Свои чужие Энн Пэтчетт

"Свои – чужие" Энн Пэтчетт о шестерых детях на две семьи, их странных играх, прощении и метаморфозах. С английского название оригинального романа переводится как "содружество"
В то время, когда все нормальные книгоблогеры читали новый роман Энн Пэтчетт "Голландский дом"(его я тоже прочитала), мне посоветовали прочитать вот этот. И я не пожалела!
Это настолько искренний, по-хорошему сложный и очень тонкий текст, что диву даюсь, почему не слышала об авторе раньше. Я такое очень люблю.
Поговорим о семейных тайнах?
Понятно, что у каждой семьи обязательно есть тот самый скелет, который не принято показывать чужим. Но не у каждой семьи этот скелет не метафорический, а самый что ни на есть настоящий.

А если ещё и семьи эти весьма странно, я бы сказала, максимально причудливо переплетаются, и на четверых взрослых приходится шесть детей, настроенных против родителей, тут жди беды!
Эта семейная сага написана очень своеобразно, без разделения на главы, но в ней 8 достаточно больших частей, которые охватывают целую жизнь некоторых героев, хотя не для всех заканчиваются смертью.

Всё началось с того, что Берт пришёл незваным гостем на крестины одной из дочерей Фикса и влюбился в его жену. Но несмотря на такое начало, роман вовсе не об испепеляющей запретной страсти. Роман скорее о последствиях развода. И в этом смысле это практически ответ Анне Карениной: проблемы с разводом только начинаются.

Потому что фокус повествования лежит скорее не на влюблённой паре, а на их шестерых детях, которым три месяца в году приходится жить вместе, делить на шестерых две спальни и одну ванную, превращаться в приютских ребятишек в очереди за едой, а когда родители сбегают от них, совершать странные, а порою и страшные вещи.
Роман выстроен так, что к середине повествования все эти люди, в именах которых сначала путаешься, становятся настолько родными и близкими, ты так проникаешься их проблемами, так болеешь за них, что испытываешь невероятное облегчение, когда ближе к концу понимаешь, как всё было на самом деле.
Но самое главное: ты всех прощаешь! Всех этих изломанных, уставших и запутавшихся взрослых, передавших своим детям непосильный груз ответственности. И всех этих детей, вынужденных жить по сценарию, разработанному родителями. А главное – и себя, читающего эти строки, когда вдруг понимаешь, что и сам порою вёл себя не лучшим образом.

Лучшей книги о многодетной семье я пока не читала. Как честно и ярко описаны "ужасы материнства" в младенческий период, когда все дети ещё маленькие! Как мастерски изображены мысли и мотивы детей подросших, сбегающих от опеки родителей на озеро! И какие невероятные метаморфозы претерпевают детская дружба, любовь и ненависть в процессе жизни!
В романе немного с другого ракурса рассматривается и проблема писательства, которую мы с вами не раз уже здесь обсуждали: имеет ли право писатель брать историю из жизни и делать из неё роман? Насколько это честно по отношению к живым прототипам? Допустимо ли это с точки зрения морали?

Хочу предупредить тех, кто начнёт читать: сначала будет нудновато. Как по мне, описание начальной вечеринки в качестве завязки чуть затянуто, учитывая, что большую половину из тех, кого мы там встретим, мы увидим всего лишь раз. Читателю сложно понять, кто там дальше будет действовать, что важно, а что нет. Но если вы продвинетесь дальше, оцените книгу и уже не оторвётесь.
Говорят, это почти автобиографичная и очень личная книга автора. И ведь это не детектив, чтобы так ждать развязки! Книга действительно затягивает. Ну, а "Голландский дом" теперь буду читать обязательно. Действительно, отличная писательница!
А вы? Может, вы её для себя уже давно открыли? Или не любите такое?
Обсудим?


Рецензии