Зачем явился ты на свет, о Человек?

Зачем явился ты на свет,
о Человек?
Совершать ошибки,
Много бед?

На склоне лет
Грустить о том,
Что не сбылось,
О тех делах,
Что с делом врозь?

Борясь за правду,
Спотыкаясь,
Лоб расшибся,
Каясь, каясь,

Смеренно пасть
В земную хладость
И на печаль
Сменяя радость -
Уйти? не ведая забот.

Неуж-то жизни поворот
Печален так?

Так лучше знать,
Что есть Душа
И верить в то,
Что жизнь есть Там.

Что, отойдя,
ты не спеша
Вернёшься заново
к друзьям.

И нежно к милым
Подходить
И обнимать их
И любить,

Не рвать
Связующую
Нить
И за ошибки
Не корить.

Что лучше - Быть! нам,
Чем - не Быть.
Тогда на свете
Стоит жить.

     * * *


Рецензии
Вопрос гамлетовский: "Быть иль не быть?", и вопрос гогеновский: "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" - их и до нас задавали, и мы сейчас задаём, и после нас будут задавать, и всегда каждый ответит для себя по-своему.
Обобщая, можно сказать, что оба этих вопроса - о смысле жизни. В каком-то уже давнем году в журнале "Юность" велась какая-то дискуссия и публиковались письма читателей на эту тему. Запомнилась фраза из одного читательского письма: "Смысл жизни - в самой жизни, во всех её составляющих". Так что, действительно:

Тогда на свете
Стоит жить.

Ну, а со словами:

Так лучше знать,
Что есть Душа
И верить в то,
Что жизнь есть Там -

согласится любой религиозный, верующий человек. А сомневающимся обычно говорят так: "Если душа и духовная жизнь действительно есть - вера в это приведёт к спасению, а если вдруг окажется, что их нет, то вера в них в любом случае поможет достойно прожить земную жизнь".

Владимир Волынский-3   05.03.2022 16:33     Заявить о нарушении
О, как сильно углубились в обсуждение. Это ваш конек. Спасибо большое за размышления. Этому стихотворению более 22 х лет. Оно пришло мне, можно сказать - свыше. Записала, потом сидела и думала - о чем написала. Раньше было часто так. Теперь это утратилось. И очень жалею об этом.

Евгения Чинокаева   06.03.2022 00:35   Заявить о нарушении
Да, мне и у некоторых больших знаменитых поэтов подобное встречалось, когда они рассказывали о процессе творчества. Примерно так: "как будто кто-то диктует, а я просто записываю". Видимо, это и есть вдохновение.

Владимир Волынский-3   08.03.2022 19:19   Заявить о нарушении
Нет, я не слышала ни каких голосов, ни кто-то диктует, а ощущение, что идёт откуда-то изнутри, из середины загрудины. Или, увидев какую-то картинку,ситуацию и подумаешь, как бы это отобразить в стихах? И тут же, как какое-то подключение происходит,и начинают идти строчки одна за другой. Успевай только записывать, иначе потеряешь последовательность слов. Вывалятся из головы и не воспроизвести потом. Так я потеряла несколько стихотворений. И было так, что если посмотрю на любой предмет и рождались строчки не зависимо от меня.
Я - чаша, пиала,
чай пили с меня,
Жажду свою утоляя,
Грязными руками
Хватали меня,
Зубами края кусая..

После посещения пирожковой ещё в советское время.за соседней стойкой стоял пропоица и пил чай. Я ощутила ее-чашки брезгливость от его прикосновения. Эх

Я - ножка стула.
Я видела много ног,
Вгрызалась акулой,
Разрывая чулок.

Был эксперимент, взглянув на стул, его ножку и подумала, ну что я могу написать о ножке стула...и пошло. Родилась целая семейная история. Произошло то, что я могла сойти с ума. На что ни гляну - тут же идут стихи без моего на то согласие. И не знала, чем оно завершится. Чтобы не сорвало крышу, стала не удерживать, переключать взгляд, внимание с предмета на предмет. Тогда пошло, так как не было акцента внимания на чем-то, вместо слов, строчек звучала в голове мелодия стиха, как из мультфильма о влюбленном крокодиле в корову, пишущему ей стихи : бу-бу-бу..бу-бу-бу.и с этим я бролась. После чего произошло страшное. Мне Всевышний отрезал возможность писать стихи, ощущать прелесть испытанного вдохновения. Я превратилась в гитару без струн, которая не может воспроизвести мелодию, а только - бу-бум, если постучать по ней. И стала болеть, мучиться от того, что обретя в 40 летнем возрасте дар писать, сначала совершенно не совершенные стихи. Потом шла наработка. А потом - утрата. Я мучилась, плакала, ползала на коленях перед иконой, моля Бога простить меня, за то что Он дал мне, не понимая последствия. Раннее было по 6 стихотворений в сутки, потом почти все исчезло. И что хотелось бы записать, не рождалось того шебурщащего ощущения за грудиной, что вот-вот пойдут они- строчки. Но...это очень страшно. И очень больно. Вот моя история, моего творчества.

Евгения Чинокаева   09.03.2022 11:57   Заявить о нарушении
Видимо, у каждого пишущего (или, скажем так, у разных групп пишущих) творческий процесс проявляется по-разному. Так, как я изложил (в виде «диктовки со стороны»), проявлялся, например, у Высоцкого. Маяковскому, судя по его собственным словам в статье «Как делать стихи», слышался какой-то ритмический гул, к которому он подбирал нужные слова. Много таких свидетельств о творческом процессе у разных писателей собрано в одной из глав книги Яна Парандовского "Алхимия слова". Судя по Вашему рассказу, у Вас своя особенность этого дела. А вот я, пожалуй, внятно не смог бы изложить, как что получается. В последнее время чаще на ходу строчки приходят, в процессе пешего хождения по улицам и дорогам. И тут некоторое сходство с Вашей ситуацией: бывает, что на ходу не запишешь – а пока дойдёшь до дому, так и забудешь.
Что касается "утраты дара", не расстраивайтесь – такое тоже бывает: пропадёт, а через некоторое время снова появится и проявится. В русской литературе самый известный пример – Афанасий Фет. Будучи уже известным поэтом, где-то после 40 лет жизни занялся хозяйственными делами в своих имениях, и как отшибло – лет 20, с начала 1860-х по начало 1880-х годов стихов практически не писал, а потом разразился своими знаменитыми «Вечерними огнями». Как-то так.

Владимир Волынский-3   11.03.2022 21:57   Заявить о нарушении