Диаконисы у истоков Христианства ч. 1

Диаконисы (вдовы и девы) у истоков Христианства

1. Церковное право: какими церковными памятниками, источниками регулируется рукоположение, статус, права и обязанности диаконис.

     1.1 Диаконисы в Древней Восточной Церкви. 
Согласно Новому Завету,  первой диаконисой была Фива, которую назначил сам Апостол Павел в первой половине 1 века: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской» (1) (Библия. новый Завет. Послание к римлянам 16:1). 

      1.2. Чин диаконис впервые упомянут "Дидаскалией Апостолов" или «Наставлениях Апостольских» в I половине III в.,  кафолическим (вселенским) учением двенадцати Апостолов и святых учеников нашего Спасителя. Так, в Апостольских постановлениях говорится: «в некоторые дома нельзя послать к женщинам мужчину диакона, из-за неверных: посему, для успокоения помысла нечестивых, пошли туда женщину диаконису».
   
     Данный памятник относится к апокрифам (книгам, не входящим в церковный канон). По распространенной версии, текст этого документа является  псевдоэпиграфическим памятником (тексты, приписываемые какому-либо лицу, не являющемуся их настоящим автором), и его автором был  некий сирийский Епископ. Однако в 24-25  главах и предисловиях к ним прямо указанно на Собор (собрание) 12 Апостолов.  «Сирийская версия считается наиболее близкой к оригиналу, хотя и содержит ряд интерполяций (например, упоминание о несторианах в гл. 3. 9. 20). Именно с ее публикации в 1854 г. началось научное изучение памятника. Перевод с греческого на сирийский был сделан в IV в. или позже. Большая часть сирийских рукописей, содержащих «Д. а.»,- канонические сборники актов и канонов Вселенских и Поместных Соборов, различных монашеских правил». (Православная Энциклопедия)
«Так как всей церкви грозила опасность стать ересью, то все мы, двенадцать апостолов, сошлись в Иерусалим и рассуждали о случившемся, и все единодушно сочли за благо написать это кафолическое  наставление (дидаскалию) для укрепления вас, и твердо определили и установили в нем, что вы должны благоговейно  чтить Бога Отца Всемогущего, Иисуса, Сына Его, Христа и Святого Духа» (Дидаскалия Апостолов). 

1.3. Положение диаконис регулирует Первый Вселенский Собор (правило 19), который собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее, также называется Никейским Собором, а также толкования к  Первому Вселенскому Собору (2).

1.4. В 380 г. чин диаконис  встречается в тексте "Апостольских постановлений", который относится к апокрифам и псевдоэпиграфам, приписываемым Святому Клименту Римскому, сочетает в себе переработанные тексты канонических памятников 3 в. (3).
 
1.5. Чин диаконис упоминается в литургико-каноническом памятнике монофизитских церквей (признающих в Иисусе только Божественное начало), «Завещанию [или Завету] Господа нашего Иисуса Христа» (V века).

1.6. Правила Карфагенского собора  419 года (4).

1.7. Халкидо;нский Собор, Четвёртый Вселенский Собор — Вселенский Собор Христианской Церкви, созванный в 451 году императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне (5).
  
1.8. Шестой Вселенский Собор – Константинопольский, Трулльский (правило 14, 40 и 48) 680 -681 гг. (6).

1.9.   К числу источников, отражающих положение диаконис, относится «Номоканон» (13 в.) - труд сирийского церковного деятеля, мафриана (главы) Сирийского православного патриархата Антиохии и всего востока или Сиро-яковитской (монофизитской) церкви (врача, философа, историка, богослова, ученого-энциклопедиста Бар Эбрея (7).

2.0. Участие диаконис в преподании Святых Таин верующим, не имеющим возможности прийти в храм, упоминается в написанном между 877 и 886 годами послании патриарха Константинопольского святого Фотия к епископу Калабрийскому Льву, где говорится о том, что диаконисы относили Святые Дары христианам, находившимся в плену у арабов(8).
 
___________________________
Примечания
1. "Кенхрея — Восточная гавань г. Коринфа, отстоявшая от него в расстоянии 70 стадий, или около 9 миль", Греция. (Библейская Энциклопедия Архимандрита Никифора).

2. Собор - собрание. Никея - древний и средневековый город в Малой Азии, территория современной Турции, город Изник.

3. Апокриф- литература, невошедшая в Церковный канон. Псевдоэпиграф - тексты, приписываемые какому-либо лицу, не являющемуся их настоящим автором.  Святой Климент Римский - Кли;мент I (умер в 97-101 г.) — апостол от семидесяти, четвёртый епископ Римский.

4.Правила Карфагенского собора были приняты на Соборе 217 епископов в Карфагене в 419 году под председательством епископа Карфагенского Аврелия. (епископ Григорий (Граббе) Каноны Православной Церкви)

5.  IV Вселенский Собор Собор созванный по поводу ереси Евтихия. Халкидон  - современный г. Стамбул, Турция.  Флавий Маркиан ( 392 — январь 457) — восточно-римский император в 450—457 годах. Лев I (390 — 10 ноября 461) — Папа Римский с 29 сентября 440 года по 10 ноября 461 года. Первый папа римский, получивший титул «великий».

6. VI Вселенский Собор созван в царствование Константина  Погоната (бородатого), Константина IV (652—685) — византийский император с 668 по 685 гг.

7. Сирийский православный патриархат Антиохии и всего востока или Сиро-яковитская церковь. Церковь монофизитов, одна из шести древневосточных Православных церквей, признающих  только три Вселенских собора, т. е. видит в Иисусе только Божественное начало. Не путать с Антиохийским Патриархатом или Антиохийской православной церковью (Православная церковь. Один из четырёх древних патриархатов Вселенской Церкви на Востоке. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолами Петром и Павлом. С 451 года - патриархат).

 Ба Эбрей Абу-л-Фарадж Иоанн Григорий бар-Эбрей родился в 1226 г. в Мелитене (современная территория восточной Турции).  Автор многочисленных работ, вошел  в историю под именем Бар-Эбрей. Он был врачом и сыном прославленного врача Аарона, принявшего христианство. В круг его научных интересов входили астрономия, богословие, философия, математика, физика, метафизика, медицина, поэзия, грамматика, история, художественная проза и комментарии. В 1246 г., в двадцать лет он был посвящен яковитским патриархом Игнатием II в епископы Губоса (близ Мелитены), затем Лаботены и Халеба. С 1264 года - он стал мафином (главой) яковитской церкви Востока - главой яковитской церкви в Месопотамии (титул был упразднен в 1860 году).  Умер в 1286 г.

8. Послание патриарха Константинопольского свт. Фотия к еп. Калабрийскому Льву (Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et amphilochia / Ed. B. Laour das, L. G. Westerink. Lpz., 1983. Vol. 1. P. 166),

Продолжение следует...


Рецензии