Письмо о смысле образования

Дорогой друг! Ты спрашиваешь меня, какой смысл получать образование, если оно, многострадальное, принимает поношение от всех, кому не лень. Ученики, пока не слышат учителя, вздыхают о нудных лекциях и не имеющих внятной цели заданиях. Учителя, пока не слышат ученики, вздыхают об устаревших программах и неизбежной отчётности. Но, признавая разного рода несовершенства, я считаю учёбу одним из самых осмысленных дел своей жизни.

Если взлететь на небо и посмотреть на жизнь с птичье-ангельской высоты, то смыслом моей учёбы станут слова дорогого Клайва Льюиса: «Богу противна лень интеллекта, как и любая другая». Раз нам дана (а нам, мой друг, дана) сверхспособность разгадывать загадки мироздания, то мы не можем свалить эту ношу на безымянно-мифологических британских учёных.

Разум, как и любой другой талант, – и доводящее до горького комка в горле испытание, и наполняющее счастьем благословение. В тяжёлые минуты хочется выбросить его из рюкзака-судьбы куда-нибудь подальше, закопать в лесу, сжечь на костре, чтобы потом сказать учителям: «Знаю, что вы – строгие, поэтому я ничего не делал, чтобы случайно не употребить свой разум для умножения зла».

Но, выкидывая из своей жизни горькое, мы непременно выбрасываем и сладкое. Не развивая данный Богом разум, мы оставляем внутри себя дырку, которую не получается закрыть ничем другим: ни благочестием, ни семейным счастьем, ни чувствами. Потому что у каждой области нашей жизни своя форма и своё место...

Если же перестать парить в облаках и спуститься на покрытую лесами землю, то для меня главный смысл образования – научиться искусству выбирать.

Думаю, тебе тоже знакомо чувство огорчения от того, что знания очень быстро выветриваются из головы. Вроде учишь, вроде стараешься, а потом пытаешься пересказать кому-то вдохновившую тебя лекцию или книгу – и всё. Пык, мык да чик-чирик. Высшая степень косноязычия, зашкаливающий уровень междометий, персонажи по имени «как там его», ни одного убедительного аргумента, кроме «лектор говорил так уверено, что не поверить ему было невозможно».

Долгие годы меня печалила моя дыряво-решетчатая память, но однажды я изменила меру измерения своей эффективности с «запомнить всё» на «запомнить главное». И вдруг учёба превратилась из наполненной стрессом гонки за невозможным в собирание прекрасных жемчужин.

Да, я не способна запомнить сто страниц текста или два часа звука. Запомнить же одну фразу не составляет для меня (и, уверена, что для тебя) особого труда. И если эта фраза – важная, глубокая и прекрасная – проникает в меня, пускает корни и прорастает тоненьким стебельком ежедневной привычки, то моя жизнь преображается. Не в покрытом туманом будущем, а прямо здесь и сейчас.

Например, одной из таких жемчужных мыслей для меня стал закон о волнообразном чередовании плохого и хорошего. В потоке текста это выглядит как несущественная мелочь. Но эта очевидная банальность меняет мою жизнь. Потому что в тёмные времена у меня есть надежда на лучшее. Потому что в светлые времена я остро чувствую ценность Божьих даров.

Такой подход к учёбе позволяет мне не хватать всё без разбора, а понимать, что нужно именно мне. И, хоть рука тянется купить каждый нашумевший бестселлер или всплывший в рекламном окошке курс, обещающий превратить меня в миллионера, я стараюсь тщательно выбирать пищу для своего ума.

Ведь искусство выбора заключается не только в том, чтобы выбрать хорошее, но ещё и в том, чтобы не печалиться о невыбранном, не жалеть об упущенных путях.

А что до форм... Высшее или среднее-специальное, с дипломом или без, в университетской компании или библиотечном одиночестве - я не знаю, что нужно тебе. Но что-то непременно нужно! Ведь у человека, осилившего это длинное письмо, внутри богатый потенциал...


Рецензии