Цветопись -венок-

       в е н о к   с о н е т о в
____________________________________



1. ЧЕРНОТА
В отсутствие структур и очертаний
Подобен смерти черноты настой,
Ни возгласов, ни форм, ни обещаний,
Ни величин, ни вех во тьме густой.
Мысль не всплывёт, не дрогнет силуэт,
У чёрного и краски непроглядны.
О целях тьмы поведает лишь свет,
Пусть самый тусклый, самый заурядный.
Бесправна без сравнений чернота,
Зато она сильна на белом поле,
Как вензель, разгулявшийся на воле,
Экслибрисом иль росчерком вдруг став!

Просвет, как весть глубокой старины,
Во мраке ориентиры сметены.


2. СЕРЫЙ
Во мраке ориентиры сметены.
Но капелькою сажу забелили,
Потом ещё и вот уже видны
Пространства, удалённые на мили.
В союзе с белым серый стал богат,
Чем больше света, меньше в нём печали.
Бесчислен монохромный сей расклад,
Хоть в серых буднях радостно едва ли.
Когда воздушен цвет и серебрист,
С любым из спектра выглядит партнёром,
Пройдя рутину школьных коридоров,
К слепящей рампе он спешит на бис.

Чтоб к сферам выйти светлых обитаний,
Всего-то нужен тонкий лучик знаний.


3. БУРЫЙ
Всего-то нужен тонкий лучик знаний,
И спутник сориентирован во мгле,
Буреет цвет из мрачных состояний,
Неся любовь на золотом крыле.
Так старый мастер на холсте вознёс
Библейский быт в коричневатой гамме,
Где тон землистый приглушает холст,
Соткав тела в немыслимый орнамент.
Ласкают взоры Рембрандт и Ван Дейк,
Веласкес, Брейгель, Босх и Добиньи…
За буроватой дымкой, загляни,
К нам проступает напряжённость век.

Хоть в инквизиций жар вовлечены,
Всплывает цвет и знак величины.


4. ПУРПУРНЫЙ
Всплывает цвет и знак величины.
Блеск славы скрыт под мантией пурпурной,
На блюде шмат свежайшей ветчины
И в сводах замка глас трубы бравурной.
На скатерти всё - в розовом вине,
Где пьют, как говорится, там и брызжут,
В том натюрморте выпятил ранет
Атласный бок, подмяв иную пищу.
Кармин, тиоиндиго и краплак
Дают в палитре фору разным краскам.
Так фрукт подчас, что солнцем был обласкан,
Не смог без тех цветов созреть никак.

Здесь рядышком алеет красноватый,
Чем свет обширней, тем весомей траты.


5. АЛЫЙ
Чем свет обширней, тем весомей траты,
Коль на дворе стоит весна-красна,
Восходит зорка, как петух кудлатый,
Да алым боком спиннинг рвёт блесна.
Нас красно-лето солнышком подразнит,
В свой яркий киноварный балаган.
В нём опасений больше или празднеств,
Триумфа жизни иль кровавых ран?
Алеют щёки под стыдливой миной,
Хоть на миру, твердят, красна и смерть.
С арбузом красным потускнела снедь,
Ей алых губ избегнуть нет причины.

Нас красота манит из-под чадры,
Проявлены пространства и миры.


6. ОРАНЖЕВЫЙ
Проявлены пространства и миры,
Жаровни разогреты до накала,
Там всполохи оранжевой игры
Вселенная в рубинах звёзд вобрала.
Ужели жар не сможет растопить
Непониманья лёд, что встал меж нами?
В печи преображается финифть
И после красоту несёт веками.
Оранжевый – горячих красок спесь,
Не обойдёт закатные пейзажи,
Сквозь окна влез он в залы Эрмитажа,
Найдя не мало компаньонов здесь.

Он сумраку пробил стальные латы,
Ничтожный луч – надежды завсегдатай.


7. ЖЁЛТЫЙ
Ничтожный луч – надежды завсегдатай,
Как чаяний лампадный огонек,
В нём лик святого, золотом объятый
Изверившимся вовремя помог.
У жёлтого все сделались друзьями,
Там нет теней, где святы Небеса.
Ван Гоговский подсолнух лепестками
Творит в душе печальной чудеса.
Лишь только солнце вынет из-за туч
Свой жёлтый свет - всему преображенье,
Но тон соломы вызывает жженье,
Как глаз дракона злобен и колюч.

Кто сердцем чист, он Богом не забыт.
К скопленью звёзд всегда простор открыт.


8. БЕЛЫЙ
К скопленью звёзд всегда простор открыт,
Его пронзает мысль на тонком плане.
Чело к блаженству мудрость убелит,
Цвет белый в многоцветии мерцаний.
Белила высветляют тон цветной,
Полёт мечты, что чистый лист бумаги,
У акварели дружба с белизной,
К воде бегут цвета, как из общаги.
Глаз не разжать на пиках снежных гор,
Вот также и Господь в великой славе.
Не хаос – красота всем миром правит,
Нас собирая, словно в холст колор.

Прекрасное в сердца летит без стука,
Сгорает на свету и скорбь, и скука.


9. ЗЕЛЁНЫЙ
Сгорает на свету и скорбь, и скука,
А с ними и зелёная тоска.
Рождение всегда проходит в муках,
Цветенье возрождая из ростка.
Как совладать с оттенками зелёных,
Их больше, чем волос на голове!
Взгляни на травы и деревьев кроны,
Здесь всё живое с нами в кумовстве.
В той гамме сколько создано полотен!
Но полный «писк», где красный сел акцент,
Ищи свой стиль, заносчивый студент,
Да будет труд твой Господу угоден,

Когда идут старанья делу впрок,
Умножен интенсивности поток.


10. ГОЛУБОЙ
Умножен интенсивности поток
Благих даров на голубой планете,
У романтизма тысяча дорог,
Мечта всегда парит в лазурном цвете.
Кто был пленён очами голубыми.
Не сможет их уже предать во век,
Стоит туман над плёсами речными,
Там Сириус лучей кунает бег.
Холодных волн попутчик и вожак,
Как он хорош под рыжим обрамленьем.
Проходят корабли Невы теченьем,
Как будто ищут в этом мире благ.

На берег вечер гонит ветерок,
Мрак важен, как молчанье между строк.


11. СИНИЙ
Мрак важен, как молчанье между строк
И тянется крыло к полётной сини,
В лугах альпийских, рек лежит исток,
Под кистью Веронезе и Беллини.
Холодный тон, как кручи на Памире,
Вобрал в себя царь вод – ультрамарин.
Где васильки цветут в раздольной шири,
Сюжет маэстро ищет для картин.
За синевой просторов и морей
Не будет душу тешить Эльдорадо,
В затылок дышит поисков отрада,
Ты нужен здесь родной земле своей.

Пытливый ум к тебе толкает внука,
Ты путь узрел, не в этом ли наука?


12. ФИОЛЕТОВЫЙ
Ты путь узрел, не в этом ли наука?
Перо идёт на помощь и мольберт,
Пусть даже память в чём-то близорука,
Сиреневый тебя ласкает свет.
Взгляд накопил в полотнах Ренуара
Лиловых и лавандовых тонов.
Жжёт сизый цвет оттенками пожара
Закатные разводы облаков.
На тёмно-фиолетовом муаре
Погашен дней приветливых разбег,
Но, посмотри, как с жёлтым сел он в паре!
Активен цвет, когда сосед – стратег.

Душе легко, где найден паритет,
Ложь не выносит изобильный свет.


13. МНОГОЦВЕТЬЕ
Ложь не выносит изобильный свет,
Не ускользнёт любая кривизна.
В палитре буйству чувств преграды нет
Все краски, как бесценная казна.
Бог этот мир в любви живописал,
Он всех времён - Художник и Творец.
Цвета контрастны, словно полюса,
И родственны, как с оловом свинец.
У зримой цели найден колорит,
Холодные и тёплые тона.
Насыщенность свой эталон хранит,
Но мастера рука всегда важна.

Любой цветок гармонией одет,
Где царство света, угнетённых нет.


14. ПОЛИФОНИЯ
Где царство света, угнетённых нет,
Блюди лишь меру, как вино к столу.
Дозирован в природе каждый цвет,
Невольно удивишься их числу.
Не счесть коловращений и чудес,
Бесчисленно богат спектральный круг.
Одни цветов названья вгонят в стресс,
Понять бы многомерную игру.
Скрыт в цвете символ – тайный властелин,
Душа его всецело принимает,
Но всё, что уготовлено нам Раем,
Превыше всех, блистательных картин.

Как жили б мы без сонма мирозданий,
В отсутствие структур и очертаний?


            МАГИСТРАЛ

В отсутствие структур и очертаний,
Во мраке ориентиры сметены,
Всего-то нужен тонкий лучик знаний,
Всплывает цвет и знак величины.
Чем свет обширней, тем весомей траты,
Проявлены пространства и миры.
Ничтожный луч – надежды завсегдатай,
К скопленью звёзд всегда простор открыт.
Сгорает на свету и скорбь, и скука,
Умножен интенсивности поток,
Мрак важен, как молчанье между строк,
Ты путь узрел, не в этом ли наука?

Ложь не выносит изобильный свет,
Где царство света, угнетённых нет.

6 апреля 2022 г.


Рецензии