6. 4 Семь дней Творения
ТВОЯ ДУША ОТКРОЕТСЯ В ОБЛИКЕ ТОГО ЗВЕРЯ, КОТОРОГО ТЫ ВОСПИТАЛ В НЕЙ
ТОГДА ТЫ САМ СЕБЯ НЕ УЗНАЕШЬ
ПОДОБНОЕ СТРЕМИТСЯ К ПОДОБНОМУ
ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ
ПОСЛЕ ГОЛГОФЫ КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ШУТКИ?
Продолжаем читать 24 стих 1 главы Бытия:
«И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ ПО РОДУ ИХ, СКОТ И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ"; И СТАЛО ТАК» (БЫТ.1:24).
О земле мы уже сказали, что она символически обозначает воскресшего Христа, Который в третий день Творения стал животворящим Духом, то есть реальностью обещанной Аврааму Ханаанской земли. Читаем дальше.
= БЫТ.1:24 …СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ… =
В данном тексте живыми существами являются не биологические организмы, а обитатели нового сердца верующего человека – его обновленные чувства, желания и мысли. Благодаря переживанию смерти и воскресения они стали новым Творением во Христе Иисусе:
"дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иез.36:26);
"не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам" (Быт.17:5);
"отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Быт.32:28);
"Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые НЕПРЕСТАННО предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:10,11).
Рождение от воды и Духа вводит верующих в шестой день Творения, вводит их, можно сказать, в Новый Завет:
"Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер.31:31-33).
После рождения от воды и Духа, которое произошло в пятый день Творения, целью верующих становится преобразование души в образ Христа:
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19);
"вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак.2:17);
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).
Живя по духу, верующие побеждают Хананеев (греховные страсти) и уподобляются Божьей колеснице, о которой сказано в первой главе Книги пророка Иезекииля…
Все части спасенной души (все животные Ноева ковчега) после потопа должны обновиться, то есть пережить во Христе смерть и воскресение. Тогда "природный нрав" верующего изменится и с его души исчезнут те самые "тени непослушания" Божьей воле, о которых сказал Святитель Николай Сербский. После потопа, то есть после переживания смерти и воскресения, непослушание Творцу должно смениться послушанием:
"неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов" (1Цар.15:22).
(?) А что происходит с людьми, которые не борются со страстями?
Святитель Николай Сербский говорит о них так:
=============
"…В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе – кошке, собаке, волку, лисице… Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек-кошка становится эгоистичней кошки, человек-собака похотливее собаки, человек-волк безжалостнее волка, человек-лисица хитрее лисицы…
Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробьет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она ОТКРОЕТСЯ В ОБЛИКЕ ТОГО ЗВЕРЯ, КОТОРОГО ТЫ ВОСПИТАЛ В НЕЙ…"
(Николай Сербский, "Мысли о добре и зле")
=============
***
Во 2 главе Бытия написано:
"И КОГДА ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОГО ЗВЕРЯ ПОЛЕВОГО И ВСЯКУЮ ПТИЦУ НЕБЕСНУЮ, ПРИВЕЛ ОН К ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, КАК ОН НАЗОВЕТ ИХ, И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК КАКОЕ-ЛИБО ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТАК И ИМЯ ЕГО" (БЫТ.2:19).
Первый человек Адам назван в Библии образом будущего, то есть прообразом последнего Адама Иисуса Христа:
"[Адам] есть образ будущего" (Рим.5:14).
Если первый человек Адам является прообразом Иисуса Христа, а библейские животные обозначают людей, тогда наречение животных по имени во 2 главе Бытия может быть ветхозаветной иллюстрацией … судилища Христова:
"Все это происходило с ними [с народом Израиля], [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11);
"всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2Кор.5:10);
"А ты что осуждаешь брата твоего… Все мы предстанем на суд Христов" (Рим.14:10).
(?) Будут ли на суде Христовом звучать речи обвинителей и адвокатов?
Возможно, на том суде услуги этих добрых людей и не понадобятся, потому что в новой жизни у каждого человека будет новое тело, которое одним своим видом даст полную информацию о данном человеке:
"Выражение лиц их свидетельствует против них" (Ис.3:9);
"черты лиц их уличают их" (Ис.3:9, пер. прп. Макария [Глухарева]);
"Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся" (1Кор.15:51);
"Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем" (1Ин.3:2).
На Христовом судилище последний Адам, глядя на человека, возможно, просто назовет каждого по имени:
"Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым" (Быт.2:19,20);
"и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую" (Мф.25:32,33).
Быть овцой Иисуса Христа – значит иметь смирение, и оно будет "читаться" на лицах спасенных душ. Аналогично будут отображаться другие качества и свойства человеческой души:
"и у каждого четыре лица… Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех" (Иез.1:6-10);
"первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему" (Откр.4:7);
"Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?" (Быт.49:9);
"Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи!" (Быт.49:17,18);
"Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу" (Быт.49:27).
За время потопа все животные, прежде чем они выйдут из ковчега на новую землю, должны обновиться. Это значит, что они должны пережить смерть и воскресение, то есть должны пережить "сораспятие" с Христом (Гал.2:19) и "совоскресение" в Нем (Кол.2:12). Так они станут новым Творением во Христе Иисусе!
Кто не имеет веры в истинного Бога, может даже не догадываться, какой ужасный зверь нашел себе пристанище в его душе. Но в последний день маска плоти будет сброшена, и тогда то, что откроется взору, может и не обрадовать:
"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление" (Гал.6:7,8);
"там будет плач и скрежет зубов" (Мф.8:12; Мф.13:42; Мф.13:50; Мф.22:13; Мф.24:51; Мф.25:30; Лук.13:28)…
(?) Почему в Новом Завете семь раз повторяются слова Иисуса Христа: ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ?
Наверное, Бог хочет, чтобы мы, наконец, поняли, что Он с нами не шутит.
(?) ПОСЛЕ ГОЛГОФЫ КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ШУТКИ?
Людям, чтобы горько не пожалеть в будущем о бессмысленно прожитой земной жизни, надо хорошо подумать сегодня о серьезности предупреждений Того, Кто не умеет говорить неправду и Кто, в отличие от нас, знает и прошлое, и настоящее, и будущее:
"Господи! Ты все знаешь" (Ин.21:17);
"как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф.24:37-39);
"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф.12:30).
Нам, людям, в отличие от животных, дарована способность логически мыслить. Так почему бы ею не воспользоваться?
"Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною" (Ос.4:6);
"Не будьте как конь, как лошак несмысленный" (Пс.31:9);
"Начало мудрости - страх Господень" (Пс.110:10);
"Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека" (Еккл.12:13);
"человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр.9:27).
=============
"Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".
(Николай Островский, "Как закалялась сталь")
*** *** ***
"…К концу мировой истории и на небе и на земле будут только две категории людей: беспредельно любящие Бога праведники и так же ненавидящие Его грешники.
Чем же ты сделаешься там, неверующий, грешный человек? Если ты здесь нехорош, то там будешь тёмным злым духом. О, ТОГДА ТЫ САМ СЕБЯ НЕ УЗНАЕШЬ, и понесёт тебя твоё зло собственным своим тяготением туда, где живёт вечное бесконечное зло, в сообщество тёмных злых сил…"
(Н. Е. Пестов, "Свет совершенной радости")
*** *** ***
"Подобное стремится к подобному".
(Аристотель)
*** *** ***
«Жизнь наша – детская игра, только не невинная, а греховная, потому что при зрелом уме и познании цели своей жизни мы небрежем об этой цели, а занимаемся делами пустыми, бесцельными. Итак, жизнь наша – детская, неизвинительная игра: мы забавляемся пищею и питием, лакомясь ею, вместо того чтобы употреблять ее только для необходимого питания тела и поддержания телесной жизни; мы забавляемся одеждами, вместо того чтобы только прилично и предохранительно от стихий прикрывать ими свое тело. Мы забавляемся сребром и златом, любуясь им в сокровищницах или употребляя его на предметы роскоши и удовольствий, вместо того чтобы употреблять его на нужды и избытки разделять нуждающимся. Мы забавляемся своими жилищами и многоразличною в них утварью, богато и изысканно украшая их, вместо того чтобы иметь только прочный и приличный кров, защищающий нас от вредного действия стихий и необходимые и приличные для домашнего употребления вещи; мы забавляемся своими душевными дарованиями – умом, воображением, словом, употребляя их только на служение греху и суете мира сего, на служение земному и тленному, вместо того чтобы употреблять их на служение Богу, на познание Его, Премудрого Творца всякой твари, на молитву, моления, прошения, благодарение (1Тим.;2:1) и славословие и на оказание взаимной любви и почтения, и только отчасти – на служение миру сему, имеющему некогда совершенно прейти (Ср.: Мк.;13:31); мы забавляемся своими познаниями о мирской суете и губим на приобретение их драгоценнейшее время, данное для приготовления к вечности. Мы нередко забавляемся своею должностию, своими обязанностями, легкомысленно и нерадиво и неправедно исполняя их и употребляя их для своих корыстных, земных видов. Мы забавляемся хорошими лицами человеческими или прекрасным и слабым полом и употребляем их часто для игры своих страстей; мы забавляемся временем, которым надобно было мудро пользоваться для искупления им вечности, употребляя его на игры и разные удовольствия; мы забавляемся, наконец, сами собою, делая из себя какие-то кумиры, пред которыми сами преклоняемся и для которых ищем поклонения других. – Кто достаточно опишет и оплачет наше окаянство, нашу великую, громадную суету, наше великое бедствие, в которое мы сами себя добровольно ввергаем? – Какой мы ответ дадим Бессмертному Царю – Христу Богу нашему, грядущему во славе Отца Своего (Ср.: Мф.;16:27) судити живым и мертвым: объявити советы сердечныя (1Кор.;4:5) и принять ответ от нас о всяком слове и деле? О горе! Горе! Горе нам, носящим на себе имя Христово и не имеющим в себе нимало Духа Христова, носящим на себе имя Христово и не следующим учению Евангелия! Горе нам, нерадящим о толицем спасении (Ср.: Евр.;2:3)! Горе нам, не имеющим христианской веры, упования и любви христианской! – Горе нам, возлюбившим настоящий век притворный, привременный и не радящим об улучении» того века, который следует за смертью тленного тела нашего, за этою плотскою завесою» [10, 304].
(Иоанн Кронштадтский, Толкование на Евангелие от Матфея, Глава 16;
=============
***
Библейские животные указывают на определенные нравственные и волевые качества людей. Все они были созданы в 5 и 6 дни Творения. Но почему в Библии не указывается их общее количество? Не потому ли, что количество библейских животных равно числу … страстей, живущих в душах людей. Страсти же рождаются от помыслов, а их непрерывно "подбрасывают" нам неутомимые "труженики" бестелесные:
"Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?" (Деян.5:3);
"И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян" (1Пар.21:1);
"Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела" (Быт.3:13);
"Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него" (Лук.8:30);
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.12:9).
Чтобы не стать жилищем бесов, человек должен размышлять не о том, что показывается в каком-нибудь "ночном кинозале", а о том, что написано в Книге книг Библии:
"Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (Иис.Нав.1:8);
"Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне" (Пс.100:3);
"о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол.3:2);
"каковы мысли в душе его, таков и он" (Прит.23:7).
=============
«Определение страсти
По объяснению епископа Варнавы (Беляева):
"Страсть – это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится".
Перефразируя это высказывание, можно сказать, что страсть – это греховный навык, вросший в душу.
Каким же образом страсть врастает в душу?
Перу известного английского писателя Уильяма Теккерея принадлежит следующий афоризм:
"Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу".
Для того, чтобы придать этому афоризму святоотеческий смысл, необходимо подставить в начале его следующую фразу:
"Посейте мысль – пожнете поступок".
Все начинается с мысли – и грех, и добродетель».
(протоиерей Сергий Дергалев, "Введение в православную аскетику"; azbyka.ru)
=============
***
Итак, чтобы грешнику получить от Бога спасение, ему надо пережить два духовных рождения:
1 – рождение свыше (рождение веры подзаконной);
2 – рождение от воды и Духа (рождение веры подблагодатной).
В пятый день Творения осуществляется освящение духа. В этот день ветхий наш человек, принявший верой Евангелие, рождается свыше, но после прохождения пустыни испытаний он (его подзаконная вера) умирает, а от Святого Духа рождается новый человек – вера подблагодатная. Ветхий человек – это плоть, и он подобен рыбе, а новый человек – это дух, и он подобен птице:
"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам" (Иез.36:26);
"Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мф.23:37);
"в воскресении… пребывают, как Ангелы Божии на небесах" (Мф.22:30).
Примерно так происходит освящение человеческого духа в пятый день Творения. Но человек, сотворенный Богом в первой главе Бытия, это не только дух – вера, ум, понимание, но также и душа – жизнь, дела, эмоции:
"оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (Еф.5:31,32);
ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ. МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ, И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ И НАРЕК ИМ ИМЯ "ЧЕЛОВЕК" В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ИХ" (БЫТ.5:1,2);
"слово Божие живо и действенно… оно проникает до разделения души и духа" (Евр.4:12).
Целью шестого дня Творения является преобразование души человека в образ Христа, ибо, как сказал святитель Николай Сербский, изначально на всех людях имеется "тень непослушания" Божьей воле. Послушание же воле Творца – это вопрос не столько освящения духа, сколько освящения души:
"не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление" (1Тим.2:14)…
Чтобы человеку стать образом Божьим, должны измениться его мысли, желания, чувства, стремления, иначе говоря, должно измениться его сердце:
"Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?" (Иез.18:31);
"Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим… Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас" (Еф.4:28-32);
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф.4:22-24).
(?) Можно ли по внешним признакам отличить подзаконного верующего от подблагодатного?
Наверно, не всегда, потому что оба могут совершать одинаковые поступки. Но одно отличие все-таки будет: оно – в мотивации. Подзаконный верующий – это плоть от плоти Адама. Он может в точности исполнять предписания закона, но будет делать это не потому, что не любит грешить, а из страха наказания (что не так уж и плохо) или чтобы произвести нужное впечатление на определенных людей (что не так уж и хорошо):
"когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою" (Мф.6:2);
"если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками" (Иак.2:9);
"Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?" (Ин.5:44);
"не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим.2:28,29).
Подзаконный верующий – это все-таки ветхий человек в Адаме. Он тоже может совершать нравственные поступки, но для нового человека, который родился от воды и Духа, важны не внешние дела, а внутренняя мотивация:
"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21).
=============
"Нельзя сказать, чтобы и в ветхом человеке до обновления верою Христовою ничего не осталось хорошего в нравственной жизни. В мире языческом встречались примеры нравственных достоинств. Но к этим достоинствам примешивалось немало нечистого. Например, и язычникам была свойственна любовь к ближним, но она не простиралась на врагов. И между язычниками были люди, которые удерживались от мести обидчикам, но так они поступали не по любви, а единственно по гордости и презрению к ним. И язычники иногда терпеливо переносили беды и напасти житейские, не роптали и не жаловались на свою жалкую участь, но терпение и равнодушие их были следствием суеверия и веры в слепую судьбу, неумолимый рок (fatum), тогда как христианское терпение соединено с преданностью воле Божией, благой и премудрой. Такова сила и благотворное влияние Христовой веры на нравственную жизнь человека".
(Варсонофий Оптинский, Душеполезное чтение. 1897. Август. С. 591)
=============
Для детей Божьих, которые прошли через пустыню испытаний и "вошли" в Новый Завет, родившись от воды и Духа, не имеет значения, висит на стене табличка "НЕ КУРИТЬ, НЕ СОРИТЬ!" или не висит, потому что курить и сорить, то есть нарушать божественный порядок, – противно их природе, их образу жизни, их внутренней сущности:
"закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено" (1Тим.1:9-11);
"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин.3:9).
Верующие, конечно, совершают в своей жизни добрые дела:
"Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2:10).
Но добрые дела, чтобы от них была польза, надо делать не по своей воле, а по воле Божьей:
"Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас" (Мф.7:22,23).
Христос, когда жил на земле, исполнял не Свою, не человеческую, волю, а волю Своего небесного Отца:
"ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (Ин.8:28);
"Я ничего не могу творить Сам от Себя… не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Ин.5:30);
"ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня
Отца" (Ин.6:38).
Поэтому Христос назван в Библии образом невидимого Бога:
"[Сын Божий] есть образ Бога невидимого" (Кол.1:15);
"видящий Меня видит Пославшего Меня" (Ин.12:45).
Апостол Павел, подражая Христу, поступал так же – через видимого человека действовал невидимый Бог:
"и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20);
"я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1Кор.15:10);
"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил.4:13);
"поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (Ин.3:21).
Глядя плотским взором, трудно признать некоторые дела святых Апостолов совсем уж "добрыми":
"я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, ПРЕДАТЬ САТАНЕ ВО ИЗМОЖДЕНИЕ ПЛОТИ, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.5:3-5);
"Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ТЫ БУДЕШЬ СЛЕП И НЕ УВИДИШЬ СОЛНЦА до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого" (Деян.13:9-11);
"Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери ПОГРЕБАВШИЕ МУЖА ТВОЕГО; И ТЕБЯ ВЫНЕСУТ" (Деян.5:8,9).
Поэтому для верующего на первом месте стоит вера и пребывание в Боге, то есть водительство не плоти, а духа:
"Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10:3-5);
"И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел" (Быт.4:4,5).
=============
Разумеется, более или менее хорошие, «законные» дела может совершать и язычник, на что, в своё время указывал св. апостол Павел: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15). ТАКИЕ ДЕЛА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМИ В ОБЫВАТЕЛЬСКОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА. Однако дела, совершаемые человеком по вере и из любви к Богу и ближнему, ради угождения Богу, именуются добрыми в строгом смысле.
Митрополит Стефан (Яворский) дал по этому поводу следующее объяснение:
«Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъестественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они должны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду. ВСЯКОЕ ДЕЛО ПОЛУЧАЕТ ЦЕНУ И ДОСТОИНСТВО ОТ ЛИЦА, ЕГО СОВЕРШАЮЩЕГО. Например, царское дело имеет большую цену и достоинство, чем если бы это же дело было сделано простым воином. Поэтому ДЕЛА ХРИСТА ИМЕЮТ БЕСКОНЕЧНУЮ ЦЕНУ И ДОСТОИНСТВО и дали так много для нашего избавления – Его дела исходили от Божественного Лица. Грешник же, пребывающий в грехах, не имеет Божией благодати, от которой его дела обретают цену и достоинство. Поэтому и дела его не имеют цены и достоинства у Бога. Как сам он ненавистен Богу, так и дела его, подобно жертве Каина, неприятны Богу».
Кроме того, наличие некоторых добрых дел не решает вопроса о наличии злых дел:
«Если бы грешник своими добрыми делами мог заслужить себе вечную жизнь, он был бы одновременно и сыном жизни, и сыном погибели, то есть из-за добрых дел был бы сыном жизни, а из-за грехов, в которых он пребывает, – сыном погибели. И как такая нелепость только может прийти в голову?».
(https://azbyka.ru/dobrodelanie)
=============
***
Апостол Павел, будучи свободен от всех, всем порабощал себя, "дабы больше приобрести" (1Кор.9:19). Поступая по духу, он мог даже совершить религиозный обряд ради Иудеев:
"там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин… Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев" (Деян.16:1-3);
"Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними [согласно закону Моисея], в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение" (Деян.21:26).
При служении Богу мотивом поступков Павла была любовь. Поэтому, даже совершая религиозные обряды по закону Моисея, он, в отличие от "несмысленных Галатов", не лишался благодати, ибо поступал не по плоти, а по духу:
"О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине" (Гал.3:1);
"Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Гал.5:4);
"любовь есть исполнение закона" (Рим.13:10).
Закон Моисея был дан не Церкви, не новому человеку во Христе, а ветхому человеку в Адаме, то есть Израилю по плоти, с целью привести его ко Христу:
"Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса" (Гал.3:24-26).
Апостол Павел и несмысленные Галаты могли совершить один и тот же религиозный обряд, но определяющее значение всегда имеет не поступок сам по себе, а то, ради чего он совершается, то есть мотив:
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас" (Мф.23:15);
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония" (Мф.23:27,28).
= БЫТ.1:24 …ПО РОДУ ИХ… =
("ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ СУЩЕСТВА ЖИВЫЕ ПО РОДУ ИХ, СКОТ И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ")
В Новом Завете особо выделяется два рода – род избранный (род Божий, Израилев) и род лукавый и прелюбодейный (род сатанинский):
"вы - род избранный, царственное священство" (1Пет.2:9);
"род лукавый и прелюбодейный ищет знамения" (Мф.12:39).
В Ветхом же Завете все растения, птицы, звери, скот и ползающие гады были созданы по роду своему…
Человеческую душу можно уподобить городу, жителями которого являются … все обитатели Ноева ковчега:
"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21);
"это были образы для нас" (1Кор.10:6)…
=============
«События, описанные в книге Джона Буньяна "Духовная война", разворачиваются в городе Душа, который создал Царь Шаддай. Город мудро устроен и надежно укреплен, им управляют руководители, поставленные Царем: Свободная Воля, Непорочность, Сопротивление, городской глава Разумение и судья Совесть. Но злобный Дьяволос со своими слугами обманом покоряет Душу, чтобы погубить любимое творение Шаддая. Сын Царя Эммануил со Своим воинством идет на войну, чтобы освободить обманутую Душу. В этих образах автор отображает духовную битву между Христом и сатаной за душу человека и внутреннюю борьбу, которая происходит в человеке».
(https://bibleandbookministry.com/ru/product/holy-war/)
=============
= БЫТ.1:24 …СКОТ… =
Скот – это прирученные животные. Сотворение Богом домашних животных прежде, чем был создан человек, только подтверждает, что первая глава Бытия не является рассказом о сотворении Богом видимой вселенной и биологической жизни на планете Земля, ибо как могли прирученные животные появиться на земле прежде, чем приручивший их человек? Кто приручил животных, когда не было людей?..
= БЫТ.1:24 …И ГАДОВ И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ"; И СТАЛО ТАК… =
Читая о гадах, можно подумать, что к "СУЩЕСТВАМ ЖИВЫМ" они никакого отношения не имеют. Однако все библейские бессловесные животные пережили потоп (Божий суд) в Ноевом ковчеге! Такой же суд переживают и верующие, когда крестятся во Христа:
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога" (Кол.2:12).
Разумеется, вместе с людьми судятся их нравы – те самые животные. Первому Адаму, когда он стал "СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7), открылось знание имени, то есть внутренней сущности, каждого обитающего в нем животного:
"кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1Кор.2:11).
Пережив в ковчеге потоп, животные становятся, можно сказать, новым Творением во Христе Иисусе:
"мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим.6:4);
"первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему" (Откр.4:7)…
(?) Ну а как быть с библейскими драконами да змеями? Кого они обозначают? В колеснице Иезекииля их не видно, но мы помним, что Иисус Христос сравнивал Себя с медным змеем, а ученикам дал заповедь:
"будьте мудры, как змии" (Мф.10:16)…
=============
«…"И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Ис.11:8).
Иудеи и наши иудействующие утверждают, что и это исполнится в смысле буквальном, что во свете Христа, Который, как они думают, придет в конце мира, все звери укротятся, и оставив прежнюю свирепость, лев будет пастись вместе с ягненком и другие звери с другими, коих мы теперь видим враждебными между собою.
…Спросим у них и о том, достойно ли величия Божия то, что волк и ягненок будут пастись вместе, барс будет лежать с козленком, лев будет есть мякину и малое дитя положит руку на нору аспида?
…По духу же животворящему понимание легко. Ибо волк – это Павел [из колена Вениамина], который сначала гнал и терзал церковь, о котором сказано: "Вениамин – волк хищник, жил с ягненком, – или с Ананиею, которым был крещен" (Быт.19:27; Деян.7), или с апостолом Петром, которому сказано: "паси агнцы Моя" (Ин.21), и барс, который сначала не изменял пестрых пятен своих, омывшись в источнике, лежал с козленком, – не с тем, что о шуюю, а с тем что закалается в пасху Господню. Следует заметить и то, что не ягненок и козленок будут жить и лежать с барсом и волком, а волк и барс будут подражать невинности ягненка и козленка. И лев, прежде животное самое свирепое, и овца, и теленок будут жить вместе. Это мы постоянно видим в церкви, – что богатые и бедные, сильные и незнатные, цари и лица частные живут здесь вместе и управляются в церкви малыми детьми, под коими мы разумеем апостолов и мужей апостольских, невежд словом, но не разумом. Когда они будут соединены между собою учением Господа, так что будут объединены и семейства их, тогда исполнится то, что детеныши их будут лежать вместе. И лев будет есть не мясо, а мякину, то есть, будет питаться простою пищею. И здесь нужно заметить, что не вол будет есть мясо, а лев будет есть мякину. Я полагаю, что в святых Писаниях под мякиною разумеются простыя слова [буквальный смысл, пища плотских верующих], а под пшеницею и внутренним зерном – смысл, находимый в букве [духовное значение, твердая пища]…»
(Иероним Стридонский блаженный)
*** *** ***
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И ЖАЛО МУДРЫЯ ЗМЕИ
В УСТА ЗАМЕРШИЕ МОИ
ВЛОЖИЛ ДЕСНИЦЕЮ КРОВАВОЙ.
(А. С. Пушкин, "Пророк")
=============
Иисус Христос называл книжников и фарисеев змеями:
"Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну" (Мф.23:33).
Прельстив Еву, змей стал виновником грехопадения человека. Но в Новом Завете Христос, чтобы победить сатану, Сам стал подобием медного змея:
"как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:14,15).
Иисус Христос пришел в этот мир в подобии плоти греховной, чтобы показать людям путь спасения из того гибельного рва, в котором они оказались:
=============
«"Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены" (Ис.51:1).
…Слова о скале и о рве мне напоминают то, из чего извлекается при сотворении мира все живое. Оно извлекается из неживого, живая тварь делается из неживой твари…
Это процесс, который напоминает по своему масштабу СОТВОРЕНИЕ МИРА: ДЕЛАНИЕ ДУХОВНО ЖИВОГО ИЗ ДУХОВНО НЕЖИВОГО. То есть вот эта ветхозаветная Церковь, как и современная Церковь, новозаветная, как все мы с вами – мы с вами люди, извлеченные из рва, мы с вами люди, иссеченные из скалы. И знаете, я, когда вспоминаю себя самого, людей, которые меня окружали в такую, как бы дохристианскую эпоху моей жизни, оно мне кажется как какая-то скала или яма или что-то такое, где мы жили и не знали, и не понимали, что это скала и яма, и горя себе не знали, а это тем не менее была скала и яма. И вот Господь извлек нас оттуда и ведет нас этим Своим путем в жизнь вечную…»
(Борис Балтер, Книга Исайи, 51 глава; Предание.ру)
*** *** ***
Се, стою у двери и стучу,
От тебя я малого хочу.
Разве трудно дверь открыть свою,
Чтоб в грядущем быть со Мной в раю?
О тебе Я плачу потому,
Что ты любишь больше света тьму.
Если бы, о, если бы ты знал,
Как Я в мире за тебя страдал.
Если двери Мне не отопрешь,
В вечность ты со Мною не войдешь.
Скоро перестану Я стучать,
И конец настанет, словно тать.
Чтоб не плакать, не жалеть потом,
Ты сейчас впусти Меня в твой дом.
Гибели твоей Я не хочу,
Потому с терпением стучу.
(Песнь Возрождения, №2507)
=============
Свидетельство о публикации №122041105673