***
Певец московской старины.
Не зря у братьев-молодцов
Скупал картины -"новины"
Известный Павел Третьяков -
Купец, по жизни меценат.
Для молодых художников
Был, скажем так, "и сват и брат".
Аполлинарий рисовал
Самостоятельно, без школ.
Конечно, Виктор с ним бывал,
Когда тот на этюды шёл.
Ведь младший брат был самоучкой,
Он никаких школ не кончал,
Но с детства в краске всегда ручки
И это было центром всех начал.
Перед глазами акварели брата
И помощь ссыльного поляка Андриолли
(Художник в Польше был "нон грата",
По-видимому, уличён в крамоле)
Репину понравились пейзажи
И он об этом Виктору сказал,
Что он не представляет даже,
Как выглядит такой картинный зал.
Аполлинарий получил признание,
На выставке в Париже "взял" медаль...
Но он увидел вдруг - простое здание
Тоже украшает даль.
Археология соседствует с историей
И архитектор тоже ведь творил.
Васнецов не занимался бутафорией
И с явным восхищеньем говорил:
"Я поражён был видами Москвы,
А Кремль её меня заворожил!
Ходил, не опуская головы,
С восхищением вокруг кружил.
Причина в том, что я люблю науку,
Собираю, изучаю матерьял..."
Ну, и конечно, "набивал" он руку,
Нарисовал аж целый сериал:
Как строил город Юрий Долгорукий
И возводили деревянный Кремль,
Преобразовывали в камень его внуки
Решёточное кружево петель.
В Кремле палаты в дорогих каменьях,
Богата ими русская земля.
Искал Аполлинарий в наблюденьях
Тех, кто приехал в древнерусские поля
С товарами или с другою целью,
Оставя свои записи в веках.
Монах ли летописец в свою келью
Пергамент заносил в руках.
Потом, перо в чернильницу макая,
Старательно выписывал в словах:
"Престольная, красавица какая!..."
А художник, что писал монах,
Превращал в великолепные картины,
Придерживаясь строго "чертежу"...
А Третьяков, скупая все "новины",
Это задумал не для "куражу"
(И мы, благодаря его старанию,
Воочию всё видим в "Третьяковке"!
И репродукции не одному изданию
Подверглись на "потреб массовке")
Любил Аполлинарий рисовать Москву,
Особенно - окрестности Кремля.
Ориентир искал он каждому мазку,
План архивный перед собой стеля.
К тому же, был своим в археологии,
Принимал участие в раскопках.
Вот поэтому картины многие
На археологических родились тропках:
"Всехсвятский мост", "Кутафья башня",
"Московский Кремль при Дмитрии Донском"...
Рисовал он этот "день вчерашний",
Подтверждённый топором и мастерком.
Толчком для этой превосходной серии
Стал Лермонтовский юбилей.
Иллюстрации для книги на доверии
Были дороже всяких векселей.
Вот эти всевозможные "толчки"
И дали миру русского художника.
Историки и сцены знатоки
Приобрели надёжного помощника.
Пейзажный класс после кончины Левитана
Возглавил на семнадцать лет.
При строительстве метро возможность дАна
Смотреть Москвы древнейший след.
Аполлинарий Васнецов реконструировал
В своих картинах зарождение Москвы,
Ему ушедший век словно позировал
От деревянных стен до золотой главы.
Общаясь с Репиным, Поленовым, Коровиным,
В Абрамцево создавшим свой кружок,
Он восторгал умением особенным
Изобразить красиво бережок
Неглинной и Москва-реки,
Исчезнувшие стены града Китежа...
Из-под его талантливой руки
Встал Кремль до воровского грабежа.
Его заслуг перед Москвой не оценить.
Да и не нужно, время ставить точку.
Оставшаяся творческая нить
Всегда найдёт другую оболочку.
Свидетельство о публикации №122022605758