десантское

В. Томилов

1.
Из рассказов десантника.
Об одном армейском учении.

Мы ехали на автомобиле, что случалось нечасто. Чаще подвозили на самолётах, либо добирались до места назначения марш-бросками.
Ехали с места дислокации - из города Алитус Литовской ССР в Калининградскую область.
Наш полк должен был обеспечивать дивизионные учения, на которых впервые должны были проходить испытания БМД.
Боевые Машины Десанта.

Была ранняя весна.
Колонна двигалась с соблюдением всех правил безопасности, с небольшой скоростью.
Остановивились на краткий привал, по команде высыпали из машин и... попадали, в прямом смысле этого слова, такого гололёда, несмотря на то, что - сибиряк, я не видел никогда. Ноги разъезжались и пройти от машины до машины, представляло большую сложность.
По команде, заняли места и колонна двинулась дальше.
В кузове ГАЗ-66 нас было двое.
Мы лежали на куче угля. Тихо переговаривались о том, о сём. Разговор протекал вяло, с длинными паузами. Да и какой может быть разговор между дембелем и молодым солдатом...
В одной из пауз, дембель, лёжа на угле, закинув руки на затылок, глядя в никуда, вдруг неожиданно запел:"Я люблю тебя, Россия, дорогая моя Русь, нерастраченная сила, неразгаданная грусть".
Пел тихо и душевно, отрешённо, глядя перед собой, точно интонируя. Пел, будто для себя...
Он допел песню до конца.
Я был поражён, хотя раньше слышал эту песню, но никогда - ни до, ни после, она не пробирала меня так - до дрожи, до слёз.

Прибыли на полигон.
И началась обычная работа: радисты развернули радиостанции, повара готовили ужин, сапёры обустраивали поле будущей баталии.
Настал день учений. Мы заняли свои боевые позиции и ждали...
Послышался шум моторов. Через некоторое время из плотной, седой облачности, простиравшейся почти до земли, стали проявлятся очертания куполов. Это были МКС - многокупольные системы, на платформах которых были зашвартованы БМД.
Вслед за ними, из тумана стали плавно проявлятся парашютисты. Их было - десятки, сотни...
Небольшое пространство между небом и землёй враз, как, как по мановению волшебной палочки, заполнилось куполами. В полку 1,5 тысячи человек. А прыгала - дивизия, то есть в небе, почти одновременно - враз раскрылись до 5000 тысяч куполов.
Туман стал рассеиваться и мы увидели эту картину во всей мощи, во всей непередаваемой красоте:
"Я люблю тебя, Россия"...

Омрачило эту красоту известие: разбился десантник.
Мы видели, как он летел с глубоким перехлёстом, очень быстро приближаясь к земле. Он летел молча, до последнего не издав ни единого звука. Мы расслышали только глухой удар о землю. "Я люблю тебя, Россия".

И началось: экипажи занимали свои места в расшвартованных ДМП, как только водитель достигал места, заводил двигатель, то - немедленно, не дожидаясь окончательной расшвартовки, жал на газ, рвал с места, обрывая остатки тросов.
С десяток боевых машин понеслись по полю одновременно, понеслись по направлению к Неману, ощетинившись огнём. Стреляли пушки  "Гром", стреляли пулемёты, сапёры тянули "метёлки", поочерёдно создавая взрывы на поле боя.
Боевые машины, вылетая с обрывистого берега в Неман, плыли, продолжая движение, стреляли на ходу.
На противоположном берегу зажгли напалм. На фоне уходящего дня зрелище предстало грандиозно-неописуемым.
Преодолев водную преграду, БМД пронеслись сквозь напалм...

День тот - непреходящ, незабываем.
Необычным было всё: необычный гололёд, необычные учения, необычная песня...
Я люблю тебя, Россия...
1971 г.


Рецензии