Через пень-колоду
Но вот, что любопытно, впервые сочетания слов «пень» и «колода» встречаются в духовном завещании, написанном аж в 13 веке. Новгородец Климент распределял свое имущество. Святому Гергью* (видимо, монастырю) отдавал два села с обилием и с лошадьми и с бортью и с малыми селищи, и пень, и колода одерьнь (навсегда). Далее в тексте завещания подобное «имущество» встречается еще раз: Воинову сыну Андрею даю Самуиловское село и пень, и колоду с бортью.
Что же это за «пень и колода», которые стоило упоминать в духовном завещании? Некоторые исследователи понимают под выражением «пень и колода» вырубленный лес, место, расчищенное под пашню при подсечном земледелии. Мне же кажется, что «пень и колода с бортью» – это природные ульи. Собственно борть – это дупло в дереве, жилище пчелиной семьи. Бортничество – исторический вид пчеловодства, заключающийся в добыче меда у пчел, живущих в дуплах деревьев (в отличие от содержания пчел в ульях). Именно такие пень и колоду и завещал новгородец Климент потомкам.
* Интересно, что в древнерусских документах часто опускались слова «монастырь» или «церковь». Писали «святой Георгий», «святой Ондрей», «святой Олександр» и пр., как будто речь шла не о заведении, а о человеке.
Свидетельство о публикации №122030101789
Дмитрий Муравкин 29.03.2022 12:47 Заявить о нарушении