Диаконисы ч. 3. Церковные вдовицы

Диаконисы у истоков Христианства (вдовы и девы)

3. Церковные вдовицы.

3.1. Порядок избрания
Порядок избрания церковных вдовиц отражен в  Новом Завете. «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,  известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (Библия. Новый Завет. Послание Апостола к Павла Тимофею. 5:9, 5:11).

3.2. Правое положение церковных вдовиц
Правое положение церковных вдовиц регулируется Апостольскими постановлениями (1), 24 Правилом Василия Великого (2), Апостольскими преданиями (3)и другими источниками религиозного права.    

Церковная вдовица удалялась от мирских благ и жила на попечении церкви. Священноисповедник Никодим (Милаш) пишет, что они "составляли своего рода орден и назывались церковные вдовицы" (4).

Если такая вдовица, достигшая шестидесяти летнего возраста, вступала в брак, она лишалась материального попечения церкви и отлучалась от причастия до тех пор, пока не оставит мужа, «ибо смешение в старости» (2)  Василий Великий называет нечистотой. Если же выходила замуж церковная вдовица не достигшая шестидесяти лет, она подлежала прощению как «не пришедшая в старость» (2).

Однако обычные вдовы могли вступать в брак, что следует из Священного Писания Нового Завета (Послания к римлянам 7:3; 1 Послания к Коринфянам 7:39) и 41 правила Василия Великого и Апостольских постановлениях (книга 3, гл. 2).

3.3. Обязанности церковных вдовиц (что надлежало и не надлежало церковной вдовице)

3.3.1. Церковной вдовице надлежало быть кроткой, милосердной, проводить время в молитве. "Да будет же всякая вдовица кротка, молчалива, тиха, незлобна, негневлива, немногословна, некриклива, не болтлива, не клеветница, не скора на язык, недвуязычна, не охотница вмешиваться в чужие дела. Если она увидит или услышит что непотребное, то пусть держит себя так, как будто не видит и не слышит, и ни о чем другом пусть не заботится вдовица, кроме молитвы за подающих и за всю Церковь" (Апостольские постановления книга 3:5(1).

3.3.2. Вдовице не надлежало ходить по домам или проповедовать, принимать материальную помощь без соответствующего позволения, так как она находилась на попечении Церкви. Также ей не надлежало быть пустословной, корыстной любопытной. "Да знает вдовица, что она есть жертвенник Божий, и пусть сидит в доме своем, и ни под каким предлогом не ходит в дома верующих, чтобы получить что-нибудь: ибо жертвенник Божий никогда не ходит, но стоит на одном месте. Ни дева, говорим, ни вдовица да не ходит или не таскается по чужим домам" (Апостольские постановления книга 3:6)(1).

3.3.3. О подчинении вдов. "Итак, вдовицы должны быть степенны, покорны епископам и пресвитерам и диаконам, а сверх сего — диакониссам, благоговейны..." (Апостольские постановления книга 3:7)(1)

3.3.4. Посвящение. "Вдова же при своем возведении не посвящается, но избирается по имени". "Не возлагается на нее рука потому, что она не приносит жертву и не имеет литургического служения. Посвящение совершается над клириками благодаря литургическому служению, вдова же возводится для молитвы..." (Апостольские предание глава 10).(3)"И я Левий, прозванный Фаддеем, постановляю о вдовицах сие:
Вдовица не рукополагается, но если она издавна потеряла мужа и жила целомудренно и безукоризненно и отлично занималась домашним, как честнейшая Иудифь и Анна, то да примется в сонм вдовиц. Если же она потеряла супруга недавно, то пусть не доверяют ей, но считают ее на время юною; ибо страсти нередко и состариваются с людьми, если не обуздываем их с большим усилием". (Апостольские постановления книга 8, гл. 25)
***
1. Апостольские Постановления — обширный свод церковных постановлений и правил, составленных, по преданию, двенадцатью апостолами и переданных через св. Климента (Кли;мент I  родился в начале I в. - умер в 97 - 101 г. — святой Православной и Католической церкви, апостол от семидесяти, четвёртый епископ Рима).

2. Правила святых отцов – Правила святого Василия Великого. Василий Великий (ок. 330—379 гг) - архиепископ Кесарии Каппадокийской (современная Кападокия - местность на востоке Малой Азии на территории современной Турции) , церковный писатель и богослов. Согласно преданию, изобретатель иконостаса и  литургии Василия Великого.  Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом (которые в христианской традиции получили название "каппадокийских отцов", так как происходили родом из Кападокии и являлись представителями Александрийской богословской школы).

3. Апостольское предание — "Вопрос авторства А. п. литургико-канонический памятник III в. имеет принципиальное значение, поскольку в случае признания авторства сщмч. Ипполита Римского следует сделать вывод о том, что А. п. отражает древнюю богослужебную практику Римской Церкви. Оригинальный текст не известен". (Православная энциклопедия)

4. Священноисповедник Никодим (Милаш) 1845- 1915 гг (Австро-Венгрия)- архиерей Буковинско-Далматинской митрополии, епископ Далматинско-Истринский, канонист и церковный историк. Канонизирован Сербской православной церковью в лике священноисповедников.

 


Рецензии
Спасибо, Олечка, много полезной информации.
Христос Воскресе! С праздником тебя! Счастья и благополучия!

Ангелина Длинка   24.04.2022 22:36     Заявить о нарушении
Искреннее Спасибо, Ангелиночка!!! С Праздником!!! Добра, Счастья, Всех Благ!!!

Ольга Липа   24.04.2022 22:38   Заявить о нарушении
Можно бы и хотя бы о нескольких известных диаконисах написать.
Скажем, Олимпиада - женщина из византийской элиты (внучка знаменитого префекта претория Аблавия, племянница царицы Армении; сама вдова префекта-родича императоров); соратница Иоанна Златоуста, воспитанница сестры св. Амфилохия Иконийского; ее наставлял Григорий Богослов... Интереснейшая личность

Илахим   13.06.2022 23:29   Заявить о нарушении