Житие архиепископа и гимнографа Андрея Критского

Житие архиепископа и гимнографа Андрея Критского (Иерусалимского).

Часть 1. Немой, разговорившийся малыш.

Давно – то было, очень уж давно,
А потому и сведений немного,
Но попытаюсь я, однако, всё равно,
Поведать миру о святом отце от Бога.

Родился он в Дамаске, в VII веке,
В семье Георгия с Григорией – известно,
И, кажется, родился на рассвете,
Хотя об этом – лишь догадки, если честно.

Андрей воспитывался в христианской вере,
Родители водили его в храм,
Он, молча, слушал в храме песнопения,
Душой, взывая, только к Небесам.

Лет до семи не говорил малец ни слова,
Был нем, как рыба, как могила, как песок,
Но вдруг однажды, после Таинства Святого,
Заговорил тот достохвальный паренёк.

Родители, ушам своим не веря,
Хвалу Всевышнему за это вознесли,
И все присутствующие были в удивлении,
То было чудом Божией любви.

Не просто так всё в жизни происходит,
Нам Божий замысел нельзя предугадать,
Когда же Дух Святой с Небес снисходит,
Тогда лишь начинаем прозревать.

После Причастия разговорившийся Андрей
И сам был под сильнейшим впечатлением,
С тех пор тот юный, Богом избранный, еврей
Внимал Священное Писанье с упоением.

Стал богословские науки изучать,
Душа его тянулась к Богу, к знаньям,
И потихоньку стал осознавать,
Что был немым, возможно, неслучайно.

Часть 2. Юность в Иерусалиме.

Желание лучше разобраться, глубже,
В науках богословских, привело
Его к решению – учиться дальше,
У тех людей, кто этим жил давно.

Намерение свое он сообщил
Родителям, годков этак в пятнадцать,
Отец его тогда благословил
В Иерусалимский монастырь податься.

Мечта мальчишки воплотилась в жизнь.
В монастыре в честь Саввы Освященного
Он смог труды святых отцов постичь,
Всех праведников, живших до него.

Он много сил занятьям отдавал,
В свободное, от монастырской службы, время,
И, как послушник умный, показал –
Насколько искренне он в Бога верит.

Когда пострижен был Андрей в монахи,
Ему доверили ответственную должность,
Нотарием* он стал у патриарха,
Там появилась новая возможность.

У патриарха Феодора все бумаги
Андрей писал, вычитывал и знал,
При этом приходившие монахи
С ним дискутировали, видел и мирян.

Общительным Андрей был человеком,
Старался от других что-то узнать,
И сам мог собеседника, с успехом,
В их диалоге, в чём-то убеждать.

Способности оратора заметил
В нём патриарх иерусалимский сразу,
И убеждён был, что он, с качеством вот этим,
Способен убеждать мирскую паству.

— Тебе бы, диакон, просвещать заблудших
И не пришедших к вере христианской.
— сказал местоблюститель, — Это – лучше,
Чем разглагольствовать с монахами напрасно.

Нотарий* – кто-то, вроде современного секретаря патриарха.

(09.03.2022 г.)

Часть 3. VI Вселенский Собор в Константинополе.

Он на VI Вселенский Собор призван
Был патриархом Феодором не напрасно,
Ведь на Соборе шла борьба с монофелитством –
Учением, для христиан, весьма опасным.

Сан архидиакона пред этим получил
Молоденький монах, готов был к тяжбе,
В нём много было знаний, много – сил,
Он, как оратор, был в речах отважен.

Противоборствовать учению заблудших
Архидиакону Андрею удалось,
Он на Соборе был как света лучик,
Еретикам к нему прислушаться пришлось.

Так глубоко знал православные догматы,
Что с упоением, о Христовой воле,
Привёл такие на Соборе постулаты,
От коих сдались оппоненты поневоле.

Хоть молод, но начитан архидиакон,
Священники, что были вместе с ним,
Решили – выступленье было знаком –
Огромной к Богу, преданной любви.

Его заметил патриарх и византийский,
В Константинополь пригласил Андрея он,
Чтоб смог возглавить там приют сиротский,
Раз хорошо так с богословием знаком.
(10.03.2022 г.)

Часть 4. Остров Крит.

В приюте прослужил он двадцать лет,
И с этим делом справился отлично,
Впервые появились там на свет –
Его молитвы и труды теологические*.

Руководителем строительства, на Крит,
Назначили его, в конце концов,
Немало храмов было им возведено,
Да и приютов – для сирот и стариков.

Он, как святитель, как архиепископ,
Вёл службы в храме, с паствою общался,
Молился искренне, спокойно, но речисто,
Всех причащал и сам он причащался.

В свободное, от основных занятий, время
Архиепископ сочинял молитвы и каноны,
Известные всем, ныне, песнопенья,
В них откровения души, и плач, и стоны.

Предание гласит, что он однажды,
Молитвами, предотвратил налёт пиратский,
Молился о дождях, когда их жаждал,
Во время засухи, когда был зной там адский.

Услышаны его молитвы были,
Пролился дождь и землю напоил.
Архиепископа на острове любили,
И за советом к нему каждый приходил.

Он часто приезжал в Константинополь,
Встречался с патриархом там, друзьями,
С монахами, служителями храмов,
В пути общался с моряками, бедняками.

В свою последнюю такую вот поездку
Отправился, предчувствуя кончину,
Со всеми попрощался он душевно,
Пред тем, как этот белый свет покинул.

Никто не знает точную причину
Его кончины на одном из островов,
Зато архиепископа все помнят,
Как автора церковных «Песнослов».

Теологические труды – комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.

Часть 5. Великий покаянный канон.


Как много в нашем мире зла и лжи,
Увы, не дремлет враг людей коварный.
Писал святой Андрей канон души,
Совсем не думая, что будет популярным.

После Вселенского собора написал
Он этот гимн душе, как плач пред Богом.
Кто, хоть разок, его однажды прочитал,
Уразумел ли смысл его глубокий?

(11.03.2022 г.)


Рецензии