Найти в борьбе

  Ты не ценишь, пока все хорошо. Ты даже не задумываешься о том, кто ты есть, пока вокруг все спокойно. На нравственные возвышенные речи наших педагогов в школах мы часто закатываем глаза, а потом в коридорах или дома с пылом в груди и кровью у глаз, зло смеясь, кричим: «Да что мне дала ваша Родина? Свалю заграницу. Вот там жизнь…» И я так, что уж греха таить, говорила. И была абсолютно уверена в своей правоте.
  А потом начала чувствовать, что я сама себе будто не верю. С таким пылом я рассказывала о своих заграничных планах, будто пыталась не кому-то доказать, что у нас в стране все плохо, а прежде всего самой себе, которая подсознательно где-то чувствовала предательскую для Запада любовь к своей Родине, которая то и дело периодически просыпалась во мне во время походов в музеи, просмотров фильмов или просто прогулок на природе… Я стала замечать, что все чаще думаю об этом. И так, постепенно, я бы сказала, прозрачно, неощутимо, на протяжении долгих месяцев, может, даже лет, во мне зрело ощущение того, что я люблю Россию, что больше не хочу уезжать «за бугор», а судьба наших детей меня волнует куда больше, чем желание беседовать с британцами о погоде в ежедневный «файвоклокти».
  Постоянно, каждый день я слышу, как кто-то жалуется на нашу Родину, вместо того, чтобы начать хоть как-то что-то менять, да и просто делать хоть что-нибудь полезное. В прошлом рассказе я писала про несправедливость. Мне кажется то, что я описываю сейчас очень тесно связано с этим процессом «привыкания» к несправедливости: счастье нужно строить, неустанно работать над ним. Конечно, проще опустить руки и положиться на «сильных мира сего», а потом взвалить всю ответственность за свою жизнь и судьбу на них. Моя учительница по истории часто говорила о том, что испокон веков русские нуждались в царях, потому что сами в своих головах царей не видели. Это продолжается и по сей день. Но, мне кажется, мы уже близки к переменам.
  Наступил март 2022, а вместе с ним и война. Я никогда не чувствовала себя настолько русской, как чувствую теперь. Когда весь мир против вас, когда каждый день появляется новое препятствие рядом, только потому, что ты русский человек, невозможно не идентифицировать себя. Кто-то с ужасом и стыдом отрекся от дома. Я рада, что со мной произошло другое. Я стала примечать все, что рядом со мной: людей, слова и выражения, природу… Задумайтесь: есть солнце, которое только  в России похоже на блин, «да нет наверное», которое ни один иностранец не в силах понять… А наши писатели, художники, природа, актеры.. Наши острые нецензурные выражения, в конце концов. Это все наше. НАШЕ.
  Стоя на улице и глядя далеко вдаль, я стала часто представлять, что рядом нет никаких зданий, только поля и ясное солнце. Вдали стоят деревянные избы, и неведомо откуда доносится трогательный голос жалейки и песня, на языке, который вряд ли теперь можно без особых знаний понять, но наделенный невероятно знакомыми звуками и выражениями, какими и сейчас полон наш язык. Сложно описать, как и почему мне в голову приходят именно эти образы. Я не закрываю глаза, чтобы это представить. Я просто вижу, будто по-настоящему вижу наше прошлое. И в такие минуты я ощущаю невероятный прилив сил. Прилив особой энергии, которая вселяет надежду, любовь…
  Я против войны. Я не разделяю людей на «своих» и «чужих»: для меня все мы «близкие люди, как ни крути». Но для меня теперь особенно важно ощущение того, что я русская. И пусть во мне течет кровь сотен и тысяч разных народов: русским человека делают не гены, а характер, особое ощущение природы и людей, вкуса жизни, смерти, Родины… В любое время, даже в самое тяжелое, нужно искать вокруг маленькие радости, поводы для счастья. Я благодарна за это новое ощущения причастности к чему-то большому, глубокому, вечному…

*этим мыслям и событиям посвящено мое стихотворение «Я слышу голоса…»


Рецензии