Хуан Морено Вилья Салон без стен

Родился в 1887 году в МАлаге. Из буржуазной семьи. Изучал химию в Германии. Историю в Мадриде. Был архивариусом и библиотекарем. Хороший рисовальщик и живописец. Профессор Центра исторических исследований в Мадриде. В ссылке в Мексике с 1939 года. Профессор Мексиканского Колледжа до  кончины, случившейся в 1955.

Поэзия   несколько стерильная, неприукрашенная и озабоченная. Стремление к прозаизмам. Иногда кажется, что хочет сочетать немецкий постромантизм с  андалузским популизмом. Кроме того, что был художником, он еще и критик, и комедиограф, и журналист, и эссеист.


Салон без стен

"Дочери тех, что я любил столько"
меня поздравляют и приглашают на танец,
на голове треплют седые волосы
и смотрят как на отца-одиночку невероятного,
как на то, что видишь и глазам не веришь.

Мое одиночество благосклонно
к костюмам спортивным,
цвета хаки или зеленого,
для мыслей свежих ловли
во время полета сонного.

Можно обедать, где холостяку вздумается,
и остаться в конце месяца с грошом последним,
и в итоге сохранить легкость юношескую.

Хотя определенно, что уже сорок девять
дней рождественских мне исполнилось,
и мое существование и его способ -
немного редкость,
и дочери женщин, что я любил однажды,
на меня смотрят и для верности трогают,
чтоб убедиться, что я существую,
да и я так же делаю.

Иногда я слышу, к своему удивлению,
как друг вспоминает мой жест какой-нибудь,
фразу или суждение,
давным-давно мной похороненное,
И приводят в недоумение слезы существа,
невидимого и невесомого,
тени дуновение в глубокой ночи -
вот образ мой собственный.

-(Тот, кто живет без борьбы, не имеет ни лица, ни тела.
Кулак, наоборот, доказывает, что я есть материя,
и нет лучше бокса зеркала,
чтоб подтвердить свое существование).

Быть одному, ничем не связанным,  хозяином ничего и всем владеющим...
И поэтому бери, что хочешь и выбрасывай, ибо ты - свободен.
Быть одному - самое малое и самое большое в универсуме.
Быть для себя и никого больше.
Жить - и от себя  быть освобожденным.

Вот так годы спустя достиг я потери бесчувственно
своего самоощущения,
слышу звуки и осязаю вещи,
но все равно ничего не чувствую.

Бумага, где я пишу,
холст, где сочетаю краски,
- как опийная сигара,
ее употребляю и себя растрачиваю.


И цели нет другой.
Не собираюсь
свое я подтверждать существование.
Даже напротив.

И женщина, которую любил последнюю,
совсем меня разрушила,
и после битвы
я живу в пределах,
где нет моей фигуры в сущности.

Живу я для того холста, что созерцаю,
в пространстве замкнутом, что развивается,
на той странице корректируемой,
и в том письме, которое читаю.

Живу словно ручей, с холма бегущий,
чья цель - дорога;
живу, как дерево,
не замечая своего присутствия.
И среди этих размышлений не забываю
я отмечать все остановки ручки
и колебания моих суждений.
Мне кажется, что я всего лишь медиум
и без скелета смертного.


И хоть я причесал бы короткие усы
и дым пустил сигары,
и слышал бы гудки такси
и паровозные свистки и ливень
обрушил бы потоки на меня воды,
я все равно бы сомневался
в собственном существованье,
и что мое реально тело. Сильней
невидимая реальность.


Эта реальность неосязаема,
функциональность чистая по сути,
машина, что не чувствует,
но мощная,
чтобы открыть неподозреваемые дали.

Ни небо и ни море есть те образы,
где существует
мое несуществующее тело,
и не доходят  возгласы,
ни песня, и ни танец, и ни хота,
и ни каблуков стучанье пО полу,
ни " Ай!" и ни "Оле!", ни стоны
сверхчеловеческие,
что вверх метает
во имя всех Певунья.


Ни моря и ни неба не достигнут
цвета танцующей гитаны,
и ни тореро лихорадка,
ни ярость бычья,
ни страсть и ни безумье .

Но в сферу эту,
жизнь моя единственная
и уникальная реальность,
чью ощущаю теплоту,
в этот салон без стен,
всем полный и пустой,
приходят и уходят,
оставляя,
один акцент,
мной узнаваемый,
что только мой.

8.04.2022


Рецензии