А есть ли он, 2 шанс? По х ф Калина красная

     Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съёмки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести.
     Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин – Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.
Съёмки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что её снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.
      С фильмом я не был знаком до недавнего времени, мало слышал о нем, разве только из разговоров бабушки и матери. Они о чем-то усердно спорили, говорили о какой-то несчастной Любе и Егорушке. «Знаю,- думал я тогда,- что за кино; все про бабьи страдания да любовь неразделенную… То ли дело наука!»- читал я тогда научно-популярную литературу взахлеб: о космосе, геологии, анатомии и физиологии человека и всё, что было в библиотеке. Не попадался мне фильм и много позже. Я не мог понять, что в этих фильмах такого особенного, пока не перешел к чтению художественной литературы. Именно на этом этапе я понял, что эмоции – то, что делает нас людьми, не позволяет стать послушными машинами Разума. Именно в эмоциях лежат основы нашего поведения и мироощущения, эмоции дают дорогу базовым человеческим ценностям. Одна из таких ценностей, отличающих нас от существ с более примитивной организацией, - умение прощать.
        Я не просто так назвал свою работу, опираясь на понятие прощения или второго шанса. Я не просто так рассуждаю о человеческой природе и рассказываю о своих, быть может, никому не интересных подробностях жизни. Я рисую картину становления человеческого характера – на разумных основах, но с эмоциями «в сердце». Века спорили идеалисты и материалисты, столетия говорили о душе и боге, век славили Разум и просвещение… Но вернулись-то все равно к человеку думающему и чувствующему.
        Таким человеком, по моему мнению, был Егор Прокудин. После того, как страна свергла фашистское иго, люди тоже, наверное, изменились: они повидали на своем веку слишком много. Тысячи сердец дрогнули, сотни закрылись. Мало того, люди того времени не понаслышке знали и об ужасах плена, и о бедах оккупации, и о тяжком горе узников ГУЛАГа и иных лагерей и поселений. Узники рыли каналы, отстраивали города, возводили новые села, поднимали целину. Они искупали свои преступления перед родиной тяжким трудом и социально полезными делами. А вечерами, некоторые, падая на шконку, спешили написать письмецо на волю или согреть душу чтением полученного дорогого письма. Делал это и вор-уголовник по кличке Горе – наш главный герой фильма. Было ли это говорящее имя, или это случайное прозвище, какими густо награждают арестантов тут и там, мне не известно, но уже по одним глазам этого человека видно, что он многое пережил, многое еще не осознал.
       Фильм встречает зрителя плакатом о возможности каждого асоциального элемента вернуться к жизни в труде. Заключенные поют песню хором, а товарищи их слушают. Егор всем видом показывает, что эта рутина его утомила и нисколько не «напоминает о родном крае». Сегодня он освобождается и награждается справкой, с помощью которой сможет потом получить документы и не быть обвиненным в побеге. Его забирает друг и везет в логово. И тут забавный момент – герой просит товарища остановиться, чтобы обнять березу, обратить взор к природе: «Вы пока надо мной не каркайте!»-говорит Горе сам себе посреди березовой рощи, обращаясь к воронам. А в машине продолжает мысль: «Умеешь радоваться – радуйся, а нет – так сиди!» Это очень важная фраза, которая дает понять, что герой ищет себя, у него осталась «одна жизнь», стало быть, нужно наполнить ее радостью. Только вот что это? Что это за праздник такой? Егор в течение всего фильма будет искать эту радость. Но, чтобы обрести радость, нужно найти прощение, тогда можно двигаться дальше.
Главный герой решает, что бегать от милиционеров – не его счастье и принимает решение направиться девушке, с которой переписывался довольно тепло в течение года. Эта девушка – Люба. Она живет в русской глубинке со стариками-родителями. С первого взгляда она видит в Егоре добродушного, но сложного человека. Егор Прокудин едет к ней, не до конца еще отбросив свои криминальные корни.
       И вот оно- отношение окружающих. Все озираются на них, шепчутся и пугаются. Родители Любы откровенно боятся уголовника, указывают на грубые руки, обвиняют, даже не дав сказать пары слов. И так везде: в бане, в столовой, на улице. «Завтра я паспорт получу и буду, как ты,»- говорит он Петру в бане. Он ошпаривает спину Петру, а все село уже говорит о конфликте. Видно, что и сама Люба переживает. Ей и с прошлым мужем не повезло. А тут все вокруг только осуждают да охают.
       Перед нами картина русской жизни того времени. Стыдно знаться с ворами, не то, чтобы жить с ними. А Горе мечется внутри, он винит себя за то, что он таков: «А может лучше и не рождаться?» Егор ищет праздника, которого ему так не хватало. Он наделен множеством неприятных отталкивающих черт, которые рвутся из него напоказ. Но в то же время отправляет матери деньги, которая не ведает, жив ли он, ее последний сын… Ждет, пока отрастут волосы, чтобы не волновать материнское сердце. Он ни на кого не перекладывает ответственность, заботится о людях, его приютивших и пытается честно трудиться.
       Это другой Будулай, идущий по своей дороге, которую сам осилит. В памяти отпечатался образ матери и коровы, которую закололи вилами. Вот человек, которого ждут лишь березки в лесу, они и «любимые» и «матушки». Мне кажется, режиссер осуждает такое положение дел: у каждого должен быть второй шанс, вторая попытка начать все сначала, каждый достоин прощения. Осуждать и клеймить всегда легко, а легче ли было самому Егору? Он не может до конца простить себя, он не верит, что прошлое оставит его жить дальше мирным трудом, оно устами бандита ставит ему ультиматум: «Я сдохну, а он будет землю пахать? Где справедливость?»
      А нет справедливости потому, что люди прощать разучились! Режиссер делает акцент на Петре, который опрокидывает негодяев, убивших Егора, в реку. Цикл продолжится. Слышится удивленный вопрос о том, что тот сделал? Быть может, теперь его ждет тюрьма и общее порицание. Стыд и позор.

2022г.


Рецензии