3. 1 Семь дней Творения
Во второй день Творения Иисус Христос умер за грехи наши по Писанию:
"по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос" (Дан.9:26);
"Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем" (Ис.53:5);
"Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (Ис.53:10).
В тот же второй день Творения в водах Божьего осуждения, покрывавших человечество, образовалось ПРОСТРАНСТВО. Оно разделило людей на праведных и неправедных. Сущностью этого ПРОСТРАНСТВА является Жертва Иисуса Христа:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13).
Созданное во второй день ПРОСТРАНСТВО Бог назвал НЕБОМ, и оно стало Его престолом:
"И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ" (БЫТ.1:8);
"небо – престол Мой" (Ис.66:1).
Но целью Творения является не НЕБО, а ЧЕЛОВЕК (БЫТ.1:27), причем человек не ветхий, а новый, не перстный, а небесный:
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор.15:22).
Первый человек Адам был образован из праха земного (Быт.2:7), поэтому, когда Библия говорит о земле, речь может идти о людях:
"слушай, земля, слова уст моих" (Втор.32:1);
"О, земля, земля, земля! слушай слово Господне" (Иер.22:29).
Земля в Библии является прообразом человеческих сердец. В эту землю сеятель сеет семена Слова Божьего, а люди, чтобы на их земле выросли добрые духовные плоды, должны на услышанное слово адекватно реагировать:
"вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые… иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф.13:3-9);
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22,23);
"плод ваш есть святость" (Рим.6:22).
Согласно Библии, первым человеком на земле был Адам. После принятия верой Евангелия он стал для Бога СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ (душею живою, нэфэш хая):
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).
Но после грехопадения в Адама вошли грех, смерть и сатана, а сам он стал пищей змея:
"ЧЕЛОВЕКУ СКАЗАЛ… ТЫ ПРАХ" (БЫТ.3:17-19);
"ЗМЕЮ [сказал]… ПРАХ БУДЕШЬ ЕСТЬ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ" (БЫТ.3:14);
"диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет.5:8).
Когда люди совершают грехи, они, не сознавая того, питают своей жизненной энергией своего злейшего врага, а себя лишают будущности и надежды:
"Ангел Господень поразил его [Ирода] за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер" (Деян.12:23);
"беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет" (Пс.36:38).
Так как исправить падшего человека нельзя, Бог еще до сотворения мира, зная о неизбежном падении Адама, запланировал в Своем Сыне создать человека нового:
"искуплены вы… Кровию Христа… предназначенного еще прежде создания мира" (1Пет.1:18-20);
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откр.21:5);
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:45-49).
Согласно Библии, первый человек Адам был сотворен по подобию Божьему:
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ" (БЫТ.5:1).
А последний Адам, Иисус Христос, является образом, то есть видимым изображением, Бога невидимого:
"[Христос] есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4).
***
Слово ПОДОБИЕ (демут) в Библии обозначает сходство.
ПОДОБИЕ трехчастного человека Триединому Богу может заключаться в таинственном и непостижимом сегодня для нас троичном устроении как Бога, так и человека:
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23);
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь" (2Кор.13:13).
При сотворении человека его личностью была душа, а тело и дух – это два органа, которыми человек может соприкасаться с миром видимым (материальным) и невидимым (духовным).
В Книге пророка Захарии образование Господом человеческого духа поставлено в один ряд с сотворением неба и земли:
"Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший (вайицер) дух человека внутри него" (Зах.12:1).
Сотворенный человеческий дух является, можно сказать, духовными глазами человека. Благодаря этому органу человек может видеть духовный мир и общаться с невидимым Творцом:
"Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает" (1Ин.4:12).
Тех людей, у кого дух не функционирует, Библия называет душевными:
"Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие [живого] духа" (Иуд.1:19).
Чтобы дух в человеке начал функционировать, он должен поверить в Евангелие. Тогда он родится свыше, и у него появится общение с Творцом. Приняв верой Евангелие, человек в глазах Бога становится живой душой (СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ, нэфеш хая).
Но в Евангелии от Иоанна Иисус Христос говорит о человеческом духе не как о сотворенном органе, а как о рожденной от Божьего Духа личности:
"истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6).
Рождение от воды и Духа имеет для верующих судьбоносное значение!
"Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?" (Евр.1:5);
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).
Слово СОТВОРИЛ (бара) в стихе БЫТ.1:27 может указывать на то, что сотворение человека по образу Божьему на самом деле является рождением нового человека. На это обращают внимание исследователи Библии, указывая, что еврейский глагол бара, как и первые три буквы в первом слове Библии "берешит", по-арамейски означают "сын"…
В день сотворения Адама из праха земного Бог не сказал ему: "ты сын Мой, Я ныне родил тебя". Вместо этого Адаму было сказано:
"ОТ ДЕРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ОТ НЕГО НЕ ЕШЬ, ИБО КАК ТОЛЬКО ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, ДОЛЖЕН ТЫ УМЕРЕТЬ" (БЫТ.2:17).
В этом стихе впервые упоминается смерть. Вкусив от дерева познания, Адам действительно умер, но умер он не телесной смертью, а духовной! И так как первой смертью, упоминаемой в Библии, является смерть духовная, то согласно принципу первого упоминания именно она является смертью истинной и вечной.
Истинная смерть лишает человека общения с Творцом – Источником жизни:
"у Тебя источник жизни" (Пс.35:10);
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15);
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
Но эта ужасная смерть не грозит праведникам:
"кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин.8:51);
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин.5:24).
А что касается смерти телесной, то Библия называет ее не смертью, а успением:
"многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12:2);
"как жених замедлил, то задремали все и уснули" (Мф.25:5);
"Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его" (Ин.11:11).
***
Итак, когда Адам согрешил, он умер духовной смертью:
"И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт.3:23,24).
После грехопадения дух Адама (сотворенный орган) умер, а сам он стал человеком душевным:
"Это люди… душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19).
Смерть Адама перешла во всех его потомков:
"Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер" (Быт.5:3-5);
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12);
"кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Ин.8:7).
Сегодня, чтобы восстановить общение с Творцом, человеку надо поверить в Евангелие, покаяться и креститься. Через веру в Иисуса Христа человек рождается свыше. При этом его мертвый дух (сотворенный орган) оживает. Возрождение духа является духовным прозрением человека:
"Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю [вложил свое слово в сердце слепого], сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам [крестись в церкви]… Он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Ин.9:5-7);
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
Первый человек Адам был сотворен ПО ПОДОБИЮ Божьему:
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, ПО ПОДОБИЮ Божию" (Быт.5:1);
"Им [языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных ПО ПОДОБИЮ Божию" (Иак.3:9).
Адам может быть прообразом каждого христианина, который, приняв верой Евангелие, родился свыше, то есть стал, как и Адам в Едемском саду, душой живой:
"и нас, мертвых по преступлениям, [Бог] оживотворил со Христом" (Еф.2:5);
"[Адам] есть образ будущего" (Рим.5:14).
Но чтобы христианину стать ОБРАЗОМ БОЖЬИМ и царствовать в жизни посредством Иисуса Христа, ему после рождения свыше надо родиться от воды и Духа:
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).
После рождения от воды и Духа верующие становятся Божьими детьми, а также новым Творением во Христе Иисусе:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6);
"Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:16,17);
"обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя" (Деян.13:32,33).
В вечности в прошлом Христос был Единородным Сыном Божьим:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16).
Но при воскресении из мертвых Он родился как ПЕРВОРОДНЫЙ Сын Божий:
"кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был ПЕРВОРОДНЫМ между многими братиями" (Рим.8:29);
"иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин.20:17);
"когда вводит ПЕРВОРОДНОГО во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр.1:6).
***
По-гречески слово образ (икон) обозначает изображение, а на иврите слово образ (целем) однокоренное со словом тень (цель). Для человека быть образом Божьим значит отображать собой невидимого Бога, то есть быть на земле Его видимой "тенью", неким изображением:
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).
=============
«…слово "целем" (образ) отражает тождество некоторому качеству Творца, которое мы попробуем определить.
Ответ кроется тут же, в самом отрывке: "по образу Всесильного…" У Творца несколько Имён, но Тора выбрала здесь именно это – Элоким (Всесильный), и не случайно. О чём говорит это Имя? Оно указывает на то, что Он – владетель и источник всех существующих сил: природных, надприродных, каких хотите».
(Образ и подобие – Александр Красильщиков | Толдот.ру)
=============
Итак, быть образом Божьим значит отображать совокупность божественных сил, качеств и свойств. В Посланиях Апостола Павла можно увидеть, как автор отображал такие божественные качества, как радость, жертвенность и вездесущность:
"радуюсь в страданиях моих за вас" (Кол.1:24);
"я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Рим.9:3);
"я, отсутствуя телом, но присутствуя духом, уже решил, как бы находясь у вас" (1Кор.5:3).
Так же поступали и другие Апостолы. В известной беседе с Ананией и Сапфирой Апостол Петр демонстрировал не свой природный нрав, а Божью праведность и всеведенье, иначе говоря, он являл собой Христа:
"Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен… Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух" (Деян.5:3-11)…
Адекватно отобразить Бога может только Бог. Иисус Христос пришел в этот мир, родившись от Святого Духа, чтобы в Своей земной жизни исполнять не Свою волю, а волю пославшего Его Отца:
"Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин.4:34);
"Я ничего не могу творить Сам от Себя… ибо не ищу Моей воли" (Ин.5:30);
"Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6:38);
"Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Ин.14:10).
Когда Христос жил среди людей, пославший Его Отец пребывал в Нем. Видимое человечество Иисуса Христа было отображением или образом невидимой Божественности Отца. Поэтому Библия называет Иисуса Христа видимым образом невидимого Бога:
"[Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол.1:15).
А сегодня Божьими посланниками, то есть апостолами, являются ученики Иисуса Христа:
"Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков" (Лук.10:3).
Когда ученики Христа живут по духу, они являют миру не себя, а живущего в них Учителя. Поэтому христиан Библия тоже называет образом Божьим – отображением живущего в них Иисуса Христа:
"муж [молящийся Богу или пророчествующий]… есть образ и слава Божия" (1Кор.11:7);
"кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8:29);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).
***
В Ветхом Завете есть два стиха, говорящие о том, что человек был создан по образу Божьему:
"И сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт.1:27);
"кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию" (Быт.9:6).
Поэтому читающие Библию могут подумать, что все люди, живущие на земле, являются образом Божьим. Но на самом деле это не так. Стих Быт.1:27 является пророчеством о Церкви, а что касается 9 главы Бытия, то эти слова: "человек создан по образу Божию" – были обращены только к семье Ноя, то есть к тем восьми душам людей, которые спаслись в ковчеге от потопа. Эти люди символически изображают Церковь, а Ноев ковчег является прообразом Иисуса Христа:
"ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12;
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21).
После потопа семья Ноя вышла из ковчега на новую землю как новый человек, который родился от воды и Духа. Только этим людям были сказаны слова: "человек создан по образу Божию" (Быт.9:6).
Других людей тогда на земле (на новой земле) не было. А потомки Адама, которые до потопа не поверили словам Ноя, все погибли в воде. Поэтому слова Бога в 9 главе Бытия, их, естественно, никаким образом не касаются.
Кроме того, в Библии прямо говорится, что своего сына Сифа Адам родил не по образу Божьему, а по образу своему:
"Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф" (Быт.5:3).
Поэтому дети Адама носят образ Адама, то есть образ перстного, а дети Бога – образ Христа, то есть образ небесного:
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:47-49).
И нет никаких оснований утверждать, будто все люди, живущие на земле, являются образом Божьим:
"плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50);
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Некоторым людям Христос сказал:
"Ваш отец диавол" (Ин.8:44);
"Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?" (Мф.12:34).
(?) Разве могут дети дьявола быть образом Бога?..
Чтобы иметь образ Бога, надо от Него родиться:
"Бог есть дух" (Ин.4:24);
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Семья Ноя изображает в Библии детей Божьих, которые во Христе Иисусе спаслись от праведного Божьего гнева. В ковчеге Ноя, как известно, спаслись восемь душ людей. Число восемь в Библии является числом воскресения, ибо начало новой недели обозначает начало новой жизни. Поэтому все, кто спасся в ковчеге, являются новым Творением во Христе Иисусе…
Весь Ветхий Завет является, можно сказать, видимым изображением (или иллюстрацией) новозаветных событий, которые происходят в невидимой (духовной) сфере:
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея… А это были образы для нас (1Кор.10:1-6);
"подобное сему образу крещение" (1Пет.3:21);
"Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11);
"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр.10:1).
***
Итак, первая глава Бытия является пророчеством о Христе и Церкви, то есть о сотворении совокупного нетленного нового человека по образу Божьему, а вторая говорит о сотворении первого человека Адама по подобию Божьему.
=============
"Подобие – это нечто внешнее, а образ – внутреннее"
(Вочман Ни, "Славная Церковь")
=============
То, что вторая глава не дублирует первую и не связана с ней тематически, косвенно подтверждает тот факт, что тексты этих глав, как выяснили исследователи, написаны разными людьми ("Элохистом" и "Яхвистом") в разное время…
В Ветхом Завете Бог обещал Аврааму дать потомков и землю:
"и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю [0776, ха-арец], по которой ты странствуешь, всю землю [0776, ха-арец] Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом" (Быт.17:8).
Видимая земля является тенью или образом земли невидимой – вечной и истинной. Реальностью обещанной Аврааму Ханаанской земли является воскресший Христос, Который в воскресении стал Духом Животворящим. Это видно из сравнения текстов Ветхого и Нового Завета:
"и да даст тебе [Иакову] благословение Авраама… чтобы тебе наследовать землю [ха-арец]… которую Бог дал Аврааму!" (Быт.28:4);
"дабы благословение Авраамово [земля Ханаанская]… распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:14);
"последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45);
"Господь есть Дух" (2Кор.3:17).
Хотя в Торе в стихах БЫТ.17:8 и БЫТ.28:4 слово "ха-арец" переведено на русский язык словом "страна", это не должно вводить читателя в заблуждение, потому что на самом деле речь в этих стихах идет о Ханаанской земле, которая является прообразом Духа воскресшего Христа:
"И ДАМ ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ПОСЛЕ ТЕБЯ СТРАНУ [0776, ЗЕМЛЯ\ХА-АРЕЦ] ТВОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ, ВСЮ СТРАНУ [0776, ЗЕМЛЯ\ХА-АРЕЦ] КНААН, ВО ВЛАДЕНИЕ ВЕЧНОЕ, И БУДУ ИМ ВСЕСИЛЬНЫМ" (БЫТ.17:8);
"И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРАhАМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ [0776, ЗЕМЛЯ\ХА-АРЕЦ] ПРЕБЫВАНИЯ ТВОЕГО, КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ АВРАhАМУ" (БЫТ.28:4).
В стихе Гал.3:14 Апостол Павел прямым текстом говорит, что благословением Авраамовым, то есть реальностью обещанной Аврааму и его потомкам Ханаанской земли, является Дух воскресшего Христа! Кроме того, земля в Библии обозначает человеческие сердца:
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит.4:23);
"вышел сеятель сеять… ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге" (Мф.13:3-19).
Центром Ханаанской земли является город Иерусалим, а центром человеческого сердца является человеческий дух. Поэтому земной Иерусалим является прообразом человеческого духа:
"Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей… не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин.4:19-23).
В Ветхом Завете Бог велел всем Иудеям поклоняться Ему в Иерусалиме:
=============
«"Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс.28:2).
В Ветхом Завете, люди не могли поклоняться Богу на всяком месте, и потому, для них Бог Отец, повелел создать Себе святилище (Исх.25:8-22), а позже – Иерусалимский храм. Так уж решил Бог Отец, что люди достойны поклоняться Ему только в одном храме, который был устроен по подобию скинии собрания (Исх.40:1-21):
"Встаньте и постройте святилище Господу Богу, чтобы перенести ковчег завета Господня и священные сосуды Божии в дом, созидаемый имени Господню" (1Пар.22:19);
"И освятится место сие славою Моею" (Исх.29:43);
"Воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его" (Пс.28:2);
"И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его навек" (Пс.77:69)».
("Иерусалимский храм был единственным местом для поклонения Богу"; https://dzen.ru/a/ZHJxnz7hPR2iwgV8)
=============
Но для христиан, для духовного Израиля, истинным Иерусалимом является их дух, поэтому истинное поклонение Богу должно осуществляться в человеческом духе, а ветхозаветным прообразом человеческого духа является Иерусалим земной:
"не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:21-24);
"Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе" (Втор.12:13,14);
"духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей" (Ис.26:9);
"вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего
пред словом Моим" (Ис.66:2);
"Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его" (Рим.1:9);
***
Апостол Павел говорит, что Бог обитает в неприступном свете:
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете" (1Тим.6:16).
Но рожденные от воды и Духа христиане могут верой входить в этот "неприступный свет" путем новым и живым:
"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший" (Евр.10:19-23).
Для христиан "путем новым и живым" является Сам Христос:
"Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6).
Библия – Книга духовная, и потому таинственная. О Божьих тайнах она говорит иносказательно, то есть в притчах и аллегориях:
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр.1:1,2).
Невидимый Бог является для людей тайной. Тайной Бога является Христос. Тайной Христа – Церковь, тайной Церкви – четырехсоставной Дух, тайной Духа – елей священного помазания. Тайной елея являются четыре главных шага Христа, а тайна этих шагов прямо связана с днями Божьего Творения, которые, в свою очередь, отображают вечный замысел Творца. Творцом всего сущего является Бог, и Он есть тайна…
"Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1Кор.13:12).
***
Читаем девятый стих первой главы Бытия:
БЫТ.1:9 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША"; И СТАЛО ТАК.
Появление суши в данном тексте означает, что в третий день Творения Божье осуждение сменилось оправданием. Водой здесь является Божье слово, которое осуждает всякий грех и неправду:
"Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Ин.12:48,49).
(?) Возможен вопрос: если Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира, тогда почему здесь говорится о стекании не всей воды, а только той, которая ПОД НЕБОМ?
= БЫТ.1:9 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО… =
Мы знаем, что Жертва Иисуса Христа разделила людей на праведных и неправедных. Тех, кто склонился перед Великой Жертвой Спасителя, покрывает вода, которая ПОД НЕБОМ. Эта вода расположена ниже уровня неба. Остальные же грешники не оценили значение Голгофской Жертвы Спасителя. Свои собственные достижения и заслуги они ставят выше заслуг Божьего Сына Иисуса Христа, поэтому их покрывает вода НАД ПРОСТРАНСТВОМ (БЫТ.1:7).
Когда Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира, на Него обрушились воды праведного Божьего суда и Ему пришлось испить полную чашу страданий:
"Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания" (Евр.2:10);
"душа Моя скорбит смертельно" (Мф.26:38);
"Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (Ис.53:10);
"Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались" (Пс.21:15);
"Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас" (Рим.8:32).
Но смерти невозможно было удержать Его. Когда тело Иисуса, подобно пшеничному зерну, разрушилось, из него высвободилась вечная жизнь [зоэ].
На кресте Христос пожертвовал не вечной жизнью зоэ, а сотворенной человеческой жизнью псюхе:
"пастырь добрый полагает жизнь [псюхе] свою за овец" (Ин.10:11);
"Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь [псюхе] Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин.10:17,18);
"Любящий душу [псюхе] свою погубит ее" (Ин.12:25).
На третий день после распятия Мессии воды смерти расступились перед силой жизни Его непрестающей, в результате чего из-под воды показалась суша – новая земля, реальностью которой стал воскресший Христос. Для нового человека третий день Творения стал первым днем недели, то есть началом новой жизни. В этот день Иисус Христос как Животворящий Дух вошел в Своих учеников:
"В тот же первый день недели вечером… пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам… как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго" (Ин.20:19-21).
***
Согласно плану Божьего домостроительства, в первый день Творения Сын Божий пришел на землю:
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум" (1Ин.5:20).
Во второй день плоть Христа была распята на кресте, но вместе с Ним на кресте был распят ветхий наш человек:
"ветхий наш человек распят с Ним" (Рим.6:6);
"распяты с Ним два разбойника" (Мф.27:38).
Разбойники, распятые с Иисусом, могут обозначать всех потомков Адама. Этих разбойников разделяет Крест. Аналогично ПРОСТРАНСТВО второго дня Творения разделило воды Божьего суда…
А в третий день Христос воскрес из мертвых, и Своим воскресением Он оживил души верующих в Него людей:
"Благословен Бог… возродивший нас воскресением Иисуса Христа" (1Пет.1:3);
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5).
Благодаря воскресению Иисуса Христа уверовавшие в Него грешники не только оживают, но также становятся царями и священниками Богу:
"Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр.20:4);
"соделавшему нас царями и священниками Богу" (Откр.1:6);
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии" (Откр.1:9);
"приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать" (Евр.12:28);
"избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол.1:13).
Чтобы царствовать в жизни, человек должен сделать две вещи.
1 – родиться свыше:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
2 – родиться от воды и Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).
После покаяния и крещения Бог прощает людям грехи, воды осуждения стекают с земли, а верующие, став праведниками, начинают новую жизнь. Однако фарисеям и саддукеям, приходившим креститься, Иоанн Креститель сказал:
"порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния" (Мф.3:5-9).
Получается, что грешникам перед крещением надо сотворить достойный плод покаяния.
(?) Но разве могут недостойные люди, которые фактически являются разбойниками, принести Богу достойный плод?
Оказывается, могут. Для грешника достойным плодом покаяния и жертвой, угодной Богу, является дух сокрушенный и сердце смиренное:
"Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:19).
Согласно Евангелию, все верующие получают спасение по благодати. Заработать благодать делами НЕВОЗМОЖНО, ибо это будет уже не благодать, а заслуга. Благодать же заслужить нельзя – ее можно только получить, получить по вере, по смирению и по Божьей милости:
"А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим.4:5).
А если бы спасение можно было заработать делами, тогда Иисусу Христу не нужно было бы умирать на кресте. Однако Он пришел на землю и умер ужасной смертью, потому что другой возможности спасти грешников не было:
"возмездие за грех - смерть" (Рим.6:23);
"Душа согрешающая, она умрет" (Иез.18:20);
"Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят" (Мф.27:22)…
Сегодня Бог предлагает грешникам получить спасение даром – по благодати во Христе Иисусе. Благодать подобна дающей руке Бога, а вера – принимающей руке человека. Но для принятия благодати необходимо выполнить одно непременное условие: воды, покрывающие человека, должны находиться ПОД НЕБОМ!
Уровню неба соответствует уровень Креста, а благодать Иисуса Христа с креста течет только вниз. Она изливается на души кающихся грешников, которые склонились перед распятым Спасителем. Поэтому грешнику, перед тем как вступить в Завет с Богом, надо смириться и, ни в чем не оправдываясь, признать себя преступником, достойным смерти. Тогда благодать очистит его и воды Божьего осуждения стекут с земли его сердца:
"Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" (Евр.7:7);
"кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф.23:12).
=============
У креста хочу стоять,
Созерцать душою,
Как с Голгофы благодать
В мир течет рекою.
У креста, у креста
Честь моя и слава.
Там спасенья полнота,
На блаженство – право.
(Песнь возрождения, 427, "У креста хочу стоять")
=============
Уровень покрывающих нас вод зависит от нашего самомнения. Чем смиреннее мы будем, тем быстрее благодать Иисуса Христа очистит нашу душу и тем могущественней Его сила будет действовать в нас:
"тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол.1:29);
"я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь" (1Кор.15:9).
***
В начале Своего земного служения Иисус Христос произнес проповедь на горе – Нагорную проповедь. В ней Он раскрыл Божьему народу значение некоторых заповедей Моисеевого закона, сняв с них покрывало буквы:
"ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2Кор.3:14).
Заповеди любить врагов и не противиться злому являются законом жизни для нового человека. Но жить по этим заповедям силами падшего естества невозможно – нужна сила свыше. А чтобы получить эту силу, человек должен "опустить" себя до такого уровня, чтобы в нем появились плоды покаяния – дух сокрушенный и сердце смиренное:
"Если Я заключу небо… пошлю моровую язву… и смирится народ Мой… то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их" (2Пар.7:13,14);
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6).
В начале Нагорной проповеди Иисус Христос перечислил заповеди блаженства, назвав их малейшими (Мф.5:1-20). Эти заповеди говорят людям не столько о том, что они должны делать, сколько о том, кем они должны быть, чтобы благодать действовала в их жизни:
Мф.5:3 Блаженны нищие духом…
4 Блаженны плачущие…
5 Блаженны кроткие…
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды…
7 Блаженны милостивые…
8 Блаженны чистые сердцем…
9 Блаженны миротворцы…
10 Блаженны изгнанные за правду…
Чтобы на поле человеческого сердца выросли добрые плоды, землю перед посевом семян надо очистить, а для этого грешник должен покаяться. Покаяние (метанойя) на языке оригинала означает перемену ума (переосмысление сути вещей):
"не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим.12:2).
Переосмыслив свою прошлую жизнь, смирившись и покаявшись перед Богом и людьми, грешник очищается от грехов, и Бог дает ему новую жизнь:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых… Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян.24:15,16).
Смирение дает грешнику право на получение благодатных даров Святого Духа (1Кор.12:4-11). А без смиренного сердца человеку в духовной брани не устоять:
"Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом" (Ис.57:15);
"Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет" (Пс.33:19).
=============
Я ношу своё сердце, как хрупкую вазу,
ненароком споткнёшься, и – вдребезги жизнь!
Чтобы я на пути не споткнулся ни разу,
чей-то голос твердит: "Иисуса держись!"
То ли вдруг засвистят ледяные метели,
то ли грозы расщепят бездонную высь,
то ли просто весной заволнуются ели –
чей-то голос твердит: "Иисуса держись!"
Простираются вдаль бесконечные вёрсты,
хорошо бы навеки туда унестись,
где живётся легко, беззаботно и просто,
только голос твердит: "Иисуса держись!"
А порой надо мною судьба посмеётся,
и я плачу ночами: о, счастье, вернись!
И полынная горечь мне в душу прольётся,
но в ответ лишь одно: "Иисуса держись!"
И когда в тишине о любви размышляю,
кто-то шепчет опять: у Христа научись!
И я снова себя во грехах обвиняю,
но в ответ лишь одно: "Иисуса держись!"
Я ношу своё сердце, как хрупкую вазу,
ненароком споткнёшься, и – вдребезги жизнь!
Чтобы я на пути не споткнулся ни разу,
Иисус говорит: "Я с тобою. Держись!"
(Иван Абрамов, "Я ношу свое сердце"; http://stihi.ru/2019/02/07/1241; https://yandex.ru/video/preview/6414752715563489491)
=============
Свидетельство о публикации №122040703497
