емобилизованных оттуда моряков об оркестрах. Все отвечали отрицательно. Не попадались, видно больше такие люди, в которых светилась такая искра. Она  бывала у меня и на гражданском морском рыболовном флоте. На каком бы судне не находился, какую бы должность не занимал: трал-мастера, старпома, капитана, всегда за нами призовые места. Ту же искорку имел в себе и на пенсии по работе родословной людей трёх районов и их деревень, но нашлись чёрные силы, которые из брандсбойдов, с ожесточением, решили её утушить. Да, почти уже затушили. Если она ещё теплиться, то еле-еле. Сможет ли кто, когда востановить её в изначальном свечении? Вот почему меня так провожали со службы Военно-Морского Флота военные моряки Советского Союза. Спасибо родные мои. В отношении оркестров,  мне помог Начальник  Полит –  Отдела капитан 1го ранга Самсоненко. Насмелился и обратился к нему с просьбой поговорить с начальником Петропавловского – Камчатского мореходного училища о выделении нам музыкальных духовых  инструментов, которых там находилорсь в излишке. Он охотно созвонился. Я поехал и взял там, то, что нам было нужно.

После службы  Владимир остался на Камчатке, по началу работал матросом на буксире, типа-ЖК, во флотском простонародье его называют «Жучок», или «Ванька-Встанька», любые штормы ему ни почём. О нём не мало легенд сложено, которым ещё расти да расти до его настоящих мореходных качеств.
Осенью 1962г. от Усть - Камчатского рыбокомбината был послан учиться на курсы морских судоводителей в один из филиалов Петро - Павловского Камчатского мореходного училища, который находился  при Кировском рыбокомбинате, за щёт предприятия с оплатой сто процентов заработка. Перед государственными экзаменами в один из классов зашло несколько курсантов. Я взял мел, подошёл к доске и красивым почерком написал:
«Сыны моря, вперёд на штурм морской практики, с нами бог Нептун и Бом-брам-рей». Бом-брам-рей, это преподаватель морской практики Илья Фёдорович Бусин. Мы его очень любили. Он пришёл минут через пятнадцать, глянул на доску, покраснел от гордости, понял, что это в честь его и спросил: «Кто написал?» Ответили: «Девятков». Не поверил. Почерк у меня в тетрадях был не очень разборчивый. Впоследствии, при встречах с бывшими курсантами, они вспоминали этот призыв. Уверен, если, кто ещё жив и сейчас помнит его дословно. После учёбы работал на Тихом океане, Беринговом и Охотском морях в должностях: трал - мастер, помошник капитана, капитан
               
В 1970г. 11 июля Рыбацкий коллектив РБ -1161, Усть – Камчатского рыбокомбината, возглавляемый капитаном Девятковым Владимиром Прокопьевичем был занесён в районную Книгу летописи Ленинской трудовой вахты. Газета «Ленинский Путь». 11 июля 1970г. Суббота. № 83, (4064) Орган Усть Камчатского районного комитета КПСС и Районного Совета депутатов трдящихся.
Также, в эту Книгу трудовой летописи внесены и замечательные ребята - капитаны: Миша Чикунов, Коля Кукушкин. Добрым делом отплатил я Усть-Камчатскому рыбокомбинату за его заботливое ко мне отношение в истоках моей жизни и работы после службы на Военно-Морском Флоте Советского Союза. Спасибо.
В 1986 году окончательно прекратил работу на морях. Приехал в родной город Тюмень и перешёл на оседлый образ жизни. С этого же года решил возобновить свои поиски «генеалогического древа». В архиавх проводил все отпуска. С уходом на пенсию в 1993г.- и вовсе стал их постоянным посетителем. За эти годы  исписаны десятки общих тетрадей, скопированы 600 листов старославянской вязи и древне - русской
письменности по ревизским  сказкам и переписям. Переписаны сотни метрических книг по фондам РГАДа, ГАТО, ТФГАТО, попутно собирая материалы и по всем деревням Нижнетавдинского края. Эти материалы могут быть полезны учёным разных областей науки.  Пока хватит сил, буду дальше заниматься, - говорит исследователь.  Есть надежда, что мой внук Филипп, которому сейчас 13 лет, продолжит моё дело. Происхождение фамилий и корни своего рода сегодня могут узнать по рукописям многие жители Нижнетавдинского района и выходцы из этих мест, ставшие горожанами, также жители нескольких деревень  Созоновского, Гилёвского, Ярковского  районов. Оособенно уделяется внимание по Покровскому селу, где не мало родственных линий, таких как: Голяковых, Свистуновых, Пуртовых Коноваловых и других, которые в той или другой степни связаны родственными узами со знаменитым старцем - Григорием Ефимовичем Распутиным, о нём ещё много   и много можно узнавать. Дело в том, что дальними родственниками по всей Западной и не только ей - Сибири, есть множество их под разными фамилиями. По существу, они все родные. Выпади где-где нибудь, из какого-нибудь кирпичика родословной, хотя бы одна какая  фамилия и не родился бы Григорий Ефимович Распутин, он же Роспутин, Как писалось в метрических книгах в 17ом и 18ом веках. В частности удалось выяснить настоящее происхождение его фамилии. Много о ней, судачили, гадали, порой говорили и говорят настоящую нелепицу. А ларец открылся очень просто. РГАДа. Ф. 214. Кн. 70. Л.44 об. 1636год. Никитка Ерьев Онежанин прозвищем Неудачка с детьми: Кондрашкой да Заворошкой, да Стахейком с Роспуткой. Вот и получается, что фамилия эта родилась точно так же,  как и многие другие русские, т. е. от древне - русского имени - Роспутка, как и фамилия - Ивановы от имени - Ивана. А гляньте, каков корень!!!: Рос. Роса. Россия. Российский. Рослый. Роскошный. Григорий настоящий патриот своей Малой Родины, он многое сделал для неё и своих земляков, да и прославил село Покровское на весь мир. Об этом буду пояснять в будущей книге по Покровскому селу, слободе Покровской. Умным был человеком. Он понимал, что имя своё в России оставит, но и сделал так, чтобы земляки на него тоже не обижались и запомнили его добрые дела. К сожалению,  всё  оказалось  забытым жителями его Родины. Может в предыдущей книге им надпомню и постараюсь кое-чего разьяснить, возможно, после чего они  на свои  общие средства  воздвигнут ему памятник, что считаю, повысится посещение туристов со всего мира, это тоже не плохо.
Имеется очень далёкое родство  и с Семёном Ульяновым Ремезовым. Многое сделал Семён Ремезов для мировой науки. Только одна его работа по составлению карты долины и русла реки Оби чего стоит. Если сравнить эту карту спустя 400 лет с современной, то результат его наиважнейшей работы очевиден. Какая бы разница в  площади этой долины, или какое изменение русла реки не были, всё очень важно для мирового сообщества учёных всего мира. Самое главное, есть от чего оттолкнуться. Если существует какое-то изменение параметров долины реки Оби и её русла, а оно существует, то пропорционально это имеется и у рек: Енисея. Лены. Колымы и других, а также рек Канады и Северной Америки. А так как всё на земле и внутри её повинуется общим законам космоса и вселенной, то мысли и работа Семёна Ремезова обязательно в той или иной мере распространяется на все реки земного шара. Всё это движение, есть прямое отношение к жизни нашей планеты и её людей. Самое главное, чтобы всем этим учением человечество смогло распорядиться в своё благо. С Семёном Ульяновым Ремезовым моё родство связано с его дедом – Мосеем Ульяновым Ремезовым Меньшим, который не единожды был схож с высшей Российской Властью. Семёна Ремезова дед Мосей Ульянов, есть предок в одной из моих линий. Правда, их в семье было несколько Мосеев. Скажем, в то дальнее время не редко можно было встретить братьев с одним и тем же именем.

И. 47. оп. 1. д. 726. л. 3об, ГАТО.                1687г.
Сергей Галактионов, у него дети: ПЯТЕРО Ивашков, да Савка, да Федька.
Сергей и Гришка Галактионовы. Сергея дети: Иван, да Иван. Племянники: Пётр да Стахейко. Из всего этого и появилось достаточно много Фамилий: Мосей меньшой -  дед  Семёна Ремезова в дальнейшем мог носить фамилии: Меньшов. Меньшиков. Малышев. Там, где пять Ивашков: Меньшов. Второв, Третьяков, Четвёркин, Пятёркин. Считаю, что и Восьмёркин, и Девятков, и Десятков, фамилии произошли по этой же схеме, а  там где двое Ивашков, там тот же Малышев и Старшинов, а когда трое, то и Серёдкин. Перепечатано  в сокращённом варианте и с дополнениями со вновь появившимися архивными документами.         

Во многих селениях спрашивал крестьян сидящих группами на скамейках возле деревенских домов: «Знаете ли Вы своих дедов и бабушек?» Как правило, смотрят все друг на друга и кто - нибудь из них находится: «А чё, всё работа, да работа, а сейчас спросила бы маму, да её уже нет». Вот и живут не помнящие родства и отчества они на этой земле. Этот опрос делал около двадцати лет назад. Такой период времени, по человеческим меркам, не малый кусок истории. Те старушки, на 1990г, мало кто ещё остался в живых, а значит, с этим  поколением утеряна связь их детей и внуков с предыдущими. Дело в том, что далеко не все документы и  те же метрические книги сохранились в архивах. Вот и получается, что в стране подавляющее большинство народа не помнит и, если даже захочет, не сможет  узнать свой род, своих предков.         
Первые  свои серьёзные работы по родословной людей и истории деревень Нижне - Тавдинского района начал с Тобольского архива в 1986г. (Тогда ещё читальный зал находился в подвальном помещении).
В апреле 1988г, написал письмо в Центральный Государственный  Архив Древних актов. ЦГАДа.
По адресу; 118617, Москва, Б. Пироговсеая. Тел. 245-83-23.
Получил ответ; от  25. 05. 1988. за № 532. Директору Нижнетавдинской школы.
Копия: 625035, г. Тюмень, Девяткову Владимиру Прокопьевичу.               
В Центральный Государственный Архив Древних актов обратился Девятков В. П. сообщить время основания Слободы Тавдинской и деревень: Паченки и Андрюшино. Сообщаем, что эти деревни были основаны в 17 веке. Так, село Тавдинская слобода впервые упоминается в 1625г. в числе вотчин Тобольского архиепископа. Село тогда состояло из двух частей: «село» на р. Тавде, где жили поп Стефан, приказной человек архиепископа Иван Бовыкин, тут же находились четыре крестьянских двора - Богдана Никонова сына Попова, Сипы Никитина сына. Терентия Иванова сына Дядина, Ивана Феофанова сына Нагибы. В селе находилась не давно построенная (не освящённая и не имевшая  названия) деревянная церковь.
В пяти верстах от села,  на  речке  Бачкиме, находилась не имевшая названия деревня из 18–ти  дворов. Среди дворохозяев - Сергей Иванов сын Коновал. Семён Васильев сын  Шангин – все мои предки. Антроп Агеев, сын  Зверев и др. Таким  образом, в селе Тавдинская слобода в 1625г. было 22 крестьянских двора  (ф. 214, кн. 77, лл. 117-126).

Этот документ подтверждает то, что село на реке Тавде и деревня, не имеющая названия на речке Бачкиме, является одно целое, то есть: «Тавдинская слобода».
Через 11лет в Слободе прибавилось ещё два двора. (Ф. 214, кн. 77, лл. 42об-44). Тавдинская  слобода. Переписная книга. (РГАДа, ф. 412, кн. 70. л. 42об.)               
Тобольском уезде на рекеТавде архиепископле вотчина    1636г.
 Тавдинская слобода, а в ней по переписным книгам тобольского боярского сына Гаврилы Грозина в житницах архиепископлях хлебных запасов по пересмотру сто семь четей ржи, сто четыре четей с осьминой семени, шестнадцать чет овса, шестнадцать чет ярицы. Чет пшеницы в казённую меру под гребло, да в долгу по сказке Тавдинской слободы приказщика старца Прокофия, да той же Тавдинской слободы Троицкого попа Стефана, что роздано из Софийских и Тавдинских  житниц. Софийским и Тавдинским крестьянам софийского казённого хлеба в прошлом 1634году на семена и имена в кабалу шестьдесят четей ржи, девять четей ячменя  осьмина ярицы.
А крестьяне той вотчины: Богдашко Никонов Попов.
Ивашко Феофанов Нагиба. Антропко Агеев Зверев.
Петко Григорьев Черепан. Яшко Фёдоров Зубарев. Семёнка Миронов. Ярко Архипов. Бессонко Полмитов. Тимошка Савельев Зырян. Серёжка Иванов Коновал. Терёшка Иванов Борода.
Семёнка Клементьев Резвой. Патракейко Данилов. Терёха Дядин. Якушка Конаков. Гришка Борисов. Семёнка Борисов Шангин. Паршук Кириллов. Евтюшка Еремеев Стерлядев.
Петрушка Игнатьев Кривой. Силка Никитин. Гришка Кривой.
Микитка Силевёрстов. Андрюшка Коновалов.
К 1662г. население Тавдинской слободы значительно возросло, Что вызвало необходимость заново переписать население слободы, одновременно выясняя, откуда переселились новые жители села. В основном это северные районы Европейской части России:  Холмогоры, Устюг, Соль Вычегодская, Хлыновск, область р. Камы.
В 1684г. (по дозорной книге вотчины Тобольского Софийского дома) население Тавдинской Слободы ешё более выросло. В числе её появляется селение Старый погост на речке Паченке.
Поправка: «Тут дело в том, не появляется селение Старый погост, а даётся новое название деревни, которая находилась на 1625 год на речке Бачкиме - Паченке и не имела названия». К сожалению моему, не имею в наличии архивных документов на переписи: 1657 и 1662 годы по этой деревне и поэтому не знаю, как назывались на эти времена речка Бачкима – Паченка и деревня, не имеющая названия – Старый погост. Эта последняя строка, явилась КЛЮЧИКОМ,  для, географического и  истрического открытий, о том, что Старый погост на речке Паченке на 1684г, и деревня не имющая названия на 1625г, на речке Бачкиме, есть одно и тоже.
На самом деле Тавдинская слобода впервые упоминается в 1621 году, когда её основал Тобольский архиепископ Киприян. В этом году в первых числах июля сделал заимку при устье реки Ницы и поселил на ней восемь семей крестьян, которых вывез из Руси. Это было началом Усть Ницинской слободы. Почти  однвременно основал и Тавдинскую. На этот период Тавдинское село уже было заселено крестьянами деревни Паченки, так что, не основывал Киприян Тавдинскую слободу, а только зарегистрировал, поселив там одновременно своего приказного человека Ивана  Бовыкина. Если считать, по Есиповской и Кунгурской летописямии и другими, то население деревень, которое существовало на реке Бачкиме и её окрестнстях, ни какого исторического движения не вершили? Как всё просто у заморских, да и отечественных историков. Получается, что ни когда и ни кто из них не бывал, ни в Тавдинском селе - слободе, ни тем более в деревне Паченке в начале 16го века, кроме Киприяна. Официально других деревень не было, ни в 1621г, ни в 1625, ни в 1633, да и на 1662г. Заимок было несколько: Курьянская, Сосновская, Маслянская, Летняшевская, Берёзовская, но они ни в одном архивном документе не упоминаются, не исключением является и Тавдинское село, которые и стали в последствии деревнями и слободой. Такая классика, почти  всех деревень и сёл Сибирской земли со времён первых их поселенцев.

У многих крестьян пашни находились от места их жилищ на десятки вёрст, там они и основывали свои заимки. К дополнению ко всему, на тот период времени других жителей, кроме как крестьян деревни Паченской и каких - либо поселенцев, переселенцев в данном месте и в помине не было. И только в 1593г, власти России сослали первых поселенцев для первоначального заселения в Сибирь несколько десятков семей с князем Горчаковым и то, в Пелым. Российское правительство отправляло на поселение в Сибирь людей ещё с 1590г, но то, что они останавливались по берегам реки в районе Тавдинского села, ни в каких документах об этом не писано. Это тоже в пользу того, что основали Тавдинскую слободу ни кто иной, как крестьяне деревни Паченской, которая  на 1625г, не имела ещё и названия. По прибытию туда он увидел, что народу там уже достаточно и ему оставалось только её зарегистрировать, что он и сделал  в первых числах июля в 1621г, как село Тавдинское и поставил своего приказного человека Ивана Бовыкина,  но ни как не основал Тавдинскую слободу. Отмечаю и то, что, оставив своего приказного человека в 1621году, Киприян не мог  не дать ему указания: «Строить православную церковь». Только в 1625 году упоминается о том, что в Тавдинском селе находится не давно построенная, не освящённая и не имевшая названия церковь, то получается, что её строили не менее четырёх лет. Не так легко было приобщить к этому делу людей, которые, осваивая крестьянский быт, должны были ещё строить и храм. По историческим документам приходиться считать, что первую Свято - Троицкую церковь строили под руководством приказного человека Ивана Бовыкина, на средства первых её прихожан – Жителей самой Тавдинской слободы и деревни не Имеющей названия на речке Бачкима. Не будь готового Тавдинского селения на реке Тавде, то архиепископ спокойно мог при основании его назвать: «Усть Саранская слобода», как Усть-Ницинская и разделить восемь семей на две части, одну оставить при устье реки Нице, другую при устье речки Саранки. А так, как Киприян, очевидно, уже знал о присутствии людей при устье реки Саранки, то и поселил все семьи при устье реки Нице, по селу Тавдинскому решил высадить только одного своего приказного человека, тог же Ивана Бовыкина. Нужно бы писать: «До 1621г, крестьянами деревни Паченской была основана Тавдинская слобода. В этом же году, в конце июня, начале июля, её открыл и зарегистрировал Тобольский архиепископ Киприян.  Такое писание, считаю, более исторически  верным. Именно такое время использовал для походов и вояжей атаман Ермак, воевал Лабуту, Паченку и другие селения в конце июня, начале июля. Разбираться в навигации и изучать её, ему приходилось по ходу своей деятельности, познавая и познавая дикие и  не знакомые места Сибири. Не мог он не иметь при себе людей, на которых мог бы  возлагать обязанности по составлению документов - подобия навигационных карт, то есть лоциии, для этого нужны были люди толковые и грамотные, и знающие местность. Таковым мог быть казак Илья Ермила – бывший остяцкий князь принявший крещение. Как оказалось, это моё мнение подтверждается «Историей Ханты - Мансийского Автономного округа с древности до наших дней». Лист 120.
На рубеже 16-17 веков в Тобольске было создано первое летописное произведение, посвящённое истории Сибири и её покорению Ермаком. Его автор Черкас Александров, являлся свидетелем и участником основных событий, к тому же он владел татарским языком, что позволило ему воспроизвести в своём сочинении всё наиболее документально. Так что навигационные карты по лоции, у Ермака были, если у него находились такие грамотные атаманы, как Черкас Александров. Илья Ермила. Гаврила Ильин. На 1583г. устье реки Тавды в июле месяце имело в ширину до 120 метров. Берега были, довольно крутые.
А межа Софейской Тавдинской слободы землям по данной 131 – 1622 году вниз по Тавде реке речка Бизик пала в реку Тавду с полудённую сторону, а в той меже меж речки Бизика и Тавдинской слободы на речке Киндере.

В 1622г. Бил Киприян челом царю Михаилу Фёдоровичу о пожаловании в дом Софии Премудрости Божией отъезжей пашни между реками Тавдой и Тоболом по обе стороны – именно просил: «Остров Займище царя Кучума». Из описания дозорщика ПОЛУТОГО, 1623г., видно что Займище находилось по реке Тавде там, где с восточной стороны в эту реку, пала речка Бизик, а с западной речка Ангирка, на последней в то время находилось татарское городище. Государь и в той просьбе не отказал Киприяну. Не смотря на то, что почва здесь была малопродородная, крестьяне, как видно, охотно заселили это займище дома Софии Премудрости Божией. Они сеют хлеба мало, всего 17 десятин. Не далеко от слободы находятся: Тихая Тавда и старая прорва Тавды, где крестьяне имеют рыбные ловли. Эти угодья и привлекли крестьян в новую архиепископскую слободу.
            А  вот что привлекло крестьян в Тавдинскую слободу, пишут сами землеустроители Тобольской губернии.
Во всей волости хозяйство устроено на обще принятых старинных началах и по причине местных условий пашенные поля преимущественно открыты, уваленные, имеющие малый слой чернозёма при суровости климата и отсутствии орошения требуют переменно удобрения, которого по отдаленности от селений, жители не могут делать, потому при изобилии земель они обходятся одним способом. Дать полям отдохнуть, т, е, после снятия двух трёх хлебов поля оставляют без разработки на десять и более лет. В смежный период на этих полях был урожай хлеба, преимущественно, ржи. В засушливое время, почти, вся пашня оставалась не возделана и жители возвращались к расчистке лесов под пашни – плав. В близи селений, разработанные пашни из под лесов песчанные, требующие каждогодного хорошего удобрения навозом, такие земли возделывают только зажиточные крестьяне, имеющие скотоводство. Орудия для пашни приняты: соха, борона старинного устройства. Посевы хлебов преимущественно: рожь, ярица, ячмень, овёс, частично пшеница, просо. Огородные овощи, но они не получают улучшенного качества.

Деревни Тавдинской слободы (волости) на 1912г. протянулись с Востока на Запад и с Севера на Юг. К Востоку от села Тавдинского и смежно с ним расположены деревни: Паченка, Сосновка, Курьянская, Маслянка, Шелконогова. К Северо – Западу расположены селения: Сосновка Черепаново, Бугров Черепановских, Берёзово с Курьею. В каждой группе те деревни, которые имеют одинаковое название, есть не одни и те же, а разные и по населению, и в месте нахождения. К Востоку от 1й группы стоят обособленные юрты инородческие Киндерские. И-49. оп.1. д. 942.л.7.

Дача Тавдинской волости Тюменского округа расположена в Северо, Западной части Тюменского округа, а от Тобольска города 230 вёрст, от окружного города Тюмени 200 вёрст по водному пути. На Северо-Западе от Тавдинской волости находится Антроповская волость, состоящей реки Тавды, речек и озёр. На Севере озеро Китмень Антроповской волости.
На Северо-Востоке Еланская волость, речка Киндер и река Тавда. На Юго-Ззападе речка Иска Кашегальской волости и речка Ангер Антроп, вол. Фигура Тавдинской дачи представляет не правильный многоугольник. Наибольшее протяжение от Юго- Запада на Северо-восток до 56 вёрст, с Севера к Югу до 35 вёрст. Главная протекабщая река по северной части Дачи, река Тавда и старое течение её шириною от 100 до 150 сажень и глубиною от 1, до 4 сажень, имеет периодическое повышение воды до 2х сажень в год. Первое начинается в апреле до половины июня, другое с июля до конца октября. Течение не слишком быстрое, притоки её не значительны, шириною от 5 до 15 сажень, все мелководны, только по реке Тавде бывает сплав леса плотами в г. Тобольск. Озера: Китмень, Татаурково, Подъёмное, Старичное. Речки: Иска, Ангер, Печенка, Большая и Малая Федюнины. Берега реки Крутые, а речек пологие. Дно вобще песчанное и плотное. Вода пресная и годная к употреблению. В реке Тавде ловится  рыба: осётр, стерлядь, нельма, налим, язь, щука, окунь, ерш. В озёрах и речках: Окунь, щука, язь, чебак, карась. Рыболовство производится в летнее и зимнее время для своего продовольствия местными жителями, и которое служит поддержкою к оплачиванию государственных податей. Рыба частично идёт на продажу. Для улова рыбы употребляются общепринятые орудия лова: Невода сети, чердаки, котлы, Фитиля. Жители волости занимаются преимущественно посевом хлеба, скотоводством, звероводством, извозом купеческих и казённых кладей, содержанием постоялых дворов, изготовлением глинняных и деревянных изделий, крестьянской одежды и обуви, тканья ковров, приготовлением чурака, жжением угля в производственном значении. В засушливые годы по причине не урожая, занимаютя сплавом леса в г. Тобольск, по реке Тавде строевого леса, дров, смолы, дёгтя выделанного из осиновых прутьев для стекольного завода. В город Тюмень сельские произведения доставляются в летнее время, когда путь прделывается через болота расстоянием в 75 вёрст. Позднее был проложен через всю Дачу сухопутный земский тракт на город Туринск, а водное сообщение только с весеннего времени по реке Тавде в г. Тобольск.
Бассейн реки Тавды был заселён издревле. На это указывают многочисленные археологичекие находки – памятники-остатки курганов- городищ, крепостей у деревень: Ерёмино, Девятково, Елань. Некоторые из них относятся к началу второго тысячетилетия нашей эры, другие ещё древнее. Позднее Тавдинская слобода стала называться селом Тавдинским. В первой четверти 20го века селом Тавда, затем Нижняя Тавда, так как выше по реке был построен город Тавда. Село, является центром одноимённого района.
И- 49. оп. 1.д. 992. Описание Тавдинской волости в этом документе достоверно, так, как оно писано непосредственно землеустроителями, среди которых был специалист по фамилии – Берг. Русское название реки: «Тавда», отражает одну из форм её мансийского названия Таут, известного наряду с Тыут и Тэут. По мнению краеведа В. А. Ложкина – эти названия сравнительно не больших объектов связаны с тюркским и татаро – башкирским Тауда - «на горе». Матвеева А. К. Географическое название Урала. – Свердловск, 1980г. – с. 239. Тавда река на Западе западной Сибири, левый приток Тобола 719км. пл. бассейн 88, 1т. км 2, ср. воды 450 куб. м\С. нерест нельмы. Сплавная судоходная. Бльшой энциклопедический словарь 1994г.  с. 1299.               
В 1684г, появляются деревни: Печенка. Андрюшина. Крушинка. Берёзовка. Летняшева. Ерёмина. Девяткова, Антропова. Общая численность дворов в Тавдинской слободе было 26, а вместе с окружающими деревнями -73. Деревня, что писана Крушинкой, есть деревня Курьянская. После появления деревни Курьи Антроповской волости, Тадинская деревня Курья

Впервые Тавдинская слобода упоминается в 1621г.  СЛОБОДА; название различных поселений в Русском государстве 11-17 веков, населеие, которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны слободы: стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах слободы ремесленников.
Большой Энциклопедический словарь с. 1224.
Ермак пошёл воевать на речку Паченку – Бачкиму, именно 1го июля, когда и погода устойчива и фарватер рек и речек удобен для судоходства, а толк он в этом понимал. В 1639 году в Тавдинской слободе было 79 человек.
Жалование священно - служителям: Протопоп 25 руб. и разного хлеба 60 чет.
Продиякон 15 руб. и хлеба 36 чет. Священники по 10 руб. 26 чет.

Ветераны и соратники, служившие в Сибири при атамане Ермаке, на 1632г. В «Старой сотне» казаков было 112, они и  участники битвы на реке Паченке-Бачкиме, которые  брали Паченку - деревню, не Имеющую названия на речке Бачкима, среди которых ещё были атаманы:
      
   1. Гаврила Ильин. 2. Иван Кольцо. 3.Яков Михайлов. Погибли зимой 1583 г. Гаврила Иванов.
   4. Никита Панов, разгромил Демьянское княжество в 1583г,
                и те Пановы, которые в дальнейшем издавна проживали в  Тавдинской слободе, возможно, есть его потомки.               
             5. Савва Борбоша. 6. Иван Глухов. 7. Савва Болдырей.
           8. Матюшка Мещеряк, Позднее был казнён Самарским князем Григорием Зубковым - Засекиным л.128.
             9. Алексей Галкин, позднее был первым атаманом Берёзовских казаков, погиб в поездке в Магназею в 1603г.            
             10.Молодой атаман Иван Гроза на Иртыше разбил Маметкула.
                11. Ивашка Лукьянов.
        Десятники: 12. Ларка Сысоев.      
                13. Дружина Васильев.   
                14. Фомка Бородин.   
                15. Пашка Ерофеев.   
       16. Есаул Богдан Брязга, погиб на озере Бабалацком.
       17. Казак Черкас Александров.      
                18. Митей Бритоусов Барбоша.
Пятидесятники: 19. Осташка Антонов.
 20. Казак Илья Ермила – бывший остяцкий князь принявший крещение.
      21. Казак Иван Александров. «К истории Сибири».
Все казаки «Старой сотни» служили при Ермаке и в Сибири от 40 до 50л. Многие уцелевшие дожили до глубокой старости, до 100 и более лет.  Пётр Николаев Буцинский л. 91.               
Князь воевода Горчаков и Никифор Траханиотов основали крепость в устье р. Пелым в 1593г. В этом походе учавствовали и казаки ветераны Ермака. Г. И.Скрынников л.68, л. 152.
Оклад атамана, 25 руб. хлеба 25 чет, овса 25 чет.
Сотники, 12 руб. хлеба 12 чет, Овса 12 чет. Десятники: 5,5\ 5,5\ 5,5.
Рядовые, 5\5\5. Боярские дети, 10 руб. хлеба 10 чет, овса 10 чет.

В казаки верстали на службу с 15 л. Иногда и младше.
Алёшка фёдоров сын Аксёнов и Митька Арапов служили с 14л.
Гриша Болтин с 13л. Ивашка Ключаров с 12л.
 Андрюшка Кондаков с 10л.
Андрюшка Торопчанинов с 9л, его сразу посвятили в десятники, да ещё с женатым окладом. Лист 175. Беспаловы.
Уралькие и Сибирские реки за 400 л. сильно обмелели. П.
На 1635г, орда калмыков и татар полностю уничтожила население всей  Тюмени, ни кого не пощадили, ни младенцев, ни стариков. «История Ханты - Мансиийского автономного округа». Беспалова Л. Г. Беспалова Ю. Г.  л. 3.  По этому предки деревни Паченской и жители заимок  старались  жить как можно осторожнее, всё делалось скрытно. Взять ту же деревню Заполевую. Упоминается не редко, в частности: « Тавдинский заказ. Ф. 156, оп. 20, дело 939, 1755г: Буцинский л.83.

«Тавдинская слобода, деревни ЗАПОЛЕВОЙ Тимофей Павлов Богданов, невеста Тюменского ведомства деревни Велижан, ямщика Фёдора Пелевина дочь Наталья 1 браком. Далее, эта деревня не упоминается. Почему не упоминается? Что с ней случилось? По началу и фамилии – Заполевы писались, но позднее ни деревни, ни фамилий по метрическим книгам исчезли. Где гарантия, что, где-нибудь, какой житель этой деревни не показался блуждающим ордам калмыкам и татарам, как те могли снести всю деревню со всеми её жителями. На эту же середину семнадцатого века и ранее, один казак в Тюменский земский суд прошение об отставке: «Из-за частых конных боёв Стан перестал держать». Эта строчка впитала в себя всю историю соответствующего времени. Можно представить этого человека. Бил, бил врагов земли Русской, а они всё лезут, уж и бить устал, а их всё видимо не видимо, как саранча какая. Не прототип ли это Ильи Муромца?
Документы эти у меня исчезли и в архиве повторно не смог найти. Кому-то очень понравились. Гато И. 47, оп. 1, дела не помню. Чистовики исчезли вместе с черновиком. Считаю, что их можно где-нибудь найти уже в печатном  издании.
Скажем, была ещё такая деревенька – ЗАЖИГИНО Тавдинской слободы на 25 мая 1782г. Села Еланского Ефим Иванов Кузнецов, невеста ТАВДИНСКОЙ слободы деревни ЗАЖИГИНО. К великому Моему сожалеию не написал невесты ни фамилии, ни имени, ни отчества. Каюсь.


В 1625г. в пяти верстах Тавдинской слободы на речке Бакчима находилась не имеющая названия деревня из 18 дворов, понял и обрадовался, что это  то, желаное открытие,   о котором мечтал всю свою сознательную жизнь, буквально с восьми лет. Слышал от своей прабабушки Сигклитикии Никифоровнй Петрушиной – Девятковой 1869г. Уроженки деревни Курьянской (ранее Курьи) о какой – то битве. По малолетству спросить не догадывался. Что за битва и кто с кем её вёл.
              Всё это мне не давало  покоя.

         В 2001г.с середины января подал заявление в аппарат губернатора Тюменской обл. такого содержания: « Имею в наличии родословню за 400 л. крестьян деревень Нижне Тавдинского района. Прошу помочь в издании книги по этой теме, по  моим  архивным документам». Был получен положительный ответ.               
 г. Тюмень, ул. 50лет ВЛКСМ,89-53.  В. П. Девяткову.               
625000. г. ТЮМЕНЬ ул. Володарского,49.
Телефон 24 11 03, факс 24-68-66
ОКПО 02117640. 10.12. 2001г. (так писано.) № 2687.
Обращение к губернатору тюменской области.
             Уважаемый Владимир Прокопьевич. В департамент образования и науки администрации Тюменской обл. поступило для рассмотрения Вашего письма на имя Губернатора Тюменской обл об исследовании истории Нижне- Тавдинского района за 400л.   Для выполнения  Вашей просьбы о научном заключении по этим исследованиям, Вам необходимо предоставить в департамент образования и науки администрации на экспортное заключение учёным исторического факультета Тюменского государственного Университета. Если у Вас имеется домашний телефон, просим сообщить об этом в Департамент для оперативной связи с Вами.
Наш адрес: 625000, г. Тюмень, ул. Володарского,49.
Контактный телефон: 46-32-15. Волков Юрий Владимирович.
Первый заместитель Директора департамента В. В. Долгушин.

Я предоставил  в этот департамент все свои документы, в  полном
объёме, но книга вышла не по истории деревень Нижне Тавдинского
района и родословии её людей, а совершенно другой тематики.
В этой книге, не только нет ни какой возможности  найти предков по какой-либо линии или фамилии, но и нет ни одного полного листа старославянской вязи, третьей ревизской сказки за 1763г. По вине редакторов мои материалы скомканы, передёрнуты, как будто специально и она, практически, не имеет ценности, как исторический документ. Досадно. Столько лет работы впустую. Будь эта книга    напечатана, согласно, темы по заявлению, то уже,  много  лет сотни и тысячи людей могли   знать историю своих деревень и своих  предков, не которые из них вплоть, до  двадцатого и более колен. Такие документы нужны   новым   поколениям.

      Как-то услышал от краеведов-проффессионалов, что деревня Паченка появилась в честь татарского предводителя Паченга, с  которым и произошла битва на речке Паченке. Меня эта новость поставила в тупик: «Как это? Ермак воевал с Паченгом и вдруг, в честь его имени назвали деревню? а почему не в честь победителя Ермака?» Очередной вопрос моим мозгам. А тут такое открытие! Торопиться не стал. Решил сделать сверку по другим документам. Через год появились и следующие основания: 1636г. и 1684г. Стало всё на свои места. Понял, что не только это оказалось историческим, но и географическим открытиями в начале двадцать первого века. Как бы там не было, но название деревни дал сам народ, сама история.
В связи стакими открытиями решил зарегистрировать в аппарате Губернатора Тюменской губернии. Написал письмо с выписками исторических оснований.
Регистрировано от 12 сентября 2005года, о том, что благодаря документам Архива Древних актов, открыл новые белые пятна истории Сибири, как географические, так и исторические. Дело в том, что и та и другая дисциплины тесно взаимодействуют друг с другом. Оттуда пришёл одобрительный ответ.

          В АППАРАТ ГУБЕРНАТОРА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.  2005г.         
                ПРИНЯТО 12 СЕНТЯБРЯ 2005г.
      Описал свои открытия и все, необходимые к ним основания, о том, что благодаря документам РГАДа, посчастливилось зделать географические и исторические открытия времён покорения Сибири Ермаком в 16 веке.
   Получил ответ: УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
 Улица Хохрякова, 59, г. Тюмень, 625004. 20. 09. 2005г. № 243.
                На № б\н, от 12\09\2005г.   
                Уважаемый Владимир Прокопьевич!
Рассмотрев Ваше письмо, поступившее из аппарата Губернатора Тюменской области, управление по делам архивов благодарит Вас за интересное, содержательное исследование истории Нижнетавдинского  района, которое, без сомнения, будет полезно историкам, краеведам, всем, кто интересуется историей родного края. С уважением. Начальник управления. А. А. Нестеров. Белоус Лидия Анатольевна. 46\24\69.
               
Рождение деревни  Паченки, то есть, деревни, не имеющей названия, на речке Бакчима произошло 1 июля 1583г. (7091) «История  Сибирская». Июля в 1 день того же году (7091)-1583г. ездили воевать по Тавде: взял Лабутинский городок, князька Лабуту  с богатством и Паченку, и на Паченке бой великий бе, яко Поганое  озеро наполнил труппами. В этой битве много было ранено  в дружине Ермака. По другим документам было ранено триста казаков. Убитых не было. Р. Г. Скрынников, л. 185. После битвы раненых доставили туда, где находилось селение на правом берегу речки Бачкимы, где ныне находится деревня Паченка. Это самое удобное местечко для проживания людей. Так появилась первая русская деревня в данной местности. Те, кому удалось выжить от ран татарских стрел, поженились на женщинах местных национальнстей.
                ИНФОРМАЦИЯ ЛЕТОПИСЕЙ.
Это битва подтверждается летописями: Кунгурской, Есиповской, Пермской, Омской, Погодинской, Сибирской.
Возникает вопрос? «Получается, что и Лабуту и Паченку Ермак  воевал одного и того же числа, то есть 1го июля. Но ведь, расстояние по реке Тавде между Лабутой и устьем речки Паченской - Бачкимой, не мене 75- 80км. Это нужно затратить часов, около двадцати, да ещё против течения. Считаю, что Лабуту казаки брали числа 28июня, хотя сам Лабута и сдался. Следуя описаниям  всех этих  летописей,  приходишь к выводу, что все эти сведения, мягко говоря, не достоверны и противоречат основным историческим архивным документам.
Получается так, что какая-то одна из них, по не достоверным   сведениям написала дату битвы Ермака с ополченцами Лабуты и Паченги, как, тут же подхватили  эту песню все другие летописи, ни  чем,  не подтвердив, ни фактами, ни основаниями. Интересно то, что та же Кунгурская летопись утверждает, что озеро и ныне слывёт Поганым - Мёртвым, на самом деле название оно носило испокон веков  и прославилось, не потому, что  заполнилось труппами ополченцев князька  Паченга, а потому, что всегда было мёртвоё, ни когда на дне его ни чего полезного не существовало.

                Не полная Информация Летописей.
Семёна Ремезова  перепись населения была написана в 1710г.  Разница в годах с момента битвы на тот период была 127лет. Людская память не так уж и долга. И спустя век с четвертью, народ не всё помнил, где, когда и что называлось. Вот и находились пробелы  в истори Сибири, а ныне, Белые пятна. Как может на 1583г. деревня   называться Паченкой, коль она не имела названия, да к тому же ещё стояла на речке Бачкиме, во первых; если бы информация относилась не посредственно на период 1583г, или около этого времени, то в «Истории Сибири» писалось бы: «Ермак брал селение, не имеющее названия и на речке Бачкиме бой великий бе яко, Погано озеро заполнил труппами». Будь эта информация времён 1684 годов, то писано было бы: «Ермак брал Старый погост на речке Паченке». Сама, как таковая, деревня Паченка упоминается впервые 1693 г, 3начит, период времени название её, произошло между 1685 – 1692 гг. как понятно, в честь того же татарского князька Паченга-Печенга. А то, что писано: «Брал Лабуту и Паченку», это указывает на то, что и то, и другое обозначает селения людей, в том числе и на речке Бачкиме.  Значит и селение, и речка по писаной «Истории Сибири» были одноимёнными, но только с этих  же 1685 - 1692годов, но ни как ни раньше. На момент битвы, таког наименования и в помине не было, кроме городка Лабуты, а как таковая деревня, на тот период ещё не имела названия. Можно сделать выводы; по мнению Г. И. Скрынникова: «Информация пришла к летописям не ранее 1684г». Моё мнение: «Пришла не ранее 1700г.» Сам же Семён Ремезов ориентировался по многим историческим документам, в основном, по Есиповской и Курганской летописями. Киприян прибыл в г. Тобольск в 1620году и в числе штата привёз с собой Савву Есипова, который занял важный пост подъячего, то есть заведующего делами Епархии с 1620г. Это был человек образованнй, но и он ни чего, и ни где не упоминает речку Бачкиму и деревню из 18 двров, кторая находилась на период того же 1620г. тем более на 1625г. Главное тоже как все пишут деревню Паченку. Появляется вывод: «Если уж и Савва Есипов ни чего не описал об этом в 1620г, когда всё ещё было горяченьким, то, есть и сомнение, а писал ли он в эти годы свою летопись вобще?» Есть ли какая такая гарантия? Он, возможно, если и писал её, то на много позднее, лет на пятьдесят, а возможно только переписывал её от других источников и то только, возможно, на склоне лет своих. Непоколебимо одно – документы Российского Государственного Архива Древних актов. Перепись 1625г, составляли люди на то уполномоченные, которые не могли не правильно писать историю, потому – что они за это отвечали, вплоть до смертной казни. И совсем другое, когда человек писал летопись – дневник, свободным писанием, что далеко не совсем одинаково. Конечно, ни к каким летописям не должно быть претензий, но история – то, раздваивается и как ко всему этому надо относиться? Тут ещё вот в чём дело; во всех летописях, во всех работах всех историков, нигде не упоминаеся деревня Печенка, кроме битвы 1 июля 1583г. Как будто она ни когда не существовала, умерла, исчезла, а она живая и существует по сей день, милая, родная моя деревенька Печенка, ей бы школу начальную, да не большую больничку, можно и пару «Кавазиков»,  то есть автобусов, смотришь, и возродилась бы наша «Пращурка» вместе со своими младшими сетрёночками: Курьянской и Маслянской. Она жила, и возрождала новые селения, такие как деревни: Курьянская, Маслянкая, Осиновская, Летняшевская, Берёзовская, Антроповская. В последствии из этих деревень появились другого поколения тоже деревни: из выходцев Маслянской, Шелконогова, из выходцев Антроповской, Девяткова, Андрюшина, Черепанова, из Берёзовской другая Осиновка. Целые века эта деревня Паченская по количеству жителей превышала саму Тавдинскую слободу и всех государевых податей платила много больше, чем какие другие селения. В дальнейшем, кроме ревизских сказок и метрических книг, она  почти ни где и не упоминалась. Получается, что она самая главная, мать и бабушка, и прабабушка, и почти не заметная, как все русские женщины, рожали, выпестовывали, выкармливали, выращивали свих детей и на этом позабыты, коль им и пенсия не положена была, потому, что они, просто домоХОЗЯЙКИ.

                БИТВА на речке Бачкиме – Паченке,
происходила на правом её берегу, на   расстоянии   около двух километров в направлении 300, 310 градусов от нынешней деревни Паченки, на траверзе северной части  Мёртвого озера. Оно тянется с Юга на Север,  длинною  около 500 м, шириною не более 50м. Северо - Западная его часть прикрыта полоской  деревьев. Между ней и правым берегом  речки Бачкимы - Паченки простирается обширная поляна в пределах 100 метров. Здесь и  произошла историческая битва. Панорама этой местности не меняется сотни, а может и тысячи лет. Воды  речки Паченки весной затопляют свои исконные пойменные места и на них никогда не растут деревья. Это, как зверь, какой, который периодически отмечает свои владения. Вот и речка, тоже ежегодно отмечает свои границы, но, как правило, вежливо и деликатно, по мере своих сил. Согласно таким правилам и лесные растения ведут себя взаимно, тоже взаимно Если бы обои стороны нарушили взаимовежливое, аккуратное  своё сосушествование, то был бы сплошной ералаш. И, ещё может иметь и такая версия; Возможно в водах этой речки, находиться какой – то природный химический состав, при котором обмывая своими водами землю, на ней не в состоянии прижится семена деревьев, тем более их  корни. В своих угодьях река Паченка себя ведёт, довольно бойко. Скажем, за тех же 10 лет, запросто своё русло может перекинуть от одного берега до другого, или разделить себя, на два русла. Ещё в 1945 году я видел одну панораму её в районе самой деревни. Тоже наблюдал и в 1990г. Приехал через 5лет, всё поменялось, даже та её заречная пойменная часть, которую, она не трогала, возможно, сотни тысяч лет назад и ту снесла в мгновение ока, имею в виду историческое время. Заречная пойма, над всей другой возвышалась до общего местного уровня. На нём располагались дома в две улицы, одна из них  Береговая. Как правило, в них жили переселенцы 18х – 20х веков, которыё строили свои жилища на самом её левом берегу, для того, чтобы как можно ближе ходить за водой. В этом месте от берега до речки расстояние было не менее 50 метров. На рубеже начала 20го века крестьяне деревни Паченки устроили земляную дамбу от правого берега к левому. Место для неё выбрали от Западного ярика на восток, метров около восьмидесяти. Этим они решили сразу две задачи; отвести русло реки от центра деревни, чтобы не размывала свой правый берег, построить в конце дамбы мост. Этим они ещё пододвинули воду и к домам переселенцев. Дело в том, что самым трудным вопросом тех времён для крестьян деревни Паченки, была переправа через речку. В каком бы месте они ранее не строили её, хватало не на долго, не более лет пяти, десяти. Интересен своенравный её характер. Вот, отвели дамбой её русло, с Юга на  Север, в конце построили мост, уже с обратной стороны преграды она на глазах у строителей с Севера потекла снова на Юг. Отводили по Восточной стороне, а она вернулась по Западной в своё, определённое ей природой, законное русло. Считаю, что все реки и речки, и ручьи текут согласно своим земным аномальным зонам, за исключением преград, которые им на пути встречаются и как только они их преодолевают, снова ложаться в своё ложе, которое для них приготовила земля, как мать для ребёнка люльку. Сама река очень уж мелка в меженные воды и редко в ней, где можно окунуться. У этого моста, что был построен, в конце дамбы, в Западной части появилась хорошая глубина, где могли купаться и дети, и взрослые. Вода чистейшая, прохладительная, возможно и лечебная. Вот какая эта речка с характером, чтобы сделать такую глубину, нужно не малое течение. Как она хотела снова убежать в своё русло! Признак этому то, что с такой стремительной силой и скоростью решила пойти вспять, что грунт вымывала и разбрасывала. Появилось что то, типа малого омута.Купался и я там, в возрасте 5л, в 1944г, и 14 лет в 1952г.
В районе Поганого озера речка отметилась заливом, где в полную воду 1го июля и 1583г, сконценрировался основной флот российских  казаков.
Ермак  не был бы Ермаком, если бы не расщитывал и не планировал свои действия и действия своих подчинённых. Разведка была на высоком  уровне по всем параметрам и по дислокации противника, и по, природно-географическим. Он учёл и рельеф дна русла реки Бачкимы, где могли бы пройти струги. В малые воды, это не  речка, а ручей. Местами проходят дети возраста 2х, 3х, лет по проложенным по  дну её доскам и дощечкам, при этом, не замочив сандаликов. В половодье вся  долина затопляется на сотни метров и, в свежую погоду, волны  её могут исчислятся баллами. И в эти времена, она довольно коварная. Пройдя около пяти километров от устья речки Бачкимы, а один, может два, из его соратников с частью войска, по заранее намеченному плану свернули влево и прикрылись Курьянским мысом. Этот манёвр для Паченга был не замечен. Когда человек находится на поле, где происходила битва, то из-за этого  мыса в этом направлении речки, видимости нет. Не мог не знать Ермак, что именно у перелеска   Мёртвого – Поганого озера,  Паченг со своими ополченцами устроил засаду. На его взгляд, это было самое удобное место,  кругом, открытая местность. Многого не знал татарский воевода. Мог не знать убойную силу  ружья, не знать характер русского человека. Ермак понимал и то, что, всё на его стороне, и  скрытность десанта, что вошёл в Курьянский тупик, знал и убойную силу татарских стрел. А тут ещё и под яриком в заливе можно хорошо прикрыться основным силам от татарских стрел. В 10-15 метрах на Северной части  этого залива находится воронка от метеорита диаметром около шести-восьми метров. Был я там 1го июля 2005г. Как-то в 1990году мы неводили там с троюродным братом Николаем Петрушиным, но что-то тогда не заметил эту воронку. Может он упал ещё до посещения этого места Ермаком?
Известна и разница в убойных силах между стрелой и ружьём. Стрелы, около 100 метров. Ружья, около 200 метров. На тот период оно было гладкоствольное, калибр 20 мм. Вес пули 80 гр. Во время битвы, татары поливали тучами стрел подходящие к ярику  на стругах главные силы казаков. Среди них стали появлятся раненые, (по некоторым документам до трёсот человек.   Расстояние от засады до ярика превышало убойную силу стрелы, поэтому убитых среди казаков не было. А когда  во фланг ополченцам, с Севера пошёл на штурм десант со стороны Курьянского мыса, то воинам князька Паченга ни чего не оставалось делать, как сдаваться или бежать под напорами главных сил и уже упомянутого того же десанта.
У Ермака было много раненых, и они нуждались в помощи. Тяжело раненых под присмотром оставили в том месте, где в настоящее время находится деревня Паченка, очень удобное для   проживания людей и оно было заселено людьми испокон веков. Оно не могло не быть заселено многие десятки тысяч, сотни тысяч лет назад. На протяжении всей эпопеи Ермака, войско его после битв уменьшалось. Раненые и больные покидали своих товарищей. В сибирь он пришёл
с тремя тысячами человек. На 9 мая 1580г, у него осталось
1060 бойцов.
 На момент битвы на реке Бачкиме их осталось менее тысячи.


Рецензии