Квасура, Китоврас и Вавила

                Из цикла «Сказка – ложь, да в ней намёк…»

Для тех, кто не знаком был, часом,
Ни близко, ни издалека,
С Квасурою и Китоврасом,
Я познакомлю вас слегка.
Когда у Майи Златогорки*
Родились Авсень** с Колядой***,
Семаргл**** исторг тогда из корки
Земной родник с живой водой,
Чтоб Майя бы смогла напиться,
Да и помыться без беды.
Но надо ж было так случиться:
Из мелких брызг живой воды
Родились Китоврас с Квасурой,
Один – волшебный полуконь,
Другой – с обычною фигурой,
Но волосы – что твой огонь.
Потом уж научила Лада*****
Квасуру мёд хмельной варить
И пить, так чтоб сия отрада
Не позволяла бы творить
Чего попало. Напиваться –
Нельзя, а то придёт беда.
Отцом Умеренности зваться
Сей бог Квасура стал тогда.
А Китоврас изображался
Кентавром с луком и стрелой.
Он с супостатами сражался,
Но по натуре был не злой,
Предпочитая драку знаньям.
Он мог бы лихо воевать,
Но и, благодаря стараньям
Его, мы можем колдовать.
О братьях сказок так немного,
Увы, осталось под луной,
Но мир бы выглядел убого,
Когда б не стало ни одной.
Итак, века промчались строем
Иль пролетели, будто лунь,
И близ Днепра был град построен
С простым названием Голунь.
Славяне денег не жалели,
Чтоб город их вовсю блистал.
Но греки градом овладели,
Сабазис-царь****** там править стал.
Не хлебом потчевал, не мясом
Славян заморский царь тот, знать,
За что Квасура с Китоврасом
Задумали его изгнать.
Как у честной вдовы Ненилы,
Что проживала на селе,
Был сын по имени Вавила,
С мальства приученный к земле.
Он вечно то пахал, то сеял,
То жито жал, то молотил.
Ну, а на прочие идеи
Вавиле не хватало сил.
Пришли к Нениле скоморохи,
Одетые в смешной наряд,
Не хороши, да и не плохи,
И, поклонившись, говорят:
«Вдова любезная, Ненила!
Нам суждено идти на бой.
Скажи, где твой сынок Вавила?
Мы взять хотим его с собой».
«Вавила пашет в чистом поле, –
 Грустя, ответила вдова, –
Он, может, будет с вами в доле,
Его в ответе голова».
Пошли Квасура с Китоврасом
К Вавиле, ну и говорят:
«Ты не пошёл бы с нами, часом?»
Вавила: «Что ж, я был бы рад!
Но не рождён я скоморохом.
Я здорово пашу, кую,
Но на гудке играю плохо
И скверным голосом пою».
А скоморохи: «Мы поможем,
Дай заклинанье сотворить.
И ты играть сумеешь тоже
И сладко петь и говорить».
«Заиграй, гудочек! Плясом
Пусть пойдет и стар, и млад!
А Квасура с Китоврасом
Непременно подсобят!»
Лишь заклинанье прозвучало,
Гудок в Вавилиных руках
Так заиграл, что закачало
И Солнце в белых облаках!
Вот, в путь пустились скоморохи,
Не без веселья, не без чар.
Дела их, в общем-то, не плохи.
Глядят: горшки везёт гончар.
«Бог помоги тебе в работе!» –
Приветствовали гончара.
Спасибо! Вы куда идёте?» –
 Гончар ответил. «Нам пора
В Голунь, с Сабазисом побиться!» –
Сказали путники в ответ.
«Не тот дурак, кто не боится,
А тот дурак, в ком знаний нет! –
Гончар без пафоса ответил, –
Скажу без красного словца:
Я у Сабазиса заметил
Железный тын вокруг дворца,
На колья – черепа надеты.
Лишь три свободны на сей раз.
Коль вас не остановит это,
Идите биться, в добрый час!»
Но скоморохи отвечали:
«Коль ты добра нам не сказал,
Тогда б не навевал печали,
Язык на узел завязал!»
«Заиграй, гудочек! Плясом
Пусть пойдет и стар, и млад!
А Квасура с Китоврасом
Непременно подсобят!»
Как только заиграл Вавила,
Тут кур набилось, как стрекоз.
Вот это счастье подвалило
Горшечнику! Клади на воз!
Но лишь горшечник воз свой дома,
Раскрыл, свихнулся от тоски:
Заместо кур одна солома,
А вместо крынок – черепки.
А скоморохи вдаль шагают,
Как могут, веселят народ,
Кто к ним с добром – тем помогают,
Кто нет – совсем наоборот.
Вот, видят, у реки девица
Белья полощет, прямо кадь!
Они ей: «Здравствуй, мастерица!
Бог в помощь всё дополоскать!»
Она: «Спасибо за заботу!
А вы путь держите куда?»
Ей скоморохи: «Мы работу
Нашли, где у людей беда.
Мы в град Голунь идём на драку,
Освободить честной народ
Прогнать Сабазиса-собаку
И весь собачий его род!»
«Бог пособи вам, добродеи,
В Голуни правду навести,
Чтоб воплотилися идеи
Люд от Сабазиса спасти!»
Друзей сто раз просить не надо,
Как незаслуженно страдать.
И слово доброе награда
Всегда должна сопровождать.
«Заиграй, гудочек! Плясом
Пусть пойдет и стар, и млад!
А Квасура с Китоврасом
Непременно подсобят!»
Сказали скоморохи слово,
И сей же час под песнь гудка
Все вещи девушки холщовы
Вдруг превратилися в шелка
И атлас, в этот раз без фальши.
Да столько, что не унести.
А скоморохом нужно дальше,
В Голунь, на подвиги идти.
И вот пришли. Сабазис гневно
Играть пустился в свой гудок,
Что он и делал ежедневно.
На этот раз воды поток
На скоморохов с неба хлынул
И, может быть, куда-то б снёс,
Но свой гудок Вавила вынул
И заклинанье произнёс:
«Заиграй, гудочек! Плясом
Пусть пойдет и стар, и млад!
А Квасура с Китоврасом
Непременно подсобят!»
И тут быки пошли стадами
И стали воду жадно пить.
Потоки иссушились сами,
Что комара не утопить.
Тут взялся Переплут за дело,
Являть иные чудеса:
Он горы выстроил умело,
Непроходимые леса.
Казалось, что дела все плохи,
И всех гостей вот-вот убьют,
Но озорные скоморохи
Всё ту же песенку поют:
«Заиграй, гудочек! Плясом
Пусть пойдет и стар, и млад!
А Квасура с Китоврасом
Непременно подсобят!»
Вавила же, в гудок играя,
Как, впрочем, мог бы и в рожок,
Оплот Сабазиса до края,
Без всякого зазренья сжёг.
Сбежал Сабазис вместе с сыном,
Как говорится, вышел вон.
А Китоврас с Квасурой чином
Вавилу возвели на трон.

*   Майя Златогорка – в славянской мифологии богиня лета, могучая воительница, прародительница славян, дочь Святогора и жена Дажьбога.
**   Авсень – восточнославянский бог смены времён года и плодородия, покровитель пастухов и хранитель богатств, брат-близнец Коляды.
***   Коляда – древнеславянский бог зимнего Солнца.
****   Семаргл – древнерусское языческое божество, вестник между небесами и земным миром.
*****   Лада – древнерусская богиня любви, красоты и процветания, жена Сварога.
******   Сабазис – греческий бог виноделия Дионис, сын Дыя.


Рецензии