Торопливая весна и терпеливая осень

Сегодня — осень.
Раньше как-то не обращала внимания, но однажды…
Это «однажды» случилось сегодня – вдруг, ни с того ни с сего посетила мысль, что весна всегда наступает стремительно, торопливо, а осень по натуре – длииииннная и терпеливая.
Посмотри, разве не так?!
Во-первых, наступления весны ждут все. Все!
Школьникам надежда, что весна пройдёт – пройдёт и учёба.
Молодёжи постарше – когда же, как не к весне, сбрасывать всё лишнее и красоваться-тусоваться на улицах, на природе!
Старушкам – время выползти на лавочку перед домом – размять языки.
Жителям «среднего возраста», которые пока не старички и не старушки – им тоже весны хочется – зачем-то. А зачем именно – у них и спрашивайте, мне-то откуда знать?

Моя весна – прыг-скок – кудлатый хохолок – скачет впереди себя самой. Ещё в конце зимы, фальстартом кидается в пучину снега – скорей-скорей чего-нибудь там подтаять – солнышку подставить! И как её потом не остепеняют – пропало зимнее дело – не удержишь: опять и снова будет изо всех щёлочек подсвечивать, нарушая белую безупречность.
А уж когда за равноденствие перевалит – тут только примечай: каждый день новина, да и не одна! Бывает: с утра один пейзаж на дворе, а к вечеру – уже совсем другой!
Весна – время быстрых перемен.

Осень ведёт свои дела иначе.
Ей некуда спешить, некого обгонять.
Ну, случается, пугнёт лето раньше времени, накинется на него ночным приморозком или зябким дождичком в четверг, да и снова нырнёт за кулисы – ей спешить некуда. Не-ку-да. Всё её будет.
Всё в неё вырастет, прольётся, насыплется в её закрома, отдастся ей. Даром или за дорого – тут как карта ляжет, а рука осени – мухлеватая. У неё в колоде – не то что пять тузов – все восемь. И таких мастей, каких кроме неё больше нигде и не увидишь. Поговорку слышали: "осень – на дню погод восемь"? Какая выпадет – в той и живи, человек.

Осень и обликом меняется медленно, незаметно: не столько формой, сколь содержанием.

Вот стоит калиновый куст – с августа красные ягоды взгляд привечают: подойди, откушай! Что не ешь-то? Красны – а зелены! И так считай что до бородатого октября красота простоит – всё такая же нарядная – в одной поре. Любуйся!
А теперь попробуй ягодку!.. – да нет, ещё рановато – дождись морозца – тогда собирай.

А яблоки?! Летние-то – они торопливы: не птицы попортят, так сами шлёпнутся да и на жаре сойдут на нет.
А зимние – висят себе, наливают бока, если бы не ветра да люди с кошёлками…

Есть у осени терпение принятия, и к переменам она не стремится – сами придут, хоть и не встречай. Потому ей что есть – то и в радость. Птицы весенние прилетают шумно, а в осень отлетают тихо, и не заметишь. Вчера ещё были – галдели тут и там, а сегодня – исчезли...
Шумно бывает, когда детей летать учат – так это летом ещё.

Единственные в наших краях птицы, оглашенные осенью – грачи. Чего им надо, суетливо кружащим, взрывая осеннюю соразмерность шумными граями то там, то тут?!
Ведь и не улетают они никуда из нашей средней полосы! Живут, наверное, на свалках – там, видать, сытнее, чем искать пропитания в дальних далях. И зимой грачи – откуда ни возьмись – покружат над берёзами, беззвучно рассядутся по ветвям, стряхивая иней, застынут, будто замёрзшие,.. то вдруг, как по команде, снимутся, загалдят и…

Молчаливая осень их терпит – хоть грачиные, но песни. Пусть их. Осень и с ними, и без них хороша.
Хуже, когда её из этого терпения притязания зимы раньше времени выводят: высылает зимушка вперёд себя наглые морозы, ветры неуёмные – осеннюю выдержку на прочность проверить.
Всё бы ничего – но мягка характером наша осень, уступчива.
«Ну, – говорит она, если посыльные зимы чересчур нахальны, – стало ваше – так и берите с концом – мне ничего не надо.»
Покружат они, покуролесят, натворят-набедокурят, отрясут-растреплют, да и улетят восвояси – не их время. И стоит тогда осень – нагая да прозрачная, тихая, долгая… Некуда ей торопиться – раньше времени не уйти, а придёт время – не задержишься. Стоит такая как есть, и в этом – самая что ни на есть дивная красота.


Рецензии