Рыжий Толя

В пятидесятые годы парни, да и многие мужчины тоже,  носили кепки-москвички.   Их ещё называли хулиганками.   А тут вдруг Толька Краснов пришёл в школу в тёмно-синей шляпе.  Народ конечно поднял его на смех. Мол, к твоему губастому, в веснушках лицу, Толенька, только шляпы и не хватало. И вообще, работяге ходить в шляпе – это перебор. Толька критику одноклассников проигнорировал и добавил к шляпе зелёное,  шелковое кашне, которое носил под кремовым мантелем, купленным им за большие деньги на барахолке.

       Краснов у  девушек считался зажиточным молодым человеком. Он был единственным на весь завод карусельщиком.  Ремеслуха карусельщиков не готовила, а карусельщик дядя Вася дорабатывал последний год перед пенсией. Вот администрация и приставила к нему на обучение токаря пятого разряда Анатолия Краснова.  Девушки были правы.  Действительно, зарабатывал Краснов очень прилично. На уровне станочников-королей. Однако высокие заработки его не прельщали. Он учился в девятом классе 35-й вечерней средней школы рабочей молодёжи и намеревался после её окончания поступить в Политехнический институт. Он с любопытством и восхищением наблюдал как цеховой конструктор создаёт на ватмане чертёж шпинделя токарного станка. Куча цифр, значков, стрелок, обозначений.  Тольке очень хотелось быть таким же умным и образованным как цеховой конструктор.

      К весне от Тольки потянуло шипром, Он вычитал в журнале, что  «Шипр» -- это самые благородные мужские духи, подчёркивающие  мужественность и силу мужчины.  А ещё он стал употреблять специальные кремы, чтобы обесцветить веснушки и стричься в модном салоне на Невском, где его бурная рыжая шевелюра приобретала очень благородный вид. Все эти метаморфозы происходили с Красновым потому, что он влюбился.   Любовь его была бескрайней и безграничной. Перед ним ничего кроме образа любимой не маячило. Толя мучался, страдал, но объяснится с любимой девушкой по настоящему страшился. Она была такая возвышенная, такая неприступная. Несколько парней подваливались к ней, но были с позором отвергнуты.   

    На фоне заводских девчонок,  учениц вечерней школы,  светловолосая Нэля  выглядела как утончённая барышня из дореволюционного романа .  Начиная от имени и кончая капроновыми чулками она заметно контрастировала со своими соклассницами, разными там Катьками, Галками, Вальками, которые были одеты кто во что и носили в лучшем случае фильдеперсовые чулки.   Нэля, не в пример  шустрым заводчанкам,  выглядела очень скромной и даже застенчивой девушкой. Никаких вульгаризмов. Сплошная приветливость и ласковость.  Однако её красивое лицо было отнюдь не наивным. Оно было серьёзнее, взрослее чем весёлые, беспечные лица  бойких револьверщиц.  фрезеровщиц, которые после трудового дня осваивали в вечерней средней школе рабочей молодёжи  премудрости по программе  девятого класса. 

       35-я вечерняя школа рабочей молодёжи была каким-то отстойником для проштрафившихся отпрысков влиятельных людей.  Мажоров, за разные грешки исключённых из дневных средних школ,  по ходатайству их родителей, в нарушение всех положений о вечерних школах, определяли в 35-ю  школу.  Изгоями становились не только девушки, но и юноши. Так в параллельном девятом учились два провинившихся парня. Один --  сын известного ленинградского дирижёра,  другой – сын директора крупного завода. И если ученики догадывались за какие грешки были наказаны девушки, то в чём провинились юноши, они додуматься не могли.  В отличии от дневных школ, где эти изгои отрицательно влияли на соклассников,   в вечерней школе их роль была положительна: работяги знакомились с интересными взглядами на жизнь, приобщались к моде, воспринимали манеры поведения.
 
           В классе Толя сидел за Нэлей и мог сколь угодно долго рассматривать её шею, завиточки волос, маленькую родинку ниже правого уха.  В процессе разглядывания взгляд  Толи мысленно скользил всё ниже и ниже и напрасно милейший Николай Иванович старался доходчиво объяснить суть какого-то физического закона: Толя его не слышал. Муки любви сводили парня с ума. Наконец он всё-таки осмелился и, дрожа и потея, пригласил Нэлю в кино. . К великой радости парня Нъля ответила согласием.

  Они ушли с последнего  урока и  в кинотеатре «Люкс», где шла трофейная фильма про пиратов, уселись в последнем ряду.  После просмотра фильма, провожая Нэлю домой, Толя в тёмной парадной объяснился ей в любви. Положительный ответ ошеломил и бесконечно обрадовал Толю и закрутилась, завертелась у них сумасшедшая любовь.

      Хотя до восемнадцати лет  Нэле не доставало три месяца, юные влюблённые подали заявление в ЗАГС о регистрации брака.  Через три месяца бла сыграна скромная свадьба.  Родители молодых совместными усилиями сняли для них комнату в коммунальной квартире.   Нэля для Толи была высшим существом. Он только что не молился на неё.  При взгляде на свою любимую Толя  просто светился счастьем. Он был готов сделать для неё всё, что угодно. Молодые были на верху блаженства. А через две недели после свадьбы Толя задушил свою жену. Он сам пришел в милицию и сдался властям.

   Был разгар войны. Шёл 43-й год. И в это напряжённейшее время власти затеяли школьную реформу.  Это была уже вторая реформа. Первую то коммунисты провели сразу же после революции, отменив раздельное обучение мальчиков и девочек. И вот четверть века спустя они решили вновь вернутся к раздельному обучению.  Они считали, что « Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами. Помимо этого, нововведение может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где еще не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки.»

     Таким образом, в 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР.

      Кого как, а пятиклассницу Нелечку данная реформа заметно огорчила. Ей очень нравились компании мальчиков, а теперь  приходилось вращаться в скучном кругу недалёких девчонок. Мальчики ей не просто нравились. Её азартно тянуло к ним.  В восьмом классе эта тяга стала настолько серьёзной и тревожной, что Нэлю перестали выпускать одну на улицу. Когда ей нужно было по каким-либо делам отлучится из дома, её всегда сопровождала мама или соседка тётя Фрося.

      Сегодня Нэля собралась в читальный зал районной библиотеки. Она в последнее время стала часто его посещать. Вот и сегодня  она объяснила маме, что им задали по литературе  прочитать первый том «Войны и мира», а библиотечные экземпляры романа все на руках. Придётся идти в читальню.  Мама быстро собралась, положила в сумку вязание, и они отправились в библиотеку. Там мама уселась на стул в фойе, а Нэля поднялась на второй этаж. Атмосфера читального зала нравилась Нэле.  Тишина, мягкий свет, умные лица над столами. Но больше всего ей нравилось другое.
     Её подруга Ксюша  встречалась с курсантиком военно-морского училища. О своих встречах она рассказывала по секрету Нэле, которая просто истекала завистью к подруге. Ксюша, видя большую заинтересованность подруги в её секретах, предложила:

     -- Нэлька,   хочешь я тебя познакомлю с другом моего обоже?

     -- Да, хочу! А он внешне приличный?

     -- Что ты! Валерка -- шикарный мальчик.

     -- Ой, а где же мы познакомимся. Ты ж знаешь. Меня одну из дома не выпускают.

     -- А возле школы.

     -- Как он узнает о месте знакомства?

     -- Ну, это моя забота.

       Валера понравился  Нэле. Стройный, подтянутый, физически крепкий он прекрасно смотрелся в в морской форме.  Нэлю сразу же потянуло к нему. Встречаться они могли только по выходным дням. В будни курсантов не увольняли в город. Поэтому они с нетерпением ждали воскресенья.  Поскольку библиотека работала в выходные дни, то Нэля предложила встречаться  именно в библиотеке.

      Не долго Неля общалась с героями толстовского романа. В зале появился Валера. Он взял какую-то книгу, положил её на свободный стол и тут же вышел.  Нэля потянулась за ним. Она прошла по коридору на чёрный ход, спустилась по лестнице в цокольный этаж и вошла в кладовку уборщицы, которая уступала помещение влюблённой паре за бутылку «Жигулёвского». Там её с нетерпением  ждал Валера. Молодые люди бросились в объятия друг друга. Среди вёдер, швабр, мокрых тряпок  запылали восторги любви. А мама в это время заканчивала вязание шерстяного носка.

     Вскоре  Нэля забеременела (тогда с контрацептивами были проблемы, да и юность в вопросах секса большой грамотностью не отличалась). Когда педагоги в школе, где училась Нъля, узнали о таком казусе, то пришли в ужас: «Какой позор. Восьмиклассница беременна! Её нужно немедленно исключить из школы!».

      В те времена аборты были запрещены, поэтому мама, чтобы скрыть беременность Нэли от окружающих, отвезла её к бабушки в Коломяги, где та жила в одиночестве, имея большой дом и огород. В Коломягах же Нэли и разрешилась от бремени, произведя на свет здоровую девочку. Пять месяцев Нэля кормила ребёнка, после чего она вернулась в Ленинград, а дитя  было оставлено  в Коломягах на попечение бабушки.

     И жили бы Нэля с Толей в любви и радости, да тут некий доброжелатель шепнул Толе, что  жена-то его с приданым. Когда он убедился в этом,  то мир для него рухнул. Вот тогда-то  и произошла трагедия.

      Лёшка, приятель Толи, распевая юморную песенку:
     «Как у Отеллы в батальоне
       Был Яшка, младший лейтенант…»,

и позднее, вчитываясь в великую трагедию, полагал, что Шекспир преувеличил, переборщил с африканскими страстями.

      А оно вон как получилось в реале. Прокурор требовал для Краснова высшей меры  наказания, но народный суд приговорил его к лишению свободы на 25 лет. С зоны Толя не вернулся.


Рецензии