0. 4 Семь дней Творения

0.4 Божий план

Ветхий Завет изображает жизнь верующих главным образом на первом этапе спасения – в Египетском рабстве или в пустыне испытаний, когда вера у человека плотская и подзаконная. Новый же Завет изображает жизнь верующих главным образом в доброй Ханаанской земле. Тем не менее духовные верующие, имевшие в себе Дух благодати (Дух Иисуса Христа), были и в Ветхом Завете:
"К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1Пет.1:10,11);
"И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он [Иосиф], человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт.41:38);
"Есть в царстве твоем муж [Даниил], в котором дух святаго Бога" (Дан.5:11)...

Из разговора Иисуса Христа с Никодимом можно заключить, что для спасения человеку надо пережить два духовных рождения:
1 – рождение свыше (или от воды при крещении по вере), позволяющее увидеть Царство Божье;
2 – рождение от Духа (или от Бога при сораспятии Христу), позволяющее войти в Божье Царство.

Об этом написано в Евангелии от Иоанна:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:5);
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).

Отцы Церкви называли эти два этапа формирования человеческой души двумя потрясениями земли:
"Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф" (Агг.2:6,7).

=============
"...В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг.2:6,7). Одно вело от идолов к Закону, а другое – от Закона к Евангелию..."
(Григорий Богослов)
=============

Для христианина первое преобразование жизни происходит тогда, когда человек принимает верой Евангелие и вступает в Завет с Богом. В это время он рождается заново или свыше.

Второе преобразование жизни человеческой происходит тогда, когда человек познает действие креста:
"Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).

В это время верующий рождается от Святого Духа и становится новым Творением во Христе Иисусе, то есть дитем Божьим и новым человеком:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

***

Цель Божьего домостроительства – соединить человека с Богом, сделав его Своим домом:
"Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23);
"дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр.3:6).

Но сразу после крещения человек, как правило, не становится Божьим жилищем. Адаму после сотворения, чтобы получить вечную жизнь и стать Божьей обителью, надо было вкусить от дерева жизни, чего он, живя в раю, не сделал. А после грехопадения путь к дереву жизни был для Адама закрыт:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт.3:22-24).

Но, несмотря на грехопадение, Библия называет Адама образом будущего, то есть прообразом Иисуса Христа:
"смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего" (Рим.5:14).

Сравнивая Адама с Иисусом Христом, можно увидеть следующее сходство. Невеста Христа (Церковь) была возрождена воскресением Иисуса Христа, то есть на третий день после Его смерти:
"Благословен Бог… по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых" (1Пет.1:3).

Жена Адама Ева появилась на свет при аналогичных обстоятельствах – после того как Бог навел на Адама "крепкий сон". Этот сон Адама может прообразно указывать на смерть Иисуса Христа, потому что в Новом Завете сном или успением называется смерть верующих:
"Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном" (Ин.11:11-13);
"многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12:2);
"как жених замедлил, то задремали все и уснули" (Мф.25:5).

Но есть и существенное отличие между Адамом и Иисусом Христом. Если Христос, живя на земле, не делал грехов, то Адам, живя в Едемском саду, все-таки согрешил, хотя и не он был инициатором того злодеяния:
"не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление" (1Тим.2:14).

(?) Что же заставило Адама нарушить одну-единственную и, как кажется, не слишком обременительную заповедь?

Дело в том, что жена Адама первая вкусила запретный плод, поэтому Адаму не оставалось ничего другого, как сделать то же самое!

Ведь если бы Адам, например, с презрением отверг предложенный женой плод и разразился праведным гневом, он не стал бы "ОБРАЗОМ БУДУЩЕГО", то есть не стал бы прообразом Божьего Агнца Иисуса Христа, Который, как написано, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит:
"смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть ОБРАЗ БУДУЩЕГО" (Рим.5:14);
"Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит" (Ис.42:1-3).

А ведь Ева после вкушения запретного плода стала именно такой надломленной тростью, и зоркий глаз Адама не мог этого не заметить.

=============
Мф.12:20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит...
"…трость – тростинка есть символ слабости… Мессия не переломит этой трости, не сокрушит таковых окончательно, не отвергнет, не оставит; но вразумит, подкрепит, исправит, утешит…"
[Михаил (Лузин), епископ]
=============

Истинное смирение – это принятие людей и жизненных обстоятельств такими, какие они есть, без высказывания осуждения или недовольства. И Адам в Едемском саду явил такое смирение! Когда жена поверила лукавым речам змея, она, можно сказать, стала его добычей, но Адам своим поступком доказал, что жена и после согрешения ему не безразлична и он ее не бросит на произвол судьбы. И хотя поступок Адама со стороны выглядит как беззаконие, для самого Адама это была жертва во имя любви:
"мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни" (1Пет.3:7);
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"Любовь... все покрывает" (1Кор.13:4-7).

***

Сотворив Адама, Бог дал ему заповедь жить в раю, возделывать и хранить райский сад, не вкушая от дерева познания, то есть, пребывая в благодати и не впадая в законничество...

Рай – это не географическое место, а состояние души.
Дерево Познания – образ закона (Христос в воплощении).
Дерево Жизни – образ благодати (Христос в воскресении).
Адам – образ духа человеческого (вера, понимание).
Ева – образ души (жизнь, эмоции).
Змей – закон плоти в нас (лукавый изворотливый ум):
"Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" (Иак.3:15);
"не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе" (Рим.7:18).

(?) Если дерево познания обозначает Христа в воплощении, тогда непонятно: почему Бог запретил Адаму и Еве вкушать от этого дерева? Ведь Сам Христос, придя на землю, сказал:
"истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6:53).

Дерево познания – это Тора, Божий закон. Воплощением закона стал Христос:
"Слово стало плотию" (Ин.1:14).

Для сотворенного человека, который еще не родился от Духа, закон является буквой, которая убивает, ибо лишает человека благодати и общения с Творцом. В этом убедились Адам и Ева, когда вкусили от дерева познания в Едемском Саду:
"Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати"
(Гал.5:4).

Приняв верой Евангелие (Божье дыхание жизни), Адам родился свыше и стал душой живой, а его сердце, после того как он получил прощение грехов, оправдание, примирение с Богом и дар Духа Святого, стало райским садом. Но в этом раю растут два дерева, которые отличаются от всех остальных – дерево жизни и дерево познания:
"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт.2:9).

Деревом жизни для Адама и всех его потомков является крест, ибо жизнь (зоэ) рождается из смерти. Своим видом это дерево не предвещало обитателям рая ничего хорошего:
"мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис.53:2,3).

Второе же дерево обещало людям дать обилие всяких знаний, и жена Адама, наслушавшись Змея, решила отведать плодов от второго дерева:
"боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе" (2Кор.11:3).

Как только человек приступил к буквальному исполнению закона, он сразу увидел свою наготу, то есть греховность. Он начал понимать, что не только не способен исполнить весь закон, но даже не горит большим желанием исполнять все его заповеди. Исполнять же заповеди выборочно не имело смысла:
"Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак.2:10);
"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24).

Вкусив от дерева познания, Адам и Ева узнали, что их тело является телом смерти. Телом же жизни является Тело Иисуса Христа. Христос является также и деревом жизни. Правда для сотворенного человека дерево жизни выглядит как крест, но для рожденных от Духа детей Божьих оно является истинной виноградной лозой:
"кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25).

Человеку же, чтобы наследовать жизнь, надо отвергнуть плоть падшего Адама и стать Телом воскресшего Христа, то есть Его Святой Церковью:
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Ин.15:1-8);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).

***

Мы привыкли считать, что для обитания необходимо какое-нибудь место (пространство)…

(?) А где обитает Бог?

=============
"…когда евреев спрашивали, а где Бог обитает, они отвечали, что он в Шаломе и обитает. То есть это не место какое-то пространства, а это такая как бы ситуация – Шалом. Шалом – всегда Бог. Раздор – всегда дьявол…
В нашей жизни не всегда бывает легко разобраться: действует в той или иной ситуации добро или зло, Бог или дьявол? Это один из верных признаков: то, что способствует миру между людьми – это от Бога, то, что способствует раздору или разделению между людьми, – это от дьявола".
(Борис Балтер, Книга Притч Соломоновых, 17 глава)
=============

***

В библейской символике Адам и Ева обозначают мужа и жену, дух и душу, веру и жизнь, разум и чувства... А библейские животные вполне могут быть творениями духовными, которые обитают … внутри человека. Поэтому, когда Бог привел каждого полевого зверя к Адаму, тот особо не ломал себе голову над тем, кому какое дать имя, ибо все они были хорошо известны Адаму:
"И КОГДА ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОГО ЗВЕРЯ ПОЛЕВОГО И ВСЯКУЮ ПТИЦУ НЕБЕСНУЮ, ПРИВЕЛ ОН К ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, КАК ОН НАЗОВЕТ ИХ, И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК КАКОЕ-ЛИБО ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТАК И ИМЯ ЕГО" (БЫТ.1:19);
"кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1Кор.2:11).

Приняв верой Евангелие (Божье дыхание жизни), человек (Адам) родился свыше (духовно прозрел) и получил от Бога по благодати прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа (Деян.2:38), а сердце Адама, очистившись от грехов, стало райским садом.

=============
"Где Господь со Своей благодатью, там и рай, там и Царство Небесное".
(Толкование на От Матфея 6:10 – толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/40/6/10/)
=============

Уверовав в Иисуса Христа, Адам стал праведным в глазах Бога, а своим возрожденным духом он получал от Творца познание духовных истин:
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию" (2Пет.1:3);
"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тим.4:16).

Имея "открытое око и ведение от Всевышнего" (Чис.24:15,16), Адам ясно и отчетливо видел внутреннюю сущность всех сотворенных тварей – духовных существ, обитающих в человеке:
"нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает" (1Кор.2:10);
"вы имеете помазание от Святаго и знаете все" (1Ин.2:20).

Живущему в раю Адаму было достаточно только один раз взглянуть на свинью, чтобы безошибочно определить, что это свинья. Также и змея (лукавый ум, ставший законом плоти в человеке) он видел насквозь и дал этому хитрейшему полевому зверю имя, соответствующее его сущности:
"каково имя его, таков и он" (1Цар.25:25);
"Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе" (Рим.7:18);
"Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мар.7:21-23);
"ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти... Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство" (Гал.5:17-19);
"закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим.8:2)...

Надо сказать, что Адам, находясь в Едемском саду, был вполне искренним. Давая имена животным, он фактически давал имена самому себе. Своему уму, которым он прежде гордился, Адам не посмел дать имя Сообразительность, Находчивость или Умение жить:
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт.3:1).

В Едемском саду Адам впервые увидел себя в истинном свете, и от увиденного был не в восторге. Тем не менее, давая имена обитателям Едемского сада, Адам не пытался оправдать или приуменьшить собственные "слабости", но дал каждому зверю, каждому пресмыкающемуся, скоту или птице адекватное имя...

Когда жена Адама (душа) согрешила, Святой Дух сказал ему: ЕСЛИ ОТВЕРГНЕШЬ ЖЕНУ, ОНА ПОГИБНЕТ. И Адам принял единственно правильное решение: он взял из рук жены запретный плод и молча съел его, ясно сознавая, что этим нарушает прямой запрет Творца:

=============
"Есть прямота, как будто кривота.
Она внутри самой себя горбата.
Жизнь перед ней безвинно виновата
за то, что так рисунком не проста.
     Побойтесь жизнь спрямлять, не понимая,
     что можно выпрямлением согнуть,
     что иногда в истории кривая
     меж точками двумя – кратчайший путь".
(Евгений Евтушенко)
***   ***   ***
"...Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в том толк,
Если женщина твоя плачет?"
(Табишев Кирилл, "Ты встретишь ее однажды"; http://stihi.ru/2013/02/10/7749)
=============

Несмотря на то, что Адам преступил букву закона, решающее значение всегда имеет мотив поступка:
"любовь покрывает множество грехов" (1Пет.4:8).

Библия называет Адама образом будущего. Адам решил, что лучше он смертью умрет, чем позволит сатане разлучить его с женой. Благодаря своему поступку Адам навсегда стал прообразом Божьего Агнца, и с него начинается родословие Иисуса Христа по плоти:
"Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев... Адамов, Божий" (Лук.3:23-38);
"Кто не любит, тот не познал Бога" (1Ин.4:8);
"пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин.10:11).

И мы сегодня благодаря грехопадению Адама можем жить на земле, познавать Бога, очищаться от грехов, "провождать добродетельную жизнь" (1Пет.2:12) и даже "царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17). Но чтобы царствовать, надо жертвовать, надо переживать крест и не единожды:
"Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1);
"Я каждый день умираю" (1Кор.15:31);
"огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает; и пусть священник зажигает на нем дрова каждое утро, и раскладывает на нем всесожжение, и сожигает на нем тук мирной жертвы; огонь непрестанно пусть горит на жертвеннике [и] не угасает" (Лев.6:12,13).

Только отвергая плоть (свое "я"), отвергая грехи и мир (сатану и его царство), можно жить по духу (по Христу):
"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол.2:8);
"кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф.10:38);
"не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20).

Апостол Павел переносил бичевание и побивание палками и камнями, но не только не боялся креста, но даже хвалился им:
"От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали" (2Кор.11:24,25);
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал.6:14).

Также и сегодня, чтобы преобразовываться в образ Христа, верующим надо не только верить, но и быть готовыми страдать за Него, то есть переживать крест:
"вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил.1:29);
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол.1:24);
"как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4:13);
"пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие" (Деян.5:41);
"наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим.8:17).

***

В Евр.11:39,40 говорится, что умершие в вере ветхозаветные святые еще не получили обещанного и им нужно вместе с нами достигать совершенства. Можно предположить, что достигшими совершенства являются те святые, в которых обитает Христос и в которых Он царствует:
"есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие" (Лук.9:27-36);
"Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Отк.20:4).

Остальные верующие, которые в земной жизни не достигнут совершенства, очевидно, смогут увидеть Божье Царство и войти в него после своей смерти:
"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (Откр.20:5).

=============
"…А для тех, которые ещё не успели подняться на высоты ангельские (ибо некоторые станут ангелами еще здесь, в этой земной жизни), у кого Царствие Божие ещё не пришло в силе в сердце, то они хотя бы подготовят себя к тому, чтобы оно пришло в силе потом в жизни вечной, будущей, после воскресения...
Потому что по закону подобия я не могу жить в темноте, ибо что общего у света со тьмой? И тогда, пребывая среди чинов ангельских в том мире невидимом, который полностью проникнут светом Христовым, я за короткое время достигну ангельской мудрости и всё-таки стану ангелом, если не стал им ещё в теле физическом…"
(Епископ Олег Ведмеденко, "Воскресение. Мир ангельський")
=============

Домостроительство Церкви завершится тогда, когда последний живой камень тихо ляжет на свое место в стену Божьего дома, который строится Божьей Премудростью:
"Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" (3Цар.6:7);
"Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Прит.9:1).

В Послании Апостола Павла к Евреям есть стихи, которые говорят о том, что ветхозаветные "свидетельствованные в вере" святые, составляющие облако свидетелей (Евр.12:1), сегодня не без нас достигают совершенства:
"И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования... И все сии… не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:32-40).

(?) Нам может быть не совсем понятно: каким образом почившие в древности святые могут сегодня вместе с нами достигать совершенства?

Одной из возможных иллюстраций такого "совместного совершенствования святых" может быть один стих из Книги Чисел:
"и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое" (Чис.13:24).

Виноградник в библейской символике обозначает Церковь:
"Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его" (Ис.5:7).

Истинная виноградная лоза – это Христос:
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин.15:1).

Ученики Христа – ветви на лозе:
"Я есмь лоза, а вы ветви" (Ин.15:5).

Плод лозы – богопознание:
"Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6).

Носители богопознания – верующие:
"избегнув скверн мира чрез познание Господа" (2Пет.2:20);
"чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих" (Ис.53:11);
"Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения" (Ос.4:6).

Идущий впереди – предшественники, идущий за ним – последователи:
"срезали там виноградную ветвь… понесли ее на шесте двое" (Чис.13:24);
"ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях" (2Тим.3:10,11)…

(?) Но как на практике осуществляется это совместное несение на шесте виноградной ветви c одной кистью ягод? Ведь все "свидетельствованные в вере святые" (Евр.11:32-40) почили в древности и сегодня являются для нас "облаком свидетелей" (Евр.12:1)...
 
Ветхозаветные пророки достигают совершенства так же, как и мы. Мы совершенствуемся, питаясь Плотью и Кровью Иисуса Христа. Его Плоть – это Слово Божье, которое мы исследуем и принимаем верой, а Его Кровь – это Дух, Которым исполняемся:
"исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа" (Еф.5:18-20).

Исследуя Писания, мы обращаемся к Иисусу Христу, и Он истолковывает Писания, снимая с них покрывало буквы:
"у нас здесь только пять хлебов и две рыбы" (Мф.14:17);
"покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2Кор.3:14);
"И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24:27).

Таким образом, мы, христиане, можем узнавать тайны духовной жизни из Книг Ветхого Завета, читая о жизни святых людей, которые стали для нас облаком свидетелей:
"отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились... и все ели... и все пили... Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:1-11);
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Евр.12:1).

А святые Ветхого Завета сегодня взирают на нас! В своей земной жизни они, имея Дух Христов, предсказывали о назначенной нам благодати (1Пет.1:10-12), не вполне понимая все детали Божьего замысла, который в то время для всех людей был величайшей Божьей тайной:
"К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы" (1Пет.1:10-12);
"Моисей полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего" (2Кор.3:13).

Но после смерти и воскресения Иисуса Христа Божий план перестал быть тайной, и сегодня Божьи тайны открываются Церкви:
"тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол.1:26,27).

Пророки Ветхого Завета сегодня могут видеть своими глазами, как на земле строится Церковь и как исполняются их пророчества. Видя это, они, естественно, возрастают в познании Господа и таким образом "не без нас" достигают совершенства!

Когда ученики спросили Иисуса: какой признак Твоего пришествия и кончины века, – Он ответил:
"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф.24:14).

Христос сказал, что, прежде чем придет конец, Евангелие распространится не только по всей земле, но и по всей Вселенной!
"[благовествование] возвещено всей твари поднебесной" (Кол.1:23);
"то, что ныне проповедано вам... во что желают проникнуть Ангелы" (1Пет.1:12).
 
Таким образом, и мы, и наши предшественники, являющиеся для нас "облаком свидетелей", вместе "все придем в единство веры и познания" (Еф.4:13)...

***

А путь освящения для всех людей один – преобразовываться в образ Иисуса Христа:
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).

=============
"Я вижу Бога в озерах синих,
Я слышу Бога в порывах ветра.
Он зажигает души светильник
Проникновенно-лучистым светом.
    Он очевиден в улыбке солнца,
    Он слышен в шуме дождя и снега.
    Я как сотрудник Его посольства
    Провозглашаю программу неба.
Волю Господню благую знаю:
Он дал мне царственное гражданство!
Я поднимаю любовь, как знамя,
Благословенного Государства.
    Здесь на земле для меня лишь область,
    Лишь только область родной Отчизны.
    Я верю в Бога и в Божий образ
    Преображаюсь в духовной жизни..."
(Александр Азовский, "Я вижу Бога в озерах синих"; http://stihi.ru/2013/05/26/4840)
=============


Рецензии