Кое-что про соборность

Я захожу в храм и смотрю вокруг.

Я вижу священника, тщательно готовящегося к каждой проповеди, и священника, не проповедующего вовсе. Священника, который слишком строг и которому не хватает строгости. Вижу, как достойный пастырь терпит незаслуженное притеснение и начинает погружаться в глубины тоски и цинизма. Вижу как его недостойный коллега, нарушивший все свои обеты, плачет перед иконой Христа.

Я вижу девушку, не смеющую мечтать быть матушкой, потому что «это высокое служение». И девушку, мечтающую быть матушкой, потому что «все батюшки хорошие». А рядом с ними - несчастную матушку, которая осталась одна с пятью детьми, разводным письмом и отсутствием какого-либо образования. А рядом с ней - матушку счастливую, но смущающую прихожан красным маникюром.

Я вижу на клиросе певчих, поющих из-за денег. И тех, кто даже не знает, что за пение могут платить. Тех, кто считает разнообразие репертуара отвлекающим излишеством и тех, кто считает это богоугодным творчеством. Вижу сражающихся за чистоту аккордов. Сражающихся за понятность текста. И не сражающихся ни за что.

Я вижу в храме смирных и забитых, с опущенной головой. И бойких до конфликтности, в пылу гнева готовых забивать забитых ещё сильнее. Вижу тех, кто тайно ходит в ночные бары. Тех, кто тайно подаёт милостыню. И тех, кто против каких-либо тайн.

Я захожу в храм, смотрю вокруг и спрашиваю: «Господи! Как же нам, таким непохожим, друг друга любить?»


Рецензии