Фракталы часть 24

Фракталы* часть 24

* Фракта;л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — множество, обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей).
Шекспир был незаконнорожденным принцем, сыном королевы Елизаветы I -- вот новая теория американского историка и писателя Пола Стрейтса. Отцом гения был, конечно, не перчаточник из Стратфорда, а любовник королевы Томас Сеймур. По-настоящему Вильяма Шекспира звали Эдуард де Вере, и он носил титул 17-го графа Оксфордского.

Собственно, впервые гипотезу о том, что Шекспир -- это Эдуард де Вере, выдвинул в 1920 году один английский учитель (и горячо поддержали его современники, в том числе Зигмунд Фрейд). Новизна теории Стрейтса лишь в том, что он выяснил незаконно-королевское происхождение самого графа.
Выводы историка основаны на тщательном изучении биографий Елизаветы, Сеймура и де Вере. В судьбе последнего есть странные повороты и необъяснимые случаи покровительства, а многие обстоятельства жизни графа симметрично отражены в шекспировских пьесах. Совпадает и другое: де Вере имел превосходное образование, хорошо знал жизнь аристократов, имел интерес к театру, но, как человек из высшего общества, не мог подписывать драмы своим именем.
Впрочем, одно обстоятельство заметно портит теорию. Когда граф де Вере уже умер, Шекспир все еще писал свои пьесы...
Однако и все остальные гипотезы о том, кем был Шекспир, небезупречны.

Был ли Шекспир -- вот в чем вопрос!

Шекспировский вопрос, который не легче гамлетовского, существует уже более 200 лет. Им задавались в свое время Уолт Уитмен, Марк Твен, Генри Джеймс, Зигмунд Фрейд... Шекспироведы разных стран давно разделились на враждующие лагеря и продолжают ломать копья в споре, который никогда не будет разрешен. Почему?
Достаточно ознакомиться с фактами, которые перечисляет в своей книге "Игра об Уильяме Шекспире, или Загадка Феникса" российский шекспировед Илья Гилилов, собравший о Великом Барде множество исторических сведений (правда, и выводы Гилилова многие подвергают сомнению).


* Лингвистический анализ пьес и сонетов Шекспира показывает: его словарный запас -- от 20 до 25 тысяч слов. Но даже самые образованные люди того времени владели не более чем 9-10 тысячами слов.
* Шекспир отлично знал французский, итальянский, греческий, латынь. Имел обширные познания в истории древнего мира и Англии. Цитировал Гомера, Овидия, Сенеку, Бокаччо, Монтеня. Разбирался в медицине, ботанике, музыке, юриспруденции, военном и морском деле... А родился в семье, где все были неграмотны! И нигде не указано, получил ли он сам хоть какое-то образование. Еще более странный факт -- то, что даже дети Шекспира не умели писать. Его дочь, расписываясь, рисовала на бумаге крест.
* Не сохранилось абсолютно никаких рукописей Шекспира или книг из его библиотеки. Все, что есть, -- шесть подписей под деловыми бумагами, написанные человеком, который, судя по неровному почерку, редко держал в руках перо.
* Однако есть документы, из которых ясно, что некий "Шекспир из Стратфорда" занимался мелким ростовщичеством и постоянно судился с соседями из-за долгов. Завещание Шекспира, найденное священником через 100 лет после смерти гения, -- крайне убого и примитивно. В нем все расписано до последнего пенса, в том числе посуда. Есть там и такая знаменитая фраза: "Жене -- вторую по качеству кровать".
* Даже первый бюст на могиле Шекспира изображал его с мешком, символом богатства. В середине XVIII века обветшавший памятник был заменен. Новый скульптор дал поэту в руки перо и бумагу. С тех пор каждый год в день рождения Шекспира старое птичье перо статуе меняют на новое.

Особое задание пришельцев

На сегодня известны около 60 "кандидатов в Шекспиры". Вот главные из них.

* Фрэнсис Бэкон, английский философ и ученый. Он много путешествовал и читал в оригинале на нескольких европейских языках. Бэкон называл себя "тайным поэтом", к тому же владел загадочным манускриптом, где его рукой написаны названия нескольких пьес Шекспира, имя драматурга и цитаты из его произведений.
* Кристофер Марло, английский поэт и драматург, предшественник Шекспира. Марло умер в 1593-м, но, по версии ученых, его смерть (заколот в трактире кинжалом из-за девицы) была сфабрикована, чтобы спасти поэта от обвинений в ереси, а сам Марло, воскресший под чужим именем, принялся сочинять шедевры. Первые великие пьесы Шекспира появились сразу после смерти Марло.
* Граф Роджер Меннерс и его жена Елизавета, дочь поэта Филипа Сидни. Граф учился в лучших университетах Европы, много путешествовал. Теория принадлежит Илье Гилилову.
* Оксфордская графиня Мэри Пэмброк. Это гипотеза американского ученого Робина Уильямса. Поскольку на рубеже XVI века женщина не могла открыто писать для такого "безнравственного" места, как театр, Мэри сочиняла под мужским псевдонимом. В пользу теории говорит то, что некоторые сочинения посвящены сыновьям графини; Шекспира называли "нежным лебедем Эйвона", а лебедь был символом Мэри, и дом ее стоял на Эйвоне; пережитые графиней тяжелые утраты отразились в текстах пьес. Кроме того, эта гипотеза объясняет бурно обсуждаемую бисексуальность Шекспира (известно, что двадцать один его сонет посвящен замужней темноволосой женщине, а сто двадцать шесть -- белокурому мужчине). Уильямс считает, что графиня Мэри адресовала сонеты своему молодому любовнику.
* Граф Эдуард де Вере, предположительно незаконнорожденный сын Елизаветы I (см. выше).
* Сама королева Елизавета. Сравните знаменитую гравюру из первого собрания сочинений Шекспира и портрет королевы.
* Некий итальянец по имени Микеланджело Кролаланца, который родился на Сицилии и бежал в Англию, спасаясь от инквизиции.
* Сэр Генри Невилл, дипломат и дальний родственник Шекспира. Карьера Невилла часто помещала его в обстоятельства, описанные в пьесах. Это последний на сегодня кандидат в гении английской литературы (версия опубликована в 2005 году).
* Тело, в которое вселилось высшее существо. Оккультная теория тибетского ламы Лобсанга Рампы звучит так: "Сын бедного фермера, получивший впоследствии известность как Шекспир, обладал одним величайшим качеством. По своей "частоте" он был полностью совместим с существом, которое должно было прийти на Землю для выполнения особого задания... Когда существо достаточно освоилось с новыми телом и мозгом, оно начало выполнять свое задание, которое состояло в написании бессмертных классических произведений".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии