Через пень-колоду

Известный фразеологизм «через пень-колоду» кажется достаточно прозрачным по своему происхождению. Делать что-то через пень-колоду значит – делать не лучшим образом, нехотя или с перерывами. Кажется, что истоком для закрепления фразы стал образ перетаскивания колоды (бревна) через пень. Понятно, что это не самый удачный способ вытащить колоду из чащи для того, например, чтобы погрузить на транспорт.
Но вот, что любопытно, впервые сочетания слов «пень» и «колода» встречаются в духовном завещании, написанном аж в 13 веке. Новгородец Климент распределял свое имущество. Святому Гергью* (видимо, монастырю) отдавал два села с обилием и с лошадьми и с бортью и с малыми селищи, и пень, и колода одерьнь (навсегда). Далее в тексте завещания подобное «имущество» встречается еще раз: Воинову сыну Андрею даю Самуиловское село и пень, и колоду с бортью.
Что же это за «пень и колода», которые стоило упоминать в духовном завещании? Некоторые исследователи понимают под выражением «пень и колода» вырубленный лес, место, расчищенное под пашню при подсечном земледелии. Мне же кажется, что «пень и колода с бортью» – это природные ульи. Собственно борть – это дупло в дереве, жилище пчелиной семьи. Бортничество – исторический вид пчеловодства, заключающийся в добыче меда у пчел, живущих в дуплах деревьев (в отличие от содержания пчел в ульях). Именно такие пень и колоду и завещал новгородец Климент потомкам.

* Интересно, что в древнерусских документах часто опускались слова «монастырь» или «церковь». Писали «святой Георгий», «святой Ондрей», «святой Олександр» и пр., как будто речь шла не о заведении, а о человеке.


Рецензии
С.И. Котков в книге "Сказки о русском слове" писал: С незапамятных времен люди делали метки на деревьях, когда пытались обозначить путь, пролагаемый в лесу. Восточные славяне топором или режущим орудием высекали на деревьях зарубки — "рубежи". Рубежами, порой в комбинации с другими высеченными знаками, обозначали и пределы угодий, владений. Подобные знаки, по-древнему "знамена", наносили и на деревья, в дуплах которых водились пчелы. Так означали принадлежность деревьев определенным владельцам. Колода для пчел у наших предков называлась бортью, а потому и деревья с пчелами и занятые ими угодья, как тогда говорили — ухожья, носили название бортных.

Дмитрий Муравкин   29.03.2022 12:47     Заявить о нарушении