Наталья Петрова - модель, актриса, бизнесвумен

     Я икрою ей булки намазывал –
     Деньги просто рекою текли.
     Я ж такие ей песни заказывал,
     А в конце заказал «Журавли».               
                (В. Высоцкий, «Городской романс»)

    Наталья Петрова стала знаменитой после выхода культового пятисерийного телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979), в котором она снялась в эпизодической, но запоминающейся по сюжету роли.
    Родилась актриса в 1945 (по другим данным – в 1948 или 1953) году в Харькове (Украина). По линии отца Наташа является дальней родственницей композитора Андрея Павловича Петрова, актеров Театра на Таганке Игоря Петрова и кино Андрея Петрова, также цыганского певца и актера Шандора Пэтрова. Школьная золотая медалистка, актерской профессии девушка не училась: окончила московский Институт иностранных языков. Некоторое время красавица работала моделью: Наталья представляла на подиуме и в рекламных журналах продукцию компаний «Союзпушнина» и «Ювелирторг».
    В начале 70-х Петрову заметил кинорежиссер-«сказочник» Александр Птушко. Он доверил девушке без профильного образования главную роль в экранизации поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1972). Интересно, что изначально играть Людмилу должна была другая актриса – Наталья Варлей. Но когда Птушко увидел в массовке невообразимо привлекательную Наташу Петрову, он быстро организовал замену уже утвержденной артистки.
    Шумный успех картины отнюдь не способствовал ее карьере актрисы. После этого она долго не снималась в кино, вернувшись к своей прежней профессии.
    Наталья была знакома с Владимиром Высоцким. В 73-м их познакомил ее будущий муж (поженились в 1974 году), работавший на КГБ иранский бизнесмен Бабек Серуш (агентурное прозвище «Сэр Макитра»), официально занимавшийся поставками технологического оборудования в СССР из Европы и США (также ходили слухи, что он торговал советским оружием и наркотиками).
    «Уже после смерти Бабека Наталья Петрова однажды немного приподняла завесу тайны и сказала: "Да, сложно представить иностранца его уровня в то время в качестве персоны грата в СССР без контактов с соответствующими органами. Вряд ли просто так все шептали ему в спину в том же московском ресторане «Националь»: «Господин номер один пришел…» Наверное, такому титулу соответствовала какая-то цена"». (Интернет-сайт журнала «Femmie» femmie.ru, 2020 г., О. Касьянова, «75-летняя Наталья Петрова из «Место встречи изменить нельзя». Как попала в кино, где нашла мужа-миллионера и как выглядит сегодня», глава «Господин номер один пришел».)
    Как выяснилось, усердно работала на органы и его возлюбленная, ставшая позже женой, Наташа Петрова. Что не удивительно…
    Уехавший в 1995 году в Канаду сотрудник КГБ Виктор Попов, с 1972 по 91-й гг. работавший в отделах, курировавших выезд за границу, творческие союзы и международное спортивное сотрудничество, в 2020-м выпустил документальную книгу мемуаров «Заговор негодяев. Записки бывшего подполковника КГБ». В главе «КГБ и Владимир Высоцкий» фигурируют герои нашего рассказа: «В чем же разница между двумя парами: Высоцкого – Влади и Бабека – Петровой, в которых супруги были иностранцами? Прежде всего в том, что Наталья Петрова и Серуш Бабек были агентами КГБ СССР. Поэтому проблем с выездом и въездом у супругов Бабек не возникало. Хотя Бабек не был гражданином СССР и ему каждый раз требовалась въездная виза. Наталья же обзавелась еще и паспортом США, что с учетом ее работы на КГБ нас удивлять не должно. Ее муж Бабек имел гражданство ФРГ».
    О том, что Серуш работал на советские органы ГБ, рассказывал и его приятель, кинорежиссер, сценарист, актер и писатель Александр Стефанович: «Были люди, которые его (В. Высоцкого. – А. С.) обожали и которые ему покровительствовали. Вот в частности среди моих приятелей был такой, э-э-э, Серуш Бабек. Это был ира…, иранского происхождения молодой человек, мультимиллионер, который жил в Советском Союзе, потому что он поставлял какие-то компоненты для ракет из Западной Германии, значит (улыбается), в обход, там, различных санкций. Он организовал студию звукозаписи и вот там Володя пел свои песни. И все пе…, все пластинки, изданные за границей – а их довольно много было, издавалось – это было дело рук Серуша Бабека. Поскольку Серуш, Серуш Бабек был сам связан с, э-э-э, КГБ, и-и-и то ему это, так сказать, всё смотрели сквозь пальцы на, на эти его маленькие шалости. Главное, чтобы он компоненты для ракет <поставлял>». (Док. фильм из цикла «По поводу» «Высоцкий: баллада о борьбе», автор М. Киреева, продюсер И. Киреев, режиссер М. Цвирко, МТРК «МИР», 2015 г.)
    Ранее тот же Стефанович вспоминал: «Серуш дружил с Володей Высоцким и записывал у себя в студии на даче его «антисоветские» пластинки, выходившие на Западе.
    Бабек был нашим приятелем и постоянным посетителем Дома кино, где мы часто сиживали за одним столом с тем же Володей Высоцким, Борисом Хмельницким…» (А. Стефанович, «Пугачевочка. Скромная свадьба», «Коллекция "Караван историй"», № 12, декабрь 2011 г.)
    В беседе с журналисткой Александр Стефанович, рассказывая о собственной свадьбе с Аллой Пугачевой (бракосочетание состоялось в конце 1977 года. – А. С.), упомянул имена и Бабека Серуша, и Владимира Семеновича: «Сразу после официальной церемонии мы отправились в Опалиху к нашему приятелю Серушу Бабеку, он купил тогда у Людмилы Зыкиной дачу, где и был накрыт стол. Бабек – личность легендарная: богатый бизнесмен, он был гражданином Ирана и поэтому вел себя очень независимо. Он прославился тем, что устроил на этой даче студию, где записывал песни Володи Высоцкого и издавал его пластинки во Франции. В его доме были бассейн, спальни с джакузи, в общем, то, что советские люди видели только в кино. Неудивительно, что у него часто собирались самые известные в тогдашней московской тусовке люди – актер Борис Хмельницкий, режиссер Владимир Краснопольский, Высоцкий с Мариной Влади и многие другие». (Интернет-сайт «NEWSmuz.com» newsmuz.com, 10 апреля 2009 г., Ю. Зимарева, «Бывший муж Пугачевой: "Она никогда не уйдет со сцены!"»: интервью с А. Стефановичем.)
    Да, Серуш поддерживал дружеские отношения с бардом. И действительно, некоторые фонограммы для пластинок Высоцкого, выходивших в Европе и США, записывались в студиях иранца – домашней, в квартире элитного дома у Речного вокзала в Москве, и на даче Бабека в Опалихе, купленной им у певицы Людмилы Зыкиной за 25 тысяч советских рублей. Огромный дом с садом и бассейном посещали многие известные люди того времени. На этой даче, как уже известно, праздновали бракосочетание Алла Пугачева и Александр Стефанович, для которых Серуш стал другом семьи. А в доме миллионера, помимо шикарной по тем временам музыкальной аппаратуры, была гитара, предназначенная только для барда.
    Видимо, за услуги звукозаписи и дорогую гитару Владимир Семенович посвятил ему нелепые строки:

                Живет на свете человек
                С древнейшим именем Бабек.
                Друзьям хорош Бабек Серуш
                Хранить богатство наших душ,
                Оно ему дороже денег.

    О знакомстве Бабека с поэтом, записях его песен и не только Наталья поделилась воспоминаниями в беседе с пятигорским журналистом Валерием Перевозчиковым.
    «В. П.: А как Бабек познакомился с Высоцким?
    Н. П.: Точно не знаю… Их познакомили в какой-то большой компании (инициатором знакомства был приятель В. Высоцкого, певец, музыкант и композитор Анатолий Бальчев (Кипа). – А. С.). И это было в нашей квартире на Фестивальной (в Москве. – А. С.).
    В. П.: Ваши первые впечатления (от знакомства с В. Высоцким. – А. С.)?
    Н. П.: Вы знаете, было такое впечатление, что я – еще до знакомства – хорошо его знала. А так… Обычный человек, спокойный, с хорошим юмором. Когда я его впервые увидела – Высоцкий был в кожаном пальто, небольшого роста обыкновенный человек. Но сила в нем чувствовалась, внутренняя громадная сила… Я видела его редко, потому что, в основном, жила за границей… И до меня только доходило – вот приходил Володя, вот записывали его на даче…
    В. П.: А аппаратуру Бабек специально купил, чтобы записывать Высоцкого?
    Н. П.: Купил, привез… А насчет того, что специально для Володи – не знаю… Хотя для кого еще…?!
    В. П.: А вы были хоть на одной записи?
    Н. П.: Была на одной… Часто приходилось останавливаться, потому что мешали электрички – рядом с дачей проходила железная дорога.
    В. П.: Вы знаете, была такая легенда… Что электрички останавливали, чтобы не мешать записи…
    Н. П.: Да, я слышала про это…
    В. П.: А с Мариной Высоцкий бывал на даче?
    Н. П.: Я Марину у нас видела один раз, но не уверена, что на даче… Чаще Володя появлялся с другой девушкой…
    В. П.: Оксана Ярмольник?
    Н. П.: Да, да… Я это знаю.
    В. П.: А про наркотики вы знали?
    Н. П.: Да, конечно. Но никогда не общалась с ним (В. Высоцким. – А. С.) на эту тему… – не до того было. И только после смерти стали говорить на эту тему». (В. Перевозчиков, «Фрагменты разговоров – для "Дневника Высоцкого"», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 17, февраль 2015 г., глава «Наталья Владимировна Серуш».)
    До знакомства с Петровой пронырливый иностранец «крутил любовь» с другой красавицей, актрисой театра и кино, артисткой балета Натальей Седых, исполнительницей роли Настеньки в фильме-сказке Александра Роу «Морозко» (1964). Та вспоминала: 
    "«– В начале 70-х годов у меня были отношения с одним очень богатым иностранцем, сейчас бы его назвали олигархом. Он учился в Советском Союзе, хорошо говорил по-русски. Познакомились в ресторане, и он тут же принялся за мной ухаживать. Я же поначалу шарахалась от своего кавалера, понимая, что за ним наверняка следят спецслужбы».
    Наталья отказалась назвать имя своего ухажера-миллиардера, но намекнула, что после расставания с ней тот женился на другой актрисе, сыгравшей главную роль в киносказке «Руслан и Людмила». Ба! Значит, ее добивался сам Бабек Серуш – иранский бизнесмен и близкий друг Владимира Высоцкого. Сын одного из лидеров иранской компартии, он вырос в советском детдоме. А потом неожиданно разбогател. По одной из версий, на него свалилось наследство от умершего дяди. И тогда этот симпатичный юноша, рост которого составлял всего 152 сантиметра, стремительно вошел в советскую богему. И окружил себя первыми красавицами. А женой его стала модель и актриса Наталья Петрова, сыгравшая Людмилу в экранизации поэмы Пушкина.
    «– Когда он звал меня замуж, – продолжает Седых, – то преподнес огромный изумруд в бриллиантовой оправе. Но я отказалась принимать столь дорогой презент. Сейчас я, наверное, взяла бы такой подарок. А тогда понимала, что уже на карандаше у КГБ, разгуливая с состоятельным другом по ресторанам. Наши отношения быстро сошли на нет. Я влюбилась в другого мужчину»". (Г. Ушакова, «Наталья Седых: "В Большом театре все знали любовников Плисецкой!"»: интервью, «Экспресс-газета», № 8, 4 марта 2012 г.)
    Вернемся, однако, к рассказу об основных героях главы.
    Благодаря (или – вопреки) поэту и актеру Наталья совершенно неожиданно и случайно во второй раз попала в кино.
    После успеха в фильме Птушко, сниматься Петрову изредка, но звали. Но уже не на роли царевен, а все больше трудовых девушек или теток – поварих, крановщиц, ткачих и строительниц. Не ее типаж, она брезгливо отказывалась… И вот ей поступает предложение «засветиться» в телесериале – не от кого-то, а от самого Владимира Высоцкого! Он предложил ей исполнить роль официантки Марианны в ставшем легендарным фильме «Место встречи изменить нельзя», снятом на Одесской киностудии по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Станислав Говорухин планировал отснять сцену в ресторане, где группа оперативников устроила засаду на преступника-рецидивиста Фокса. На все про все у режиссера была лишь одна ночь – именно на этот срок киношники арендовали ресторан «Центральный» в Москве, изображающий «Асторию». Неожиданно, актриса, которая должна была играть роль официантки, приболела. И тогда Высоцкий уговорил жену своего друга Петрову подменить ее. Поначалу Наталья отказывалась сниматься, но в итоге сдалась настоятельным просьбам Жеглова… Так в 1979 году она вновь появилась на экране.
    Из интервью Натальи все тому же Валерию Перевозчикову.
    «В. П.: А история вашего участия в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя»?
    Н. П.: Как фильм уже знаменитый…?! В тот день я уже была дома, и не хотела выходить. А тут звонит Слава Говорухин: «Заболела актриса, а роль приличная… Ты же актриса – приезжай!» Ну, я оделась, там меня загримировали…
    В. П.: Съемки были в «Праге»?
    Н. П.: Нет, в «Центральном». Съемки шли всю ночь… Там же меня выбрасывают из окна… Так уже светало». (В. Перевозчиков, «Фрагменты разговоров – для "Дневника Высоцкого"», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск), № 17, февраль 2015 г., глава «Наталья Владимировна Серуш».)
    В интервью, данном 8 января 1990 года все тому же Перевозчикову, Бабек Серуш рассказал…
    «В. П.: Ваша жена Наталья – русская актриса. Я знаю, что она снялась в одном из эпизодов фильма «Место встречи изменить нельзя», – а как она туда попала?
    Б. С.: Это был такой смешной случай… Наталья в молодости была хорошо знакома со Славой Говорухиным. И позже, когда Слава приезжал в Москву, мы виделись. А в этот день у моего двоюродного брата было новоселье в Москве… И вдруг туда звонит Володя Высоцкий: «Слушай, у нас тут ЧП! Сняли на одну ночь ресторан, взяли официантов из «Националя» – должны снимать, а одна актриса заболела. А Слава говорит, что Наталья может хорошо сыграть эту роль…» Наталья была дома, на Речном вокзале, – стали ее уговаривать… А это было уже поздно ночью, часов в двенадцать… Она, конечно, не хотела – поздно, надо собираться, мыть голову… Она отказывалась. Но неудобно, – она и Славу, и Володю знала, – поэтому она сказала: «Мне Бабек запретил сниматься…» Володя звонит мне:
    – Так это ты запретил Наталье сниматься?!
    – Я ничего не запрещал!
    – Ладно, где ты находишься? Я заеду, и мы поедем за Натальей.
    Мы приехали, а она говорит: «Хорошо, я поеду, но если Бабек будет со мной». А Володя: «Да это очень хорошая сцена! Это недолго будет – пару минут – и все готово…» Мы приехали. Конечно, эту пару минут они снимали до шести утра… Я даже задремал где-то в кресле. А Володя все время тащил меня в зал: "Давай, мы тебя тоже снимем!"» (В. Перевозчиков (Пятигорск), «Бабек Серуш», «Библиотека "Ваганта"», № 9, 1992 г.)
    Из книги польской писательницы Марлены Зимной «Высоцкий: две или три вещи, которые я о нем знаю» (2007), глава «В меня влюблялася вся улица…»: «Бабек Серуш вспоминал в одном из своих интервью, что как-то вечером Высоцкий позвонил его жене и попросил, чтобы та приехала на киностудию, потому что заболела одна из актрис и необходимо заменить ее в небольшой роли. «Моя жена не хотела никуда ехать, было уже поздно, и она соврала, что это я не разрешаю ей сниматься в кино, – признался Бабек Серуш. – Володя позвонил еще раз и пригласил меня к телефону. «Что ты вытворяешь? – спросил он. – Что за бессмысленные запреты?» Я объяснил ему, что ничего жене не запрещал. Тогда Володя уговорил ее на эту роль. Она согласилась при условии, что я поеду с ней на студию. Мы поехали. Жена пошла на съемку, а я ждал ее в коридоре. И как бывает в кино, ту небольшую сцену снимали всю ночь и закончили лишь к утру. Я сидел и ждал, когда же там с этим управятся. А Володя все время выбегал и дергал меня за рукав: "Ну, пошли, Бабек, тебя тоже снимем"».
    В программе Андрея Малахова «Пусть говорят» («Место встречи изменить можно», Первый канал, эфир – 2 декабря 2011 г.) ведущий побеседовал с Натальей о ее съемках в эпизоде сериала. На экране в студии – кадры фильма с участием Петровой.
    «А. М.: Наташ, ну, спустя годы, когда вы смотрите эти кадры – что вы ощущаете?
    Н. П.: Мне повезло, э-э-э, несколько раз в жизни, ну, в том числе и с этим фильмом, получить эту роль. Э-э-э, это была чистая случайность. Мне позвонил Бабек и говорит: «Наташ, приезжай, тут вот заболела актриса. Приезжай, вот тут на полчасика, быстренько тебя отснимут и поедешь домой». Я говорю… А было, был вечер и была зима. И волосы у меня, видите, здесь длинные и я их только что вымыла. И уже конечно мне не хотелось одеваться, ехать… И я отказалась. Через некоторое время позвонил Володя. А кто же может Володе отказать? Ха-ха-ха-ха! Вот. Ну и, конечно, прислали машину, все это быстренько меня привезли. И знаете… Может быть вы мне не поверите – но все это было снято с одного дубля, эта сцена. Всего лишь.
    А. М.: Вы ждали, что вас будут выбрасывать из окна, или вам не сказали, это – сюрприз?
    Н. П.: Нет, нет, нет, нет! Сейчас я к этому подойду. Значит, меня одели как-то так, видите – причесали. И Слава Говорухин просто мне объяснил, что надо облить презрением нищего офиц…, вот этого офицера. Я не знала, что меня будут выбрасывать, я даже не знала, что буду танцевать, что меня пригласят, – я ничего этого не знала. Видимо, поэтому так все получилось, а-а-м-м, более-менее. Ха-ха-ха!    
    А. М.: Ну, вместо вас – скажите всем, что это не вы выпадали из окна.
    Н. П.: А-а-а, это – не я выпадала из окна. Ха-ха-ха! Все закончилось на том, что меня приподнял Бэ-э-э…
    А. М.: Белявский.
    Н. П.: Да, Белявский. Приподнял и вот видите, как я закричала естественным образом, потому, что я не понимала, в каком направлении и почему меня подняли и куда меня несут». 
    «Комсомольская правда» в номере от 19 февраля 2021 года приводит воспоминания актрисы, связанные с историей ее приглашения в сериал: «Вдруг звонит Володя Высоцкий: «Слушай, у нас тут ЧП! Сняли на одну ночь ресторан, взяли официантов из «Националя» – должны снимать, а одна актриса заболела. Наталья, ты можешь хорошо сыграть эту роль».
    Петрова была дома, в дезабилье – стали ее уговаривать. А это было уже ночью, часов в двенадцать. Она, конечно, не хотела – поздно, надо собираться, мыть голову. Она отказывалась. Но неудобно – Наташа и Славу, и Володю знала, поэтому сказала: «Мне Бабек запретил сниматься». Володя звонит Серушу: «Так это ты запретил Наталье сниматься?» – «Я ничего не запрещал!» – «Ладно, я заскочу, и мы поедем».
    «Я наспех помыла голову, переодела исподнее…, – смеется Наталья. – Володя тогда сказал: «Да это очень хорошая сцена! Это недолго будет: пару минут – и все готово». Конечно, эту пару минут они снимали до шести утра». (А. Велигжанина, «Вышла замуж за иностранца и стала наследницей огромного состояния: Как живет царевна из «Руслана и Людмилы» Наталья Петрова».)
    …Ее героиня назойливо предлагает Шарапову купить что-нибудь в буфете, он ее посылает куда подальше. Потом танцует с Фоксом, тот «засекает» за собой слежку в ресторане и, пытаясь из него убежать, выбрасывает при этом официантку из окна «Астории», ею же разбивая его… Съемки этого эпизода велись в московском ресторане «Центральный» 28 декабря 1978 года. После любопытные зрители и дотошливые журналисты часто задавали Белявскому вопрос: дескать, как мог так поступить, даже в кино?! На что он, устав оправдываться, отвечал: «Новогодние дни, 30-градусный мороз, клиенты, которые идут потоком. Да что вы! Не бросал я женщину из окна! Ну кто бы нам позволил бить стекла и выбрасывать женщин из окон?
    Мы сняли так, что зритель сам дорисовал эти кадры в своем воображении. Наверное, получилось правдоподобно.
    После того, как фильм показали по телевидению, многие ходили под окна «Центрального» – искали следы крови и битого стекла…» (Инфомационно-развлекательный портал «Чертовы Кулички» kulichki.com/vv/, «Владимир Высоцкий. Официальный сайт фонда В. С. Высоцкого», раздел «О Высоцком», «Вспоминая Владимира Высоцкого».)
    Роль хамоватой официантки – чистый экспромт Натальи, на репетиции времени не было. Любопытно, что в своей первой картине она покинула комнату через окно, похищенная Черномором. Почти также случилось и во втором фильме: Евгений Петрович Фокс в блистательном исполнении Александра Белявского «вышвырнул» ее в окно. Зрители, конечно, жалели актрису, но Петрова-то и не рисковала: опасный трюк, переодевшись в униформу официантки, исполнил каскадер Одесской киностудии, актер Владимир Жариков.
    А танец официантки Марианны и Фокса стал одним из самых ярких эпизодов фильма…
    Больше в кино актрису не звали… В 1988 году она, правда, мелькнула в эпизодической роли фрау фон Валецки, бывшей жены парижского миллионера Леопольда Грацио, в советско-болгарском многосерийном телевизионном детективе «Большая игра», снятом режиссером Семеном Арановичем по роману Юлиана Семенова (Ляндреса) «Пресс-центр. Анатомия политического преступления».
    Еще воспоминания Петровой о встречах с Высоцким.
    «Валерий Перевозчиков: А какие-то разговоры с В. В. запомнились?
    Наталья Петрова: Нет, ничего яркого, необычного не запомнилось. Просто Володя был одним из друзей Бабека. Мы, конечно, общались, когда Володя был у Бабека. Однажды разговаривали на даче, когда Володя приезжал с Мариной – и народу было немного… Но, конечно, во многих отношениях он был необычным человеком – особенно, когда пел…
    В. П.: Вы, конечно, знаете историю выступления Высоцкого в Голливуде… Когда на прием пришли Марина Влади с мужем, а ушли – после выступления ВВ – Высоцкий с женой…?
    Н. П.: Да, Бабек мне рассказывал… Но я думаю, что Марина Влади осталась Мариной Влади, а Высоцкий – Высоцким.
    В. П.: А за границей вы с Высоцким не совпадали?
    Н. П.: Один раз видела его в Нью-Йорке, он был с Мариной… Была на концерте в Квинс-колледж (в январе 1979 года. – А. С.) – был прекрасный Володин концерт! Его прекрасно принимали… А вот у нас дома в Швейцарии он не был… Ах, да – и не мог быть – мы купили его позже…
    В. П.: А какова история «Белого альбома»?
    Н. Н.: Я тогда была в Нью-Йорке и мне позвонил Бабек, чтобы я нашла студию, где можно это сделать… Я нашла знакомого – и этот двойной диск сделали в студии – в Гринвич-Виллидже. Белая обложка и много фотографий и Володи, и Марины. Тираж – 10 тысяч экземпляров. У меня было много их, но я все раздала…» (В. Перевозчиков, «Фрагменты разговоров – для "Дневника Высоцкого"», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск), № 17, февраль 2015 г., глава «Наталья Владимировна Серуш».)
    Встречались на дне рождения Петровой. Не так давно появилась интересная информация о поэтическом тексте Владимира Семеновича «Подшит крахмальный подворотничок» («Попытка самоубийства») (1978). Озвучил ее в интервью все тот же музыкант, аранжировщик, певец, приятель Высоцкого Анатолий Бальчев: «Стихи «Подшит крахмальный подворотничок» Володя дал мне, чтобы я сделал песню для фильма «Похождения Невзорова», который ставил Панкратов-Черный по произведению А. Толстого «Ибикус». (Приключенческая картина «Похождения графа Невзорова», а/с А. Алов и В. Наумов, комп. М. Кажлаев, вышла на экраны в 1982 году. – А. С.), Как-то у Бабека был праздник (кажется, день рождения его жены Наташи), на котором мы с Володей уединились у рояля. И я показал «Попытку самоубийства» на свою музыку. Володя сказал: «Хорошо бы повторить последнюю строчку, а так – прекрасно».
    Но – уже после Володиной смерти – вопрос об этой песне был снят: Панкратову наверху не рекомендовали использовать песню Высоцкого. У него это был второй фильм, и я его в этом смысле понимаю». («Владимир Высоцкий. Форум. Живая жизнь. Живое общение» vysotsky.bestforums.org, раздел «Биография», «Интервью Льва Черняка», 18 сентября 2013 г., «О В.Высоцком вспоминает Анатолий Маркович Бальчев», записал Н. Туманский.)
    Наталья Петрова и Бабек Серуш наслаждались жизнью, постоянно путешествовали по миру. В марте 1992 года семейному счастью актрисы пришел конец – Серуш умер. Поговаривали, что агента-бизнесмена отравили. «Свои» или чужие – тоже непонятно. Интересно, что артистка сплетни об убийстве супруга отрицает. По словам звезды кино, ее избранник скончался от осложнений, вызванных менингитом.
    О смерти мужа Наталья рассказала следующее…
    «Валерий Перевозчиков: Отчего ушел из жизни Бабек?
    Наталья Петрова: Он заболел менингитом – это очень опасное вирусное заболевание. От менингита многие очень быстро умирают. Два дня он лежал дома – у него очень болела голова… Потом приехала бригада из «Кремлевки» – и Бабека положили в ЦКБ (Центральная Кремлевская больница. – В. П.). И там через сутки он скончался. Это было 27 марта (1992 года. – А. С.).
    В. П.: Но вы знаете – были разные разговоры…
    Н. П.: А эти разговоры… Знаете, в России любят поговорить… Если внезапно умер, значит, убили или отравили… И я настояла на вскрытии. Вскрытие делали в Военном госпитале Бурденко – полковник медицинской службы. И диагноз подтвердился – менингит. У меня есть официальное заключение». (В. Перевозчиков, «Фрагменты разговоров – для "Дневника Высоцкого"», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 17, февраль 2015 г., глава «Наталья Владимировна Серуш».)
    Актриса унаследовала баснословные богатства супруга. Позднее Наталья и сама занялась бизнесом. В Москве она открыла сеть элитных косметических салонов. Также Петрова является владелицей нескольких ювелирных магазинов.
    Звезда сериала «Место встречи изменить нельзя» жила на две страны, хотя большую часть времени проводила у себя на вилле в Швейцарии. Иногда приезжала в Москву.
    В конце 2020 года Наталья Петрова окончательно вернулась в Россию.               


Рецензии