Фракталы часть 22

Фракталы* часть 22

* Фракта;л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — множество, обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей).
Вторая жизнь в чужом теле.
Есть только миг между прошлым и будущим.

Что считать жизнью? И что считать смертью? Во многих странах принято положение, по которому человек считается умершим, когда погибает его мозг. Несмотря на то, что его дыхание и биение сердца может поддерживаться с помощью специальных аппаратов. Мозг гибнет в течение нескольких минут. Миг -- и человек уже никогда не станет тем, кем был прежде, он умер как личность. Однако живы его органы, и они могут спасти людей, у которых все еще есть надежда. Люди, которым бывает необходима пересадка органа, чаще всего молоды, в среднем тридцати-сорока лет. Причем от такой беды никто не застрахован -- достаточно осложнения после банальной простуды, чтобы случился сбой в работе какого-нибудь из внутренних органов, вследствие чего потребуется его замена на донорский. Тысячи человек по стране ежегодно нуждаются в пересадке, но количество подобных операций измеряется десятками. В первую очередь, из-за несовершенства юридических законов.
Орган, который берется для пересадки, в то время как кровообращение в теле донора сохраняется, намного жизнеспособнее, чем тот, который взяли, грубо говоря, у трупа. А это значит, что у того, кому пересадят "живую" почку или сердце, есть больше шансов быстрее поправиться после операции и дольше прожить. Но как, как узнать точно, что мозг человека, который должен стать донором, действительно умер?.. Это можно определить с помощью специальных исследований. Однако его близким бывает очень трудно осознать, что человек мертв, несмотря на то, что его сердце еще бьется. И тем не менее сейчас в Госдуму внесен законопроект о поправках в Закон РФ "О трансплантации органов и тканей человека". В нем предлагается установить формальный порядок прижизненного отказа человека от изъятия органов в виде специального заявления. Те, кто таких заявлений не напишет, в случае смерти от черепно-мозговой травмы или мозговой катастрофы будут считаться потенциальными донорами.
Трансплантацию органов поддерживает религия. Папа Римский, когда с ним обсуждался вопрос донорства, сказал: "Люди, которые хотят отдать свои органы для спасения других людей, повторяют подвиг Христа". Положительно относится к пересадке органов и Русская православная церковь. А все сомнения по поводу гуманности трансплантологии можно, наверное, разрешить одной фразой, которую пишут на плакатах, вывешиваемых на дверях испанских соборов: "Не берите свои органы на небеса. Там они вам не пригодятся".

Пересаженные души.

В трансплантологии много проблем и помимо юридических. Одна из главных -- приживаемость пересаженных органов. Иммунитет человека запрограммирован удалять из организма любую ткань, которая покажется ему чужеродной. Даже если орган приживется и будет нормально работать, человек вынужден пожизненно принимать препараты для подавления иммунитета. Однако самое загадочное явление, с которым приходится сталкиваться специалистам по пересадке органов, -- это глубокие изменения личности, неожиданно возникающие у пациентов, перенесших подобные операции. Иначе говоря, люди, которым приживили чужие органы, приобретают черты характера, склонности и привычки, присущие донорам.
В специализированных изданиях недавно были опубликованы результаты многолетних исследований американского ученого, профессора психологии и медицины университета Аризоны Гари Шварца. Из них следует, что по меньшей мере у каждого десятого пациента, перенесшего операцию по пересадке сердца, легких, почек или печени, наблюдаются изменения личности. В досье, собранном американским ученым, насчитывается более 70 случаев, когда пациент по неизвестным причинам после операции по пересадке внутренних органов полностью менял свои предпочтения в еде и даже образ жизни. При этом, как оказывалось, эти черты в поведении были характерны для доноров, от которых были получены органы. В том числе воспринимались и таланты прежних обладателей пересаженных органов.
В одном из описанных Шварцем случаев молодой балерине пересадили сердце и легкие. До операции девушка была буквально подвинута на здоровом образе жизни; тем не менее, выйдя из клиники, она первым делом отправилась в ближайшую забегаловку Kentucky Fried Chicken и заказала двойную порцию жареных куриных окорочков. Прежде ей и в голову не могло прийти ничего подобного. Характер ее тоже заметно изменился: она стала очень напористой и даже агрессивной, тогда как раньше все знакомые находили ее весьма сдержанной и уравновешенной. Не на шутку обеспокоенная столь разительными переменами в себе, девушка заподозрила, что с пересаженными ей органами что-то неладно. В результате долгой и упорной борьбы с медицинской бюрократией она выяснила, что доставшиеся ей сердце и легкие принадлежали 18-летнему парню, разбившемуся на мотоцикле. Как оказалось, он отличался и склонностью к агрессии, и страстью к жареным окорочкам: в кармане его куртки нашли пакет, купленный за несколько минут до аварии в ресторанчике KFC.
Другой примечательный случай касается восьмилетней девочки, которой пересадили сердце другой, десятилетней, ставшей жертвой жестокого убийства. После пересадки ребенку начали сниться кошмары, в которых ее убивали. Кошмары были такими мучительными, что пришлось обратиться к психиатру. То, что услышал врач, убедило его в том, что речь идет об обстоятельствах смерти девочки-донора. Эта информация, переданная полиции, оказалась настолько точной, что убийца был опознан и пойман.
Профессор Шварц считает, что внутренние органы человека имеют собственную биохимическую память и энергетику. Пересаженные в новый организм, они выделяют в кровь элементы, которые могут привести к изменениям психосоматических рефлексов, не поддающихся контролю головного мозга.

Возможна ли вечная жизнь?

В романе фантаста Беляева "Голова профессора Доуэля" жили и здравствовали отделенные от туловищ головы. А одна из голов так даже получила новое тело, в результате чего получился вполне полноценный человек. Впрочем, по современным меркам это не такое уж и чудо. К примеру, не так давно была проведена успешная операция по пересадке лица. 38-летней француженке Изабель Динуар, искусанной собакой, полностью пересадили лицо от донора, которая погибла в результате самоубийства. И трансплантация головы для нынешнего уровня хирургической техники и медицинской аппаратуры -- всего лишь вопрос времени. Проблемой остается, как и для других органов, только приживаемость тканей, ну и, может быть, пока еще не отработанная техника точного совмещения нервов и костных структур. Только вот какой человек будет жить после такой операции: тот, кому принадлежит меньшая часть его тела -- голова, или тот, чью жизнь продолжает туловище?!
И все же это перспектива практически "вечной жизни", и она представляется весьма заманчивой. На конференции, посвященной вопросам продолжительности жизни, которая недавно прошла в университете Оксфорда, геронтолог Обри де Грей заявил, на Земле уже родилось поколение людей, которое сможет дожить до тысячи лет. По мнению де Грея, все, что необходимо для достижения такого преклонного возраста, это регулярный "техосмотр" организма и замена отработавших органов.

Хранить в темном и прохладном месте.

Возможно, не так далек и тот день, когда человек сможет хранить свои запасные органы в собственном холодильнике. Органы, которые не нужно будет брать у донора, органы, которые будут выращены на "генетических грядках" из клеток того человека, кому они и предназначены. Дело в том, что в организме имеются так называемые стволовые клетки -- зародыши всех остальных. Из них можно вырастить любой орган: сердце, печень, почку... То есть дубликат того органа, который требует замены. Это снимет главную проблему -- совместимости тканей. Также удастся избежать и памяти органов о своей прошлой жизни.
Другой способ решения проблем трансплантологии -- использование человеческих клонов в качестве "запчастей". Однако в этом случае тоже возникает ряд морально-этических проблем. Поскольку полноценный клон -- это вполне самостоятельный организм, "разбирать его на части" -- убийство. Можно клонировать отдельные органы, но это может занять продолжительное время, тогда как никто не знает, когда и какие органы могут потребоваться для пересадки. Довольно оригинальный способ предложили английские генетики. Они объявили, что через пять лет сконструируют человеческий клон, но без головы. То есть безголовое тело даже живым назвать нельзя, оно просто лежит себе в специальных условиях, при которых все органы жизнеспособны, и ждет, когда понадобится.
Фантастика? Да. Потому что фантастика -- это ненадолго отсроченная реальность...
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.


Рецензии