***

 Аполлинарий Васнецов -
 Певец московской старины.
 Не зря у братьев-молодцов
 Скупал картины -"новины"
 Известный Павел Третьяков -
 Купец, по жизни меценат.
 Для молодых художников
 Был, скажем так, "и сват и брат".
 Аполлинарий рисовал
 Самостоятельно, без школ.
 Конечно, Виктор с ним бывал,
 Когда тот на этюды шёл.
 Ведь младший брат был самоучкой,
 Он никаких школ не кончал,
 Но с детства в краске всегда ручки
 И это было центром всех начал.
 Перед глазами акварели брата
 И помощь ссыльного поляка Андриолли
 (Художник в Польше был "нон грата",
 По-видимому, уличён в крамоле)
 Репину понравились пейзажи
 И он об этом Виктору сказал,
 Что он не представляет даже,
 Как выглядит такой картинный зал.
 Аполлинарий получил признание,
 На выставке в Париже "взял" медаль...
 Но он увидел вдруг - простое здание
 Тоже украшает даль.
 Археология соседствует с историей
 И архитектор тоже ведь творил.
 Васнецов не занимался бутафорией
 И с явным восхищеньем говорил:
 "Я поражён был видами Москвы,
 А Кремль её меня заворожил!
 Ходил, не опуская головы,
 С восхищением вокруг кружил.
 Причина в том, что я люблю науку,
 Собираю, изучаю матерьял..."
 Ну, и конечно, "набивал" он руку,
 Нарисовал аж целый сериал:
 Как строил город Юрий Долгорукий
 И возводили деревянный Кремль,
 Преобразовывали в камень его внуки
 Решёточное кружево петель.
 В Кремле палаты в дорогих каменьях,
 Богата ими русская земля.
 Искал Аполлинарий в наблюденьях
 Тех, кто приехал в древнерусские поля
 С товарами или с другою целью,
 Оставя свои записи в веках.
 Монах ли летописец в свою келью
 Пергамент заносил в руках.
 Потом, перо в чернильницу макая,
 Старательно выписывал в словах:
 "Престольная, красавица какая!..."
 А художник, что писал монах,
 Превращал в великолепные картины,
 Придерживаясь строго "чертежу"...
 А Третьяков, скупая все "новины",
 Это задумал не для "куражу"
 (И мы, благодаря его старанию,
 Воочию всё видим в "Третьяковке"!
 И репродукции не одному изданию
 Подверглись на "потреб массовке")
 Любил Аполлинарий рисовать Москву,
 Особенно - окрестности Кремля.
 Ориентир искал он каждому мазку,
 План архивный перед собой стеля.
 К тому же, был своим в археологии,
 Принимал участие в раскопках.
 Вот поэтому картины многие
 На археологических родились тропках:
 "Всехсвятский мост", "Кутафья башня",
 "Московский Кремль при Дмитрии Донском"...
 Рисовал он этот "день вчерашний",
 Подтверждённый топором и мастерком.
 Толчком для этой превосходной серии
 Стал Лермонтовский юбилей.
 Иллюстрации для книги на доверии
 Были дороже всяких векселей.
 Вот эти всевозможные "толчки"
 И дали миру русского художника.
 Историки и сцены знатоки
 Приобрели надёжного помощника.
 Пейзажный класс после кончины Левитана
 Возглавил на семнадцать лет.
 При строительстве метро возможность дАна
 Смотреть Москвы древнейший след.
 Аполлинарий Васнецов реконструировал
 В своих картинах зарождение Москвы,
 Ему ушедший век словно позировал
 От деревянных стен до золотой главы.
 Общаясь с Репиным, Поленовым, Коровиным,
 В Абрамцево создавшим свой кружок,
 Он восторгал умением особенным
 Изобразить красиво бережок
 Неглинной и Москва-реки,
 Исчезнувшие стены града Китежа...
 Из-под его талантливой руки
 Встал Кремль до воровского грабежа.
 Его заслуг перед Москвой не оценить.
 Да и не нужно, время ставить точку.
 Оставшаяся творческая нить
 Всегда найдёт другую оболочку.


Рецензии