Культура и свобода Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ
КУЛЬТУРА И СВОБОДА
ЭССЕ

      Принято думать, что  для развития и подлинного процветания культуры и творчества нужна прежде всего свобода - свобода развития творческой личности, свобода самовыражения личности в творчестве, свобода суждений, мнений и творческих исканий. Но это не всегда так.
         В классическом буржуазном обществе и тем более в обществе массового потребления подлинная культура и творчество фактически оказываются в безвоздушном пространстве или в пространстве фатальной невесомости в котором они совершенно беспомощны.
          Ни буржуазное государство, ни буржуазное потребительское сверху донизу общество никак не поддерживают культуру и творчество, оставляя их на задворках общественной жизни и в положении безвыходно нищенском.
           Это напрямую касается в частности художественной литературы и писательского труда. В современном буржуазном обществе писатель и поэт - маргинальная или совершенно заурядная фигура. Он нередко лишен достойного (даже на среднем уровне)  благосостояния. И очень часто никому толком не интересен - ни обществу, ни государству.
             Вы скажите что это мол преувеличение или несправедливое мнение? Отнюдь нет! Это - реальность нашей жизни.
               Никто не будет утверждать например, что Прилепин - малоизвестный и невостребованный современный  писатель. Это конечно не так.      
                Однако тот же Прилепин в одном из своих относительно недавних Интервью на тогда еще не закрытом властями «Эхе Москвы» признался, что хотя он и живет в основном на свои писательские гонорары, но квартиру в Москве он на эти гонорары купить не может. (Сам Прилепин напомним - родом из Нижнего Новгорода). Это очень показательно.
           Популярный, известный и давно признанный  писатель не может купить квартиру в столице на свои писательские гонорары. А что говорить тогда о писателях с меньшей известностью. Или что тогда говорить о поэтах - ведь востребованность поэзии у широкого читателя всегда существенно меньше чем читательский интерес к художественной прозе.
          Без государственной поддержки настоящая литература у нас в стране как и во множестве других странах  мира существовать уже фактически не может.
           Без поддержки государства существуют конечно тысячи графоманов и грязноватый окололитературный бизнес, который нагло наживается на этих бесчисленных графоманах - предлагает им всевозможные платные услуги, платные публикации и славящие их сочинения рецензии за их же собственные деньги. И тому подобное.
              Но ведь тут обычно прославляется и утверждается вопиющая бездарность. И к настоящей литературе и творчеству все это не имеет естественно никакого отношения.
              Был только один короткий по историческим меркам период когда писательское творчество являлось по настоящему прибыльным. И когда занятия литературой нередко приносили прославленным творцам на ниве художественного творчества и прочное финансовое благополучие и даже настоящее богатство.
             Это период со второй половины Х1Х века до 20-х или 30-х годов ХХ века. Тогда книги стали действительно общедоступны. Тиражи которыми издавалась в этот период популярная художественная литература были просто огромными. При этом ебестоимость книг на бумаге резко снизилась. И писатели процветали.
                Но эта эпоха не оказалась долгой.
             В начале ХХ-го века появился и быстро стал набирать популярность кинематограф - первый серьезный конкурент художественной литературы в культуре и в обществе.
            А затем еще до Второй Мировой войны появилось и стало активно развиваться телевидение - второй сильнейший конкурент литературы.
            И наконец на рубеже 1990-х годов начинает захватывать все большие аудитории Интернет - настоящий душитель подлинной высококачественной художественной литературы и в реальности ее могильщик.
            И тут вы конечно спросите - а что собственно плохого сделал литературе и писателям Интернет? 
            Во-первых, интернет в котором доступ к помещаемым в нем текстам традиционно  бесплатен,  практически лишил писателей гонораров за книги изданные в бумажном варианте (их основного дохода и источника существования в предшествующий исторический период)  - зачем потенциальному читателю тратить свои деньги и покупать эти книги писателей и поэтов в бумажном виде когда он те же художественные тексты легко может совершенно бесплатно прочитать в Интернете?!!
              В мире который принято называть литературным где-то на рубеже 2000-ых годов произошел решительный переворот.  Прыткие бизнесмены стали разными способами вытягивать деньги с авторов поэзии и прозы. А сами  авторы перестали зарабатывать деньги на своем творчестве.
              И новыми авторами поэзии и прозы, согласными платить свои деньги за самоутверждение стали конечно же именно и только бесчисленные графоманы.
                Есть ныне литературные (псевдолитературные на самом деле) журналы, публикации в которых для всех авторов - платные. Существует множество издательств, где за свои деньги ты можешь издать любым тиражом все что угодно - любую чушь и бездарщину в том числе. Только плати!
                Наконец на сайтах поэзии и прозы есть возможность платных анонсов своих сочинений и литературных поделок.
               Заплати определенную сумму денег - и твое сочинение вскоре появится на сутки или на больший срок  (в зависимости от заплаченной тобой суммы денег) на главной странице данного литературного сайта.
                Всеми этими «услугами» ловких бизнесменов пользуются только графоманы.
                Серьезный и уважающий себя писатель или поэт не будет платить свои собственные деньги за публикацию своих произведений в любом литературном журнале - это его унижает и обесцениваниет его талант и его литературный труд.
                Точно также в условиях когда спрос на художественную литературу в виде авторских книг в бумажном виде  катастрофически упал
( упал - повторим это - потому что любые художественные произведения можно бесплатно прочесть в Интернете и тратить деньги на книги никто уже не хочет) ни один серьезный писатель или поэт не станет за свои собственные деньги издавать свои книги - он понимает, что ему будет не продать эти свои книги, что на них нет спроса. И так далее.
                Серьезные авторские книги прозы и особенно поэзии в бумажном виде  даже как явление - постепенно исчезают. Такие книги до сих пор любят издавать за свои деньги  только все те же графоманы - чтобы потешить свое тщеславие, «покрасоваться» перед друзьями и знакомыми и подарить им свои литературные поделки.
                Настоящая художественная литература в наше время  вырождается и превращается в убогое царство графоманов.

                ------------------------------

              Современное Государство же (в том числе и в нашей России)  под видом показного поощрения свободы слова перестало заботиться и о писателях и о самой литературе.
                Зачем нынешнему бурзуазному государству в его настоящем виде литература?
                Государству нужны только пропагандисты, которые по телевидению или в Интернете всеми силами и средствами будут его прославлять.
                Для Государства именно такие пропагандисты – внешне  эффективны. Они обращаются к необразованному народу, минуя всякую культуру и ее «учтивости», они вдалбливают в примитивные мозги обывателей важные государству ценности  и «истины».
                Нынешнее «демократическое» государство культуру и литературу не уважает и презирает некое «излишество» в сознании подвластных ему людей и народов.
                Но при этом сильнейшее упрощение своих функций в обществе испытывает на себе весьма болезненно и само Государство.
                Чем  оно стало теперь? Регулятором и гарантом каких-то частных прибылей неизвестных лиц и больше ничего!
                Традиционно сильному, могущественному и игравшему огромную и прежде всего цивилизаторскую роль в жизни обшества Российскому Государству с этим смириться сложно. Оно исторически было иным.
                И фактически со времен Петра Великого  наше Государство  руководило всей жизнью россиян.
                Не Екатерине ли Великой писал свои оды Державин? И что нам за это его осуждать «как прислужника Императрицы»? Во времена Державина «рыночная стоимость» поэзии и художественной литературы вообще была РАВНА НУЛЮ.
                И ведь Державин не мог этого не понимать - и он  ориентировался на Сильных Мира Сего, на Просвещенную Русскую Государыню, на ее благосклонность и добрую волю.
                Это естественно. И никакого осуждения не заслуживает.
                У Державина в его время просто не было иного выбора. Другой выбор для него - только безвестность в творчестве, бездеятельное обывательское существование, нищета  и общее убожество жизни.
                При просвещенных правителях в разных странах мира и в самые разные исторические эпохи процветали наука, искусства и художества.
                Это было в Александрии Египетской, это было и в более ранние исторические эпохи. И это было и значительно позже.
                Кем бы был великий Гете без той поддержки которую ему оказали власти его страны? Да никем! Хотя Гете и не жил в Великой Германии. Но дух этой великой страны его воспитал и правители этой страны (во времена  Гете - политически раздробленной)  его любили и поддерживали.
                Просвещенная власть и культура должны быть едины чтобы культура процветала. Балетные училища наверное на Императорские деньги у нас в России существовали….
                И сейчас театрам, оперным и балетным труппам, не говоря о деятелях кинобизнеса помогает наше нынешнее Государство.
                Но никак не писателям. И нисколько не художественной литературе.
                О литературе уважаемое Государство наше совершенно забыло.         И это пагубная и непростительная забывчивость, наносит огромный вред русской культуре, которая со времен Пушкина всегда  отличалась замечательным и общепризнанным  литературоцентризмом.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге






          
            
            
               
               
               

               


Рецензии