Полководец

ПОЛКОВОДЕЦ (разговор на злобу дня, в связи с операцией на Украине).
Итак... а теперь самое время поговорить... о стихах! Не удивляйтесь, самое время вспомнить три стихотворения А. Пушкина: "Полководец" и "(Из Пиндемонти)", написаны в 1835 и 1836 годах. И ещё "Клеветникам России" (1831).

Каждое государство имеет власть, гимн, герб, военные реликвии и саму свою историю, в которой участвовал и которой гордится народ. Поэтому Пушкин стих "Полководец" начинает с торжественного описания "сердца" государства:

              "У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится под стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Её разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ними я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Ещё так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой...
                Но в сей толпе суровой
Один меня влечёт всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним - и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжёлой..."

ПРЕРВЁМСЯ. Стих посвящён командующему русскими войсками (до 1812 года) Барклаю де Толли, иностранцу, к решениям и поступкам которого ревниво и даже подозрительно относились и военные верхи, и низы... А он несмотря ни на что честно делал своё военное дело, судьбоносное для России. Своего рода - трагическая роль. Почему Пушкин и "томим грустию". Драматическая, героическая роль всегда есть у успешного полководца, у успешного правителя. Об этом и стих. Но продолжим:

"...Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчаньи шёл один ты с мыслию великой,
И, в имени твоём звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно СПАСАЕМЫЙ ТОБОЮ,
Ругался над твоей священной сединою..."

ПРЕРВЁМСЯ. Итак, "непроницаемый"... А зачем "проницать" (смотреть и видеть)? - Когда можно выйти на улицу и ПООРАТЬ!.. Таким "митингом", по сути, явилось и "восстание" дворянских офицеров в 1825 году, которые хотели предложить самую никчёмную "конституцию" (по мнению историков), но жертва была красивой. Так и сейчас, шествия, пикеты. О них концовка стихотворения:

         "О люди! Жалкий род, достойный слёз и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем РУГАЕТСЯ СЛЕПОЙ И БУЙНЫЙ ВЕК,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведёт в восторг и в умиленье!"

ПРОДОЛЖИМ. Дабы меня не обвинили, что я "прилепился" к великому поэту и вместе с ним бросаю людям: "Жалкий род...", поясню, что обращение Пушкина "О люди!" - это ко всем, включая САМОГО ПОЭТА, и меня тоже. Я не чванлив. Тема рода людского проскальзывает у Пушкина во многих стихах, взять строки "Кто жил и мыслил, тот не может/В душе не презирать людей" (опять же всех, включая Пушкина).

Пушкин честен перед собой, самокритичен, готов посмеяться над собой и своим окружением. Светские балы - это мстительные, алчные, сальные взгляды, сквозь лорнет, сплетни, намёки... В "Евгении Онегине" начало бала: "И крупной солью светской злости/Вдруг оживился разговор..." Но как тогда жить? И Пушкин философски спрашивает: "Дар случайный, дар напрасный,/Жизнь, зачем ты мне дана?" Бесконечно волочиться за красотками? Выйти на Сенатскую площадь?.. Нынче это звучит так: сидеть в ночном клубе или  за компом? Выйти на митинг?.. - И Пушкин предлагает другое. Вот показательный стих "(Из Пиндемонти)". (Пиндемонти - итальянский поэт, мысли которого подхватывает Пушкин):

"Не дорого ценю я ГРОМКИЕ ПРАВА,
От коих не одна КРУЖИТСЯ ГОЛОВА.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги,
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов..."

ПРЕРВЁМСЯ. Неправда ли, как похоже на сегодня: "Мы против вторжения в Украину!", "Свободу слова!" (морочить олухов однобокой прессой)... Но что взамен для уважающего себя человека? - Читаем дальше:

"Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
                Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиления,
ВОТ СЧАСТЬЕ! Вот ПРАВА..."

Порассуждаем. Служить не политике, служить себе, скитаться, быть свободным, дивиться красотам... Быть просто человеком, прежде всего, а не "участником митинга". И здесь нужно дать пояснение (Пушкин слова употребляет точно, часто переделывает, находя лучший вариант строки): "Зависеть от царя, зависеть от народа-/Не все ли  нам равно?.." - имеется в виду, какая разница, жить при царе или при парламенте ("зависеть от народа", парламент - это "от народа"). Цензура пропустила эту строку, ибо поэт как бы подчёркивает, что заменять чем-то иным самодержавие нет ни смысла, ни пользы.

А изначально строка была такова: "Зависеть от властей, зависеть от народа -/Не все ли нам равно?.." При таком варианте власть царя становилась ненужной, и Пушкин понял, что такое цензура "зарубит"... У Пушкина каждое слово точно и значимо, несёт глубокий смысл, нагружено "информацией"... Научит ли нас Пушкин не видеть принципиальной разницы между единовластием и демократией, между одним правителем и следующим?.. Пока не научил. Мы даже не сознаём, что всё относительно, что не бывает ничего "в чистом виде".

Рефтинская ГРЭС сжигает 24 вагона угля - за час!!! Или более пяти  составов в сутки! Это крупнейшая в России и в Европе станция, коптящая небо. Для сравнения, ГРЭС в Новокузнецке сжигает 2,5 состава с углем в день. Как вы думаете, сменим мы вдруг власть - будем ли  сжигать хоть на 1кг меньше?.. Надо делом заниматься в энергетике, а не революционными скачками в политике.

А кому неймётся - пусть выйдут с плакатом: "Долой путинские подачки-тарифы! Не приемлем унизительные цифры, сниженные властью для выбиравших Путина! Даёшь нам реальные, европейские тарифы на коммуналку!" Но придут домой с митинга, пописают, смоют, сварят, поедят хлеб (с путинским потолком в цене), ненавидя электорат Путина, но соглашаясь с тарифами для этого электората, не спеша взяться за грязную лопату на очистных или у угольного котла.

О род людской, достойный экскурсии на угольную ГРЭС (хоть в России. хоть в Германии), или командировки на газодобычу, и так далее. М-дааа, не всем суждено  топтаться на улице с плакатом "Мне стыдно, что я русский". Один умник придумал эту экстравагантную тираду, и вот уж попугаи стаями вторят... Но почему же тогда Александр Суворов (который потерпел и притеснения от власти) воскликнул: "Я - русский, какой восторг!"? - Потому что ему достало понимать, что государство, чтобы остаться на земле, должно стоять за своё место на этой грешной земле, иметь армию, посылать туда сынов, посылать сынов в бой. Увы, это так! Увы, любые соседи государства - друзья только по ситуации, и они тоже держат оружие наготове. И ничего не меняется. В подтверждение - стихотворение А. Пушкина "Клеветникам России" (без комментария):

"О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

                Уже давно между собою
                Враждуют эти племена;
                Не раз клонилась головою
                То их, то наша сторона.
                Кто устоит в неравном споре:
                Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
                Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...

                За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
                Мы не признали наглой воли
                Того, под кем дрожали вы?                (речь о Наполеоне)
                За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
                И нашей кровью искупили
                Европы вольность, честь и мир?..

Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
                Иль нам с Европой спорить ново?
                Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? От Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
                От потрясённого Кремля
                До стен недвижного Китая,
                Стальной щетиною сверкая,
                Не встанет русская земля?..

Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов;
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов".                1831


Рецензии