Большая Электронная Энциклопедия Безопасности

(Отрывок)

Если хочешь прекрасно жить,
Умей создавать всё, что позволяет безопасно всюду быть,
Создавать прекрасное и лучшее творить!

*Безопасность  – *состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства) – *ЗРФ № 2446-1 от 5.03.92  (в ред. Закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
безопасность – КРФ* ст.114
*безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения вреда имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом, либо более низком, уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска – *Doc 9859 «Руководство по управлению безопасностью полетов»
авиационная безопасность – Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов.
военно-политические аспекты безопасности - "О мероприятиях по реализации документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе "Венский документ 1994 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности", "Глобальный обмен военной информацией", "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности" и "Решение о принципах, регулирующих нераспространение" (с изменениями от 5 октября 1998 г.) ПП798 от 7.8.95
      главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений – УП537 от 12 05 2009, п. 38, 39
информационная – Пр1895 от 9.09.00
информационных систем – международный стандарт безопасности информационных систем – ISO 17799
комплексная безопасность – осуществление комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям – РПра 516-р от 24 апреля 2007 г. (в ред. ПП219 от 10.03.2009)
населения – сведения о степени обеспечения безопасности населения – гт5, 131-ФЗ от 6.10.97, ст.5
национальная - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.    Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.  Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.  – УП537 от 12 05 2009, п.п. 53, 54.
общественная КРФ ст.72
пищевых продуктов (сведения) – не коммерческая тайна – 98-ФЗ от 29.07.04, ст. 5
потребности в продукции для обороны и безопасности страны - 60-ФЗ от13.12.94 г., ПП от 26.06.95 № 594, УП от 8.04.97 № 305
полётов – 10.1.22. Командир воздушного судна должен соблюдать правила и процедуры тех государств, в пределах воздушного пространства которых выполняются полеты. При перехвате воздушного судна-нарушителя:
летный экипаж воздушного судна, которое перехвачено другим воздушным судном, действует в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации;
если во время перехвата установлена радиосвязь, но осуществление ее на общем языке невозможно, летным экипажем принимаются попытки передать указания, подтверждение указаний и основную информацию путем фразеологии, используемой при перехвате воздушного судна (приложение N 15 к настоящим Правилам), передавая каждую фразу дважды – приказ МТ от 17.07.08 N 108 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации"» (в ред. приказов Минтранса РФ от 27.11.2008 N 197, от 23.06.2009 N 100)
собственная – обеспечение ее – защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз 5-ФЗ от 10.01.96
стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды - продукция военного назначения -114-ФЗ от 19.07.98
стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе – 157-ФЗ от 12.05.09, п. 35
транспортная – закон О транспортной безопапсности
экологическая КРФ ст.72
____
* ЗРФ – Закон Российской Федерации
* КРФ – Конституция Российской Федерации
ПП  - Постановление Правительства Российской Федерации
УП – Указ Президента Российской Федерации
ФЗ- Федеральный закон Российской Федерации.
ГТ – государственная тайна
Пр – приказ
Doc – Документ

    Виды деятельности, имеющие стратегическое значение – 57-ФЗ от 29.4.08 «О порядке осуществления иностранных инвестиций … для обороны страны и безопасности государства», ст. 6.
     Виды тайн по Конституции Российской Федерации
1. Личная тайна (ст.23)
2. Семейная тайна (ст.23)
3. Тайна переписки (ст.23)
4. Тайна телефонных переговоров (ст.23)
5. Тайна почтовых сообщений (ст.23)
6. Тайна телеграфных сообщений (ст.23)
7. Тайна иных сообщений (ст.23)
8. Информация о частной жизни (ст.24)
9. Государственная тайна (ст.29 п.4)
10 Тайна голосования (ст.81)
(кроме Конституции: +военная + служебная + врачебная + банковская + тайна вкладов +
коммерческая  +адвокатская +следствия +… )
    Военное время – 1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.
2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения – 61-ФЗ от 31.05.96 «Об Обороне» (в ред. Федеральных законов от от 06.07.2006 N 105-ФЗ, с изм., внесенными от 03.07.2006 N 96-ФЗ), статья 18. Состояние войны
   Военное положение –Основания и порядок введения и отмены военного положения, а также режим военного положения определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом – 61-ФЗ от 31.05.96 «Об Обороне» (в ред. Федеральных законов от от 06.07.2006 N 105-ФЗ, с изм., внесенными от 03.07.2006 N 96-ФЗ), статья 19.
       Война (состояние войны) – 1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.
2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения – 61-ФЗ от 31.05.96 «Об обороне» (в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 105-ФЗ, с изм., внесенными от 03.07.2006 N 96-ФЗ), статья 18.
   *Воздушное пространство – *под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем – ВК, ст.1
 пресечение террористических актов в воздушной среде – 1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. 2. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. 3. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения – 35-ФЗ от 6.03.06 О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ с изм. от 30 декабря 2008 года N 321-ФЗ), ст. 7
    Воздушное судно – нарушитель – 10.1.22. Командир воздушного судна должен соблюдать правила и процедуры тех государств, в пределах воздушного пространства которых выполняются полеты. При перехвате воздушного судна-нарушителя:
летный экипаж воздушного судна, которое перехвачено другим воздушным судном, действует в порядке, установленном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации;
если во время перехвата установлена радиосвязь, но осуществление ее на общем языке невозможно, летным экипажем принимаются попытки передать указания, подтверждение указаний и основную информацию путем фразеологии, используемой при перехвате воздушного судна (приложение N 15 к настоящим Правилам), передавая каждую фразу дважды – приказ МТ от 17.07.08 N 108 «Об утвердении Федеральных авиац. правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации"» (в ред. приказов Минтранса РФ от 27.11.2008 N 197, от 23.06.2009 N 100)
уничтожение – Пресечение террористических актов в воздушной среде – 1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. 2. В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. 3. В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения – 35-ФЗ от 6.03.06 О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ с изм. от 30 декабря 2008 года N 321-ФЗ), ст. 7
   Возмещения причиненных убытков лицом, если это лицо виновно в разглашении
информации, составляющей коммерческую тайну: работодатель вправе
потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения,
 в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну,
 доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей,
если разглашение такой информации последовало в течение срока,
установленного в соответствии с пунктом 3 части 3 настоящей статьи – 98-ФЗ от 29.07.04, статья 11
   Возмещение убытков – сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором – 98-ФЗ от 29.07.04, статья 12
    *Вооружение – средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия *УП659 от 6.06.01
контрабанда вооружения- 10-ФЗ от 1.07.94
   *Вывоз:
материалов и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, а также передача их иностранному лицу – ПП296 от 16.04.01
    Государственная безопасность (ст.114 Конституции РФ)
   Государственный контроль: за рациональным использованием и охраной недр, а также установлением порядка его проведения - ЗРФ № 2395-1 от 21.02.92, ст.3, п.9
    *Государственная тайна – *ЗРФ «О государственной тайне», 5485-1 от 21.07.93
(В редакции федеральных
… – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
распоряжение информационными ресурсами, составляющими государственную тайну – ЗРФ «О государственной тайне», 5485-1 от 21.07.93 в ред. 131-ФЗ от 6.10.97
«Раздел V. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну»,
перечень сведений, отнесенных к государственной тайне – УП90 от 11.02.2006 (УП№ 1203 от 30 ноября 1995), 733-55 от 18.09.92 (изменения от 5.10.98 , ПП798 от 7 августа 1995 г.)., изменения в перечень согт – ПП384 от 22 05 2008,
(ст. 29 Конституции) – государственную тайну составляют сведения в … – 
Закон РФ № 5485-1 от 21 июля 1993 года «Статья 5. Перечень сведений,
составляющих государственную тайну» (в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
   Государство-продолжатель Союза ССР – Российская Федерация (принцип международного права – добросовестное выполнение международных обязательств) – Постановление Верховного суда Российской Федерации от 10.09.03 № 5
    Гриф "Коммерческая тайна" – наносится на документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) – 98-ФЗ от 29.07.04, ст. 6
   Действие Конституции Российской Федерации – Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. КРФ /статья 15/
    *Диверсия –*преднамеренное действие в отношении ядерных материалов, ядерных установок, пунктов хранения или транспортных средств, перевозящих ядерные материалы или ядерные установки, способное привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды – *ПП от 19 июля 2007 г. № 456 "Об утверждении Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов"
    Защита:
автоматизированные системы – ГОСТ Р 51583 – 2000 «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения»
бактериальная – ГТ8
государственная защита – КРФ ст.45
государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации – ГТ5, 131-ФЗ от 6.10.97, ст.5
государственной тайны – вид основной деятельности органа государственной власти, предприятия, организации – ЗРФ «О государственной тайне», ст. 20, сведения об организации и о фактическом состоянии защиты – ГТ5, 131-ФЗ от 6.10.97, ст.5
*данных (персональных) – обеспечение на территории каждой из Сторон уважения прав и основных свобод каждого человека независимо от его гражданства или места жительства и в особенности его права на неприкосновенность личной сферы в связи с автоматической обработкой касающихся его персональных данных /Конвенция, Страсбург, 28.01.81/
за пределами государства – Российская Федерация гарантирует своим гражданам
 защиту и покровительство за её пределами /КРФ, статья 61/
законных интересов других лиц – права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства /КРФ, ст. 49/
интересов государственных и общественных в арбитражном суде- 70 ФЗ от 5.05.95, ст.42
интересов граждан, малочисленных народов по вопросам пользования недрами – ЗРФ № 2395-1 от 21.02.92, ст.4, п.10
информации – 75,77, ГОСТ Р 50922-96, + 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.16: 1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: 1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; 2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; 3) реализацию права на доступ к информации.
информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне – № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 9.
*информации, составляющей коммерческую тайну– *98-ФЗ от 29.07.2004
*коммерческой тайны – *98-ФЗ от 29.07.2004
конституционного строя, ... ,обеспечение обороны страны и безопасности государства – КРФ ст.55 , КРФ ст.56
криптографическая – ГОСТ Р 28147- 89 «Система обработки информации. Защита криптографическая. Алгоритм криптографического преобразования», ГОСТ Р 34.10-94, ГОСТ Р 34.11-94
медицинская – ГТ8
методы и средства защиты секретной информации – ГТ5, 131-ФЗ от 6.10.97, ст.5
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц – права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства /КРФ, ст. 49/
от несанкционированного доступа – ГОСТ Р 50739-95 «СВТ. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования»
охраняемых объектов – охранные мероприятия - совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности - N 57-ФЗ от 27 мая 1996 года
перечень необходимых мер защиты информации – по результатам обследования, серт исп и спец иссл (стр-дс, стр. 8)
перечень стандартов - «Проблемы информатизации», М. №2-2001, Изд. РАН, Минпромнауки России
прав и свобод граждан – Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года N 4866-1 (в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ, от 09.02.2009 N 4-ФЗ) + Конституция Российской Федерации + Закон «О государственной тайне» + закон «О въезде в Российскую федерации и выезде из РФ»
прав и свобод человека и гражданина, признание и соблюдение их - обязанность государства – КРФ, ст.2.; государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется /КРФ, ст. 45/
прав и свобод каждого – каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом – /КРФ, ст. 45/;
прав и законных интересов субъектов РФ в иностранных государствах - обеспечивается федеральными органами исполнительной власти- 4-ФЗ от 4.01.99 /ст.9/
правовая – КРФ ст.46
сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны – обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны – 61-ФЗ от 31.05.96 «Об обороне» (в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ), статья 2 «Организация обороны», п.11
собственности – в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности – КРФ /ст. 8/
судебная - КРФ ст.46
термины и определения – ГОСТ 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения»
техническая защита информации - комплекс мероприятий по предотвращению утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, по предупреждению воздействий с целью разрушения (уничтожения) или искажения информации в процессе ее создания, хранения, обработки и передачи - распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2006 г. N 164-р
физических лиц – при автоматизированной обработке персональных данных (Конвенция 1981 года) – 366-рп от 10.07.01
   *Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта –
 *№ 35-ФЗ от 6 марта 2006 года
   *Конфиденциальность информации – *обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя – 149-ФЗ от 27.07.2006, ст.2
   Критичная информация (иностранная трактовка)– Sensitive information (критичная информация) – любая информация, потеря, неправильное использование, модификация или раскрытие которой могут нанести ущерб национальным интересам, или помешать выполнению национальных программ, или нанести ущерб интересам отдельных личностей, но которая тем не менее не затрагивает интересы национальной обороны (???) или внешней политики (???). В коммерческом секторе понятие критичной информации вводится аналогично — информация, потеря, неправильное использование, модификация или раскрытие которой могут нанести ущерб интересам компании или другой организации, выраженный в материальной (денежный ущерб) или нематериальной (моральный ущерб) форме.
Security level (уровень безопасности) — комбинация иерархической классификации (уровень доступа) и неиерархической категории, представляющих уровень критичности информации.
Security policy (политика безопасности) — набор законов, правил и практического опыта, на основе которых строится управление, защита и распределение критичной информации.
Mandatory access control (MAC, полномочное управление доступом) — способ управления доступом к объектам, основанный на степени секретности или критичности информации (представленной специальными метками), содержащейся в объекте и формальной проверке полномочий и прав субъекта при доступе к информации данного уровня критичности.
    Международный информационный обмен – меры информационной безопасности при использовании сетей международного обмена – УП351 от 7.03.08,– 85-ФЗ от 4.07. 96 (с изм. от 30.06.2003), УП 611 от 12.05.2004
    Национальная безопасность Российской Федерации – безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации – Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции УП от 10.01.2000 № 24)
технологии и товары, контролируемые по соображениям национальной безопасности – УП1268от 26.08.96, УП412от11.04.01
    Незаконно полученная информация – информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания – 98-ФЗ от 29.07.04,статья 4
незаконное получение или незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами – контрагент обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном контрагентом либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами – 98-ФЗ от 29.07.04, статья 12
Незаконное установление режима коммерческой тайны – работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей – 98-ФЗ от 29.07.04, статья 11
    Ноу-хау – статьи 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных 31 мая 1991 года за № 2211-1 (ноу-хау представляет собой техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства); раздел "К" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17 (ноу-хау относится к продукции в области технических наук и технологий и является одним из видов интеллектуальной продукции, который должен быть зафиксирован в нормативно-технических, нормативных, правовых, авторских и прочих документах).
    Обеспечение:
безопасности граждан - КРФ ст.56
безопасности – безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного (е: в том числе военного) характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
– закон от 5.03.92 № 2446-1 «О безопасности» (в ред. … от 02.03.2007 N 24-ФЗ), статья 4.
    Ограничение:
деятельности – (для иностранных инвесторов) – 1004-III ГД от 22.12.00
принятие по согласованию с государственными заказчиками решений об ограничении
доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности – ПП1132от29.09.98
прав и свобод граждан в целях защиты основ конституционного строя, ...
обеспечения обороны страны и безопасности государства - КРФ ст.55, 56
     *Приоритеты – *стратегические национальные приоритеты - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности – *УП537 от 12 05 2009 Стратегия нац. безоп.
национальной безопасности – основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность – *УП537 от 12 05 2009 Стратегия нац. безоп., п. 23
устойчивого развития – 24. Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:
повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства. – *УП537 от 12 05 2009 Стратегия нац. безоп.
     Факторы, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом (сведения) – не коммерческая тайна – 98-ФЗ от 29.07.04, статья 5
     Режим* коммерческой тайны - правовые, организационные, технические и иные
принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну,
меры по охране ее конфиденциальности – режим коммерческой тайны
считается установленным после принятия обладателем информации,
составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.–
98-ФЗ от 29.07.04, статья 10
      Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних
потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности,
общества и государства – на долгосрочную перспективу заключаются:
в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности
и суверенитета Российской Федерации;
в превращении Российской Федерации в мировую державу,
деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности
и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
УП400 от 2.06.2021 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
 (УП537 от 12.05.09 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - утратил силу)
    *Силы обеспечения национальной безопасности - *Вооруженные Силы
Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы,
в которых федеральным законодательством предусмотрена военная
и (или) правоохранительная служба,
а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие
в обеспечении национальной безопасности государства
на основании законодательства Российской Федерации –
УП400 от 2.06.2021 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
   


Рецензии