Вдохновляющая сила

                Камилла у окна, и за окном,
                На лавочке, в саду, с зонтом,
                Камилла вышивальщица и чтица,
                Любимая, любимая натурщица. *
     —  Его мазки на прощальной картине: борьба холода смерти с солнечным светом... Спасибо, Жнецъ*, я мало знакома с творчеством и биографией художника, после прочтения стиха, хочется узнать о них больше.
      —  Она умерла на рассвете,  —  ответил Жнецъ *, —  когда ночь переходит в день, когда вспыхивают на короткое время редко замечаемые нами краски. И вот, Ира, что ещё интересно, Камилла оставалась его моделью во все их тяжёлые, нищенские времена, а Клод стал богатеть и приобретать известность сразу после её кончины.
     —  Клод был слабовольным человеком, жил одним днём, нуждался в моральной поддержке. Камилла искренне заботилась о муже, была ему другом и музой, ей много не было надо. После смерти первой жены он женился на другой, которая считала Камиллу соперницей и постаралась стереть память о ней. Алиса Гошеде соблазнила Клона ещё до смерти первой жены. Не удивительно, что художник разбогател и стал именитым, видимо, так хотела его вторая половина, с ней он вспомнил забытые мечты о богатстве. Женщина – движущая и вдохновляющая сила для мужчины. Алису Клод не рисовал. А образ Камиллы остался лишь потому, что картины уже попали в чужие руки... Немного прочитала о жизни гения, художника, а какой сад у него был. Вспомнила, что всё же некоторые картины художника встречала в Инете. Об одной из них шла дурная слава…
     —  Прочитал и перепроверил, подтвердилось. Всё это удивительно, пишут и про другие такие же проклятые творения, говорят такая энергетика.
      —  Спасибо, что написали стихи, посвящённые Камилле. Мужчин очаровывают разные женщины, но лишь такие, как Камилла, воспринимают их такими, какие они есть, ничего от них не требуя, не переделывая, не властвуя над ними.
     Больше всего художник обожал живопись и цветы. В своём саду он создавал живые картины, потом воплощал их на холст. Водяные лилии стали огненным символом на полотне художника импрессий. "Закон звезды и формула цветка", Цветаева писала буквами, а художник пишет красками... Гениев трудно понять простым умом.
      —  "Закон звезды и формула цветка" Марины Ц. я вполне понимаю, но как "Водяные лилии"  К. Моне стали огненным символом – нет, тем более, символы не порождают пожаров.
     —  Если Вы понимаете "закон звезды и формулу цветка", уважаемый Жнецъ, объясните мне, пожалуйста, смысл этой фразы, я не понимаю.
     —  Ира, я хотел сказать, что "формула цветка" – это чистая метафора, символика, а вот пожары, если история о них не выдумка, могут вызываться только реальной, а не символической, энергией, реальной, хотя и не изученной еще. Кстати, эта энергетическая гипотеза на физическом уровне объясняет, например, почему некоторые картины, внешне похожие на мазню, цепляют, притягивают людей.
     — Вы сами говорили, что некоторые истины познаются лишь с возрастом. Здесь на сайте ощущаешь воздействие творчества: либо даёт тебе силы, либо отнимает, нейтрально. Про магию картин тоже говорят противоположное: смертельная, чудотворная, нейтральная. Думаю, миру творчества важнее сам процесс, движение, передача энергии из одного состояния в другое. А как будет этот творческий поток преображений воздействовать на нас, зависит от каждого конкретного человека. Всё строго индивидуально – распределение для себя положительной и отрицательной энергий. Общий эмоциональный фон страниц авторов немного ощущаешь, он разный в разное время, от некоторых сильных волевых, самостоятельных личностей ощущаешь сильное давление, некоторые авторы жаловались, что даже физически заболевают от общения с другими...
     — Согласен, — ответил Жнецъ.

Водяные лилии **

     Картина Клода Моне «Водяные лилии»  –  один из шедевров мировой культуры. За этой картиной тянется целый шлейф пожаров. Причем первый произошел у самого Моне дома, буквально сразу после окончания работы над картиной. Пожар в мастерской, где находились и «Водяные лилии», удалось быстро потушить, сама картина не пострадала.
     В скором времени хозяевами картины стали владельцы увеселительного заведения на Монмартре. Месяц спустя владельцы паковали чемоданы, выезжая из сгоревшего здания кабаре. Сама картина – одна из нескольких вещей, которые удалось спасти из пламени.
     Картину приобрел Оскар Шмитц, меценат, живший в Париже. Ему повезло больше, чем прошлым хозяевам – дом стоял нетронутым целый год, через год от дома остался лишь пепел, причем пожар, по свидетельствам очевидцев, начался именно в той комнате, где висела картина Моне. Полотно опять оказалось среди вещей, которые удалось спасти.
     Картина перекочевала в музей – Нью-Йоркский музей современных искусств. И его не обошел пожар – случился через четыре месяца, на этот раз полотно довольно серьезно пострадало.



_____________________
Клод Моне (1840-1926) – французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Камилла Донсье  (1847-1879) – первая жена художника Клода Моне. Была моделью его полотен, включая посмертный портрет.

* Жнецъ,  stihi.ru/avtor/zhnets
  «Камилла Моне»,
  stihi.ru/2016/01/23/4195
** по материалам публикации Бориса Иванова «Загадочные истории вокруг картин»,
   phenomenonsofhistory.com.


Рецензии
Привет, Рина!

Любопытно. И тема интересная, ты её аккуратно и красиво подала в эссе.

Почему-то хочется сказать: не обижайте любимых, и тогда огонь вас не тронет. Как работает энергия картин, действительно, загадка. Как, впрочем и весь реальный мир. Мне нравится делать иллюстрации к работам, потому как верю - пусть в слабую - но в свою энергию творчества.

Рина, по аналогии вспоминается работа с современной музыкой. В инструментах нет никакой магии. Надо только выбрать правильное дерево для его изготовления, без суеты высушить в течении 30 лет, с душой всё собрать, пошептать с любовью на полную луну, ну, там ещё по мелочи - и всё готово. Затем во вторник подобрать к сборке аппаратуру из металла и пластика с правильным составом. Ещё выбирается акустика с самыми обычными волшебными порталами. Плюс музыканты из подворотни и звукорежиссёр с чудинкой.

Всё просто. Лишь вдыхаешь душу в звуки, и они как-то работают. А возникающая энергия необъяснима.

Ещё раз спасибо тебе, Рина,
всего доброго

Константин Беликин   06.05.2022 11:02     Заявить о нарушении
Меня заинтересовала Личность художника и то, какой разной она была, живя с разными женщинами. И результат творчества был разным.

Твои фотоработы мне особенно нравятся. Молодец!

Рина Арчи   10.05.2022 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.