Душегуб

Почему убийц называли душегубами? На этот, казалось бы, простой вопрос современные люди не знают что ответить. В самом деле, ведь убийца не властен над бессмертной душой: убивая тело, он лишь разлучает тело и душу, но не губит последнюю. Так, почему же слово «душегуб» говорит нам нечто иное?
В интернете «знающие» люди начинают пояснять, что ранее людей считали душами (столько-то душ крепостных) и поэтому «убить человека» все равно, что сгубить душу. Некоторые додумались до того, что убийца, совершая преступление, губит свою собственную душу, именно поэтому он – душегуб.
Этимология слова настолько проста – «душа» + «губить» – что этимологические словари не поясняют, какой смысл имелся в виду при словообразовании. И смысл этот действительно лежит на поверхности. Что губит человеческую душу? Грехи, отсутствие покаяния и причастия. К умирающему человеку обязательно приглашали священника, чтобы тот мог исповедать грешную душу, очистить ее, и тогда душа имела шанс на спасение. Убийца забирал человеческую жизнь внезапно, не давая умирающему шанса на спасение души. Жертва умирала без исповеди, без покаяния, без святого причастия. Именно поэтому убийца считался душегубом. Забрать человеческую жизнь (например, при казни) считалось меньшим злом, чем погубить бессмертную душу, обречь ее на муки вечные. Более тяжкого греха не возможно было себе представить. Преступники, приговоренные к смерти, не лишались права на исповедь и на исполнение последней воли.
Антоним слова «душегубительный» – «душеспасительный», то есть такой, который способствует спасению души, ее очищению для воссоединения с Небесным Отцом. «Спас», «спасение души» – эти слова знает каждый, но смысл, видимо, уже понимают не все. По крайней мере, такое ощущение возникает при чтении в интернете объяснения происхождения слова «душегуб».


Рецензии