Врангель Елена

Rubrik NOWGORODER DEUTSCHE=НЕМЦЫ НОВГОРОДСКИЕ.

Баронесса Елена Карловна ВРАНГЕЛЬ (23 июня 1837, Новгород — 16 ноября 1906, Санкт-Петербург) - русская художница – пейзажист и анималист. Член-учредитель Первого Дамского художественного кружка (1882), участвовала в его выставках (1884—1904). Её работы репродуцировались на открытках, издававшихся Общиной Св. Евгении* (издательства Красного Креста).
Дочь генерала от кавалерии барона К. Е. Врангеля.

Baronin Elena Karlovna WRANGEL (23. Juni 1835, Nowgorod - 16. November 1906, St. Petersburg) - russische K;nstlerin, Gr;ndungsmitglied des First Ladies Art Club (1882), nahm an dessen Ausstellungen teil (1884-1904). Ihre Werke wurden auf Postkarten reproduziert, die von der Gemeinschaft St. Eugenia (Verlag des Roten Kreuzes) herausgegeben wurden.
Sie war die Tochter des Kavalleriegenerals Baron K. Е. Wrangel.

Посещала вольнослушательницей классы МУЖВЗ (1865—1866);
с 1867 года занималась живописью под руководством В. О. Шервуда.
В 1869 году впервые экспонировалась на выставке МОЛХ и получила малую серебряную медаль за акварель;
затем регулярно её работы появлялись на выставках Императорской Академии художеств.
В 1870 году за акварели «Сцена из малороссийской жизни» и «Просёлок» получила звание неклассного (свободного) художника;
в 1872 года, за картину «Встреча» — большую поощрительную медаль;
в 1875 году за картину «Борющиеся быки» была удостоена звания почётного вольного общника Академии художеств.
С 1875 года жила в Санкт-Петербурге, где стала брать уроки у П. П. Чистякова.
В 1897—1900 годах училась в парижской Академии Жюльена.

Е. К. Врангель — автор живописных произведений: «Крестьянин в дороге» (1872), «Портрет княгини Р.» (1883), «Портрет старика» (1884), «Урок пахаря» (1884), «Одноколка Псковской губернии» (1886), «На отдых» (1887), «Портрет собаки» (1887), «Возвращение стада в полдень» (1888), «Речка» (1888), «В лесу» (1889), «Фламандский рыбак», «Бабушка с внучкой», «На пашне», «У водопоя»; акварелей: «Деревенская лошадь в лесу», «Святки. С ёлками в город», «Беседа», «Дуняша», «Лошади на водопое».

Её работы выставлялись на выставках Санкт-Петербургского общества художников (1891—1897), Общества русских акварелистов (1892—1897).

В 1896 году художница принимала участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде и Всемирных выставках в Вене (1873) и Чикаго (1893).

С 1882 по 1917 год художница была членом Императорского Общества поощрения художеств; стала. Кроме того, она принимала активное участие в работе Общества русских акварелистов Санкт-Петербурга (1907—1917).

На посмертной выставке в 1907 году было представлено 106 работ художницы. Произведения Е. К. Врангель имеются в ряде музейных собраний, в их числе: Третьяковская галерея, Латвийский Национальный художественный музей, Ульяновский областной художественный музей.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
*Община святой Евгении — благотворительное общество в Российской империи, созданное Санкт-Петербургским Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного креста и действовавшее с 1893 по 1918 года. Комитет попечения был создан ранее, в 1882 году для поддержания сестёр милосердия в рамках Российского Общества Красного Креста (РОКК) с подачи художника Гавриила Кондратенко и при поддержке мецената, коллекционера И. П. Балашова.
Была названа в честь святой Евгении — небесной покровительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845—1925), внучкой Николая I, главы Комитета попечения и попечительницы Общины. Председательницей комитета являлась Евдокия Федоровна Джунковская (1856—1935), фрейлина Высочайшего двора. Община входила в состав «Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного Креста» при Главном Управлении РОКК.
В поисках средств для больниц, содержания приюта для престарелых сестер, для подготовительных курсов медсестер Община святой Евгении организовала в 1896 году свое издательство «Издание Общины Святой Евгении». С 1896 года «Община святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску «открытых писем» — иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и, в первую очередь, русского. Это начинание не только оказалось наиболее успешным способом получения благотворительных средств, но стало заметным явлением в культурной жизни России конца XIX — начала XX веков. Бессменным руководителем издательства был Иван М. Степанов, написавший воспоминания в 1926 году (изданы в 1928).

Первая продукция — благотворительные конверты, приуроченные к Пасхе 1896 года, — имели скромное оформление: знак Красного Креста и надпись «Для поздравительных карточек. В пользу Общины Св. Евгении». Через год к оформлению открыток подключились художники Е. П. Самокиш-Судковская, В. В. Суслов, Н. В. Султанов, В. П. Шнайдер. Возглавила издательство выпускница художественной школы при Обществе Поощрения Художеств Варвара Петровна Шнейдер, образовав вокруг себя кружок из художников и писателей, принимавших активное участие в разработке художественной программы изданий Общины.

Издательство было благотворительным — деньги от продажи шли на нужды Красного Креста. Издательство сотрудничало с художниками «Мира искусства» и журнала «Художественные сокровища России».

Община была единственным русским издательством, распространявшим свою продукцию за границей: в Копенгагене, Стокгольме, Дрездене и Париже.

Своей основной задачей издательство считало популяризацию произведений искусства путём репродуцирования экспонатов крупнейших собраний страны: Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Румянцевского музея.
-------------------------------
1. https://www.peoplelife.ru/61862
2. Википедия.
3. https://www.liveinternet.ru/users/4423481/post1956983..


Рецензии