Фонарь на перекрёстке

Тревожно ветер на рассвете завывает;
Не спит Фонарь, укутавшись в туман.
В прохладе утро миру открывает
Иллюзий вздох, и веру, и обман.

И дождь идёт как путник подуставший —
Лениво падая на перекрёстка свет;
Фонарь молчит, от юности отставший,
И знает, что вперёд ему дороги больше нет.

От глаз его нет боле того света,
Что раньше озарял и путников, и дом;
И в жизни его не настанет снова лето,
И мир его — в потоке памяти одном.

Он смотрит вдаль и видит свои грёзы;
Вот девочка идёт под радужным зонтом,
Чуть дальше — девушка, что держит розы,
И там, вдали, — старушка что фантом.

Пред девочкой дорога вся открыта:
К ней будущее радость льёт и льнёт;
Пред девушкой — путь, розами увитый;
Старушка в лабиринте памяти своей бредёт...

Тревожно ветер на закате завывает;
Уснуло всё, укутавшись во мглу.
В остывшем мире вечер накрывает
Фонарь на перекрёстке, на углу...

(28 марта 2022 г.).

Пояснение содержания: Фонарь — образ так называемого свидетеля века, наблюдателя, который многое видел на своём веку и освещал путь многим людям. Ныне он уже не "озаряет" путь, а просто бросает последние (уходящие) оттенки света на землю. Рассвет и закат — полярные составляющие периода жизни и живых, и неживых предметов. Они внешне часто похожи, но имеют разный смысл, разное предназначение; полярны, но всегда сменяют друг друга — пока есть день и ночь, жизнь и смерть, детство и старость. Смерть, по моему мнению, сопровождается тревогой — если она (смерть) не внезапна; человек пытается понять -- как, для чего он жил, что видел, чувствовал при жизни, что будет после его физического ухода. И так далее. Жизни здесь соответствуют три состояния: детство с его беззаботностью, яркостью (радужностью), вихрем (зонт — круг — вращение) и умением чаще радоваться; молодость, напоминающая розу — в этот период жизни в большей степени есть и нежное, прекрасное (лепестки), и колючее, ранящее (шипы), и всё это витиевато прикреплено к стеблю — земному пути человека; старость — когда воспоминания, как призрачные явления (фантомы), соединяются с телом, чувствующим свой "закат", и образуют единство. "В прохладе утро миру открывает / Иллюзий вздох, и веру, и обман" — комплекс различных явлений, переживаний. Дождь — символ равнодушия; он падает на землю несмотря на то, в каком она состоянии, и какое время суток кругом. Дождь просто "идёт", -- в данном случае монотонный и лишённый своих ярко выраженных оттенков. Да, он похож на "путника подуставшего", но это лишь сравнение, а не истинное состояние дождя. Возможно, дождь — это и есть "поток памяти". Перекрёсток (распутье) освещается этим же старым уставшим Фонарём и свет Фонаря соединяется с линиями дождя. Для девочки дождь несёт с собой радость, которая "льнёт" к ребёнку; для девушки — запах розы, которая может и благоухать (лепестки), и распространять терпко-сухой оттенок своего стебля с шипами; для старушки дождь — поток её воспоминаний и слияние возрастных "рассвета" и "заката". В итоге закат побеждает: погасший Фонарь также стоит у перекрёстка, но уже обретает определённость — месторасположением является не только "перекрёсток" (выбор пути), а уже "угол" (тупик) его жизни.


Рецензии