Синдром перманентного добра

Попытаемся обозреть происходящее с высоты птичьего полёта. Только летать мы будем очень далеко отсюда. Пожалуй, там и птиц-то нет. Или есть, но они какие-то совсем другие, непохожие на наши. Это птицы планеты Плюг, чьи Хроники совершенно случайно оказались в моих руках. Разбирая эти заскорузлые, все в следах от метеоритных ударов, носители информации, и приспосабливая их кое-как к нашим системным дискам, я был просто поражён, насколько в разных концах нашей родной Галактики события имеют общую сюжетную канву и общих её участников — по своему менталитету. В конце нашего повествования я открою земной сценарий, который является подобием Плюгского (или Плюгианского — как кому удобней), а пока предлагаю подумать над этой загадкой.

Введём три группы разумных существ, о которых повествуют Хроники. Чатлане — это группа, являющаяся доминантной на данной территории или считающая себя таковой. У них больше остальных имеется ресурсов и военной силы, они считают себя вправе указывать другим местным группам их место и права, они определяют или пытаются определить понятия "хорошо" и "плохо" — так, чтобы все местные им следовали. Пацаки — подчинённая группа, обладающая меньшими ресурсами, меньшей экономикой, чем чатлане, но весьма много об себе воображающая. По большей части пацаки недовольны своей ролью подчинённых, и при любой удобной возможности пытаются её оспорить.

Наконец, третья группа — фасты. Это те, кто внутри пацаков занимает крайнюю, анти-чатланскую позицию. Как правило, они обосновывают её прошлым, разными историческими экскурсами, из коих следует, что пацаки являются супер-передовой группой, которую незаслуженно задвигали в тень, но теперь настал повод оттуда выйти — и пусть хоть кто осмелится этому помешать. Но дело даже не в том, что они выступают против чатлан, они вообще крайние. Их методы, их взгляды достаточно непримиримы по отношению к любым оппонентам. Можно сказать, они такие "плохиши", практикующие жестокие методы борьбы за свои фастовские идеалы. Их основное отличие — неизбирательность ударов. Под горячую руку фастов попадают не только и не столько человеческие поступки, сколько люди как таковые, они стремятся причинить максимальный урон носителям противостоящим им взглядов, а также их близким, допустим, членам семей.

Типичный конфликт на Плюге разворачивается следующим образом. Чатлане обнаруживают наличие фастов внутри пацаков и пытаются прекратить деятельность первых. При этом, разумеется, они опираются на свои собственные представления о том, что такое добро и что такое зло. По сути, они хотят окоротить фастов именно потому, что видят перед собой тьму, нечто в корне противоречащее старым добрым чатланским идеалам. Пацаки не соглашаются с мнением чатлан. Или соглашаются — но как-то очень вяло, не предпринимая никаких реальных действий по искоренению фастов — как явления. По сути, пацаки в своём большинстве индифферентны по отношению к укорам чатлан. И тогда последние решают их подтолкнуть — к правильному мнению и поведению.

На пацаков обрушивается кара. Вначале чатлане решают действовать избирательно, отделяя, так сказать, зёрна от плевел. Но их желание быстро проходит. В конце концов, говорят умные головы среди чатлан — разве не сами пацаки виновны в наличии фастов? разве не было для тех подпитки, благоприятной среды, разве фасты не плоть от плоти, кровь от крови самих пацаков, не выразители сумасшедшего гонора этой бездарной группы, коей давно пора указать своё место? И — самое главное — разве наказание не заставит пацаков опомниться и самим изгнать фастов из своей среды, не приведёт в чувство? Синдром Перманентного Добра накрывает всю территорию "наведения порядка", долбя своей чугунной лапой по ней так, что земля корчится от боли.

Нечего и говорить, что методы чатлан приводят к прямо противоположному результату. Как писал автор этих строк во время противостояния на Донбассе в 2015-ом году:

***
Вы пишите — пишите всё то, что вам надо,
Мы прочтём, мы оценим — и слог, и сюжет.
Только с первым — по бабам и детям — снарядом
Поменяться реальность должна.
Или нет?...
***

Пацаки начинают воспринимать чатлан как тех самых "неизбирательных злодеев", коими чатлане считали фастов. Вместо принятия наказания и образумления, пацаки — что? правильно: сплачиваются вокруг фастов в едином порыве, и — лишний раз убеждаются в их правоте. Действительно, "с первым по бабам и детям снарядом", особенно — попавшим в цель, реальность меняется кардинально; ничего, кроме ощущения врага перед собой и острого желания воспрепятствовать его вражьему промыслу — в широких массах не наблюдается.

Дальше начинается самое интересное. Насколько мог я разобрать, применяя специальную программу восстановления данных, ибо как раз на этом месте микрометеорит где-то в районе Плеяд врезался в алмазный диск — насколько смог я понять, на Плюге произошло следующее. Как мы уже упомянули, чатлане и пацаки различаются исключительно по своей роли и своим возможностям на данной территории. Таким образом, вполне можно представить себе, что на большей по размерам территории чатлане сами являются "пацаками" по отношению к более крупной и могущественной группе. Нечего и говорить, что обижаемые и третируемые — как они полагают — пацаки стремятся апеллировать к этой старшей группе супер-чатлан (назовём их для краткости "суперы").

А теперь давайте подумаем, как будут действовать суперы в сложившихся обстоятельствах. Они видят, что на подконтрольной им территории некая группа — те самые "умные головы" в среде чатлан, что предлагали наказать пацаков — практикует неизбирательное насилие. Следовательно, перед нами — что? правильно: поведение в духе новоявленных фастов, каковое должно быть немедленно остановлено. Тем более, что, как мы помним, чатлане весьма нелояльны по отношению к суперам, и — ну, весь тот набор, что уже был приведён выше. Короче, суперы избирают те самые методы, что до них избирали чатлане и которые уже продемонстрировали свою полную несостоятельность.

Выковыряв практически спёкшийся с алмазом артефакт, который при ближайшем рассмотрении оказался крошечным кусочком обшивки инопланетного космического корабля, я смог обнаружить, что описанный сумасшедший фрактал прошёл три ступени (!) и постепенно захватил всю планету. Под фракталом — кто не знает — подразумевается воспроизведение в части закономерностей целого и наоборот. В нашем случае — как раз наоборот. Я говорю о захвате планеты — словно о действиях живого существа, потому что речь идёт в первую очередь об образе мыслей, о некоем ментальном вирусе, воспроизводящем самого себя. Правда, в случае последнего "круга ада" на Плюге, кажется, выступали какие-то "рестрикции" или ограничения, применённые суперами к чатланам, а не военные меры, но принципиальной разницы здесь не наблюдалось. Рестрикции, точно так же, как военные средства, били по всем без разбора, унося жизни, ввиду, например, отсутствия лекарств, или невозможности перевода средств нуждающимся родственникам.

Абсурд ситуации усугублялся тем, что на любом этапе "удалить" фастов из тела пацакского общества можно было совершенно иными средствами. Прежде всего, следовало продемонстрировать лояльность чатлан в смысле развития пацаков. Любые программы, направленные на благоприятствие такому развитию со стороны общества более продвинутого — выбили бы почву из-под ног местных фастов, и заставили бы большую часть населения отвернуться от них. В конце концов речь нужно вести о борьбе за умы и души, не так ли? Успех такой борьбы определяется свободой воли, но ни в коем случае не страхом. Да, страхом вы, возможно, добьётесь цели быстрее, но при ближайшем рассмотрении окажется, что это совсем не та цель, что вам была нужна.

Наконец, последнее наблюдение. На неповреждённых участках диска была вся предшествующая описанным событиям история планеты Плюг. Из неё с очевидностью следует, что чатлане добились своего, столь лелеямого, превосходства над пацаками, отнюдь не благодаря случайному стечению обстоятельств. Причиной их успеха была иная конструкция, более высокая прочность связей между людьми. Говоря простым языком, они были добрее — потому и стали сильнее. Ибо доброта не что иное, как способ межчеловеческого взаимодействия, куда более успешный, чем — все остальные. Какая злая ирония, что Вирус, разыгравшийся на Плюге, фактически свёл всех на один уровень — вровень с плинтусом — уровень фастов.

Как только все стали мыслить и действовать на этом уровне — планета погибла. К счастью, мужественное поведение космонавта Ивана Петровича Белкина, ценой собственной жизни передавшего алмазный диск по назначению, даёт нам, жителям Земли, надежду на спасение.

P.S. Ах, да, я обещал открыть Земные аналогии Хроникам Плюга, Ну что ж, одна уже была названа: это Юго-Восток Украины. Что касается второй, на ум приходит поведение янки в Югославии. Не исключено, кто-то из читателей подскажет и иные примеры.


Рецензии
Как не назови, а всё мы, бывшие братья.
Ребята летчики с хохлами в воздухе переговариваются. Учились-то в одних училищах, а теперь воюют.
Каково?

Нина Калашникова 4   11.04.2022 20:00     Заявить о нарушении
Не знал об этом, интересный факт. Заставляет задуматься, спасибо.

Александр Календо   12.04.2022 03:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.