Грамматический семисвечник
соответствует семисвечнику, а мишкалей (моделей ивритских существительных и
прилагательных) – тринадцатисвечнику. Это автоматически превращает данный тип
светильников в весьма удобное наглядное пособие с ярким и однозначным
грамматическим подтекстом (в многослойном "торте" смыслов).
Более того, это ещё и наглядные пособия с физико-математическим уклоном.
Семисвечник однозначно соответствует трёхмерной декартовой системе координат,
шесть полуосей которой соприкасаются в седьмом начале координат (!) То есть,
семисвечник является моделью нашего 3-мерного пространства. Ту же идею передаёт,
помимо прочего, шестиконечная звезда Давида.
<<Б.Г.: "Помни, что кроме семи/ никто не вышел из дома/ Той, что приносит дождь".
Проще говоря, трёхмерная декартова система координат содержит только семь
элементов: шесть полуосей и седьмое (нулевое) начало координат. Все вместе они
образуют "дом". При этом "Та, что приносит дождь", пребывает "внутри и вне"
указанного "дома" и соответствует делокализованной бесконечности>>.
Девятисвечник соответствует 4-мерному пространству-времени Минковского. В нём
восемь полуосей соприкасаются в девятом начале координат. Тринадцатисвечник самый
интересный. Он соответствует 6-мерному пространству-времени "мира Бартини",
в котором 3-мерное пространство сопряжено с 3-мерным временем.
С точки зрения математики, пространство является вещественной протяжённостью L,
а время – мнимой (t=L*i). Поэтому число пространственных и временнЫх осей всегда
совпадает, независимо от размерности пространства. Мы только потому не видим
времени, что оно отличается от пространства, как звенящий колокол – от беззвучного.
Не бывает пространства без времени, а времени – без движения. Это значит, что
даже в абсолютно пустом пространстве время движется. А в нём может двигаться
только оно само! Это движение имеет характер вибрации и воспринимается нами,
как серебристое звучание тишины.
Осталось добавить следующее. Система биньянов обладает той же симметрией, что и
3-мерная декартова система координат. А именно: три биньяна действительного
(активного) залога соответствуют трём положительным полуосям. Они уравновешены
тремя зеркально-симметричными (!) биньянами страдательного (пассивного) залога,
которым соответствуют три отрицательных полуоси.
Все шесть соприкасаются в нулевом начале координат, которому соответствуют
возвратные глаголы, залог которых можно назвать "действительно-страдательным"
(или "активно-пассивным"), поскольку они обозначают действие, процесс или
состояние, при которых субъект и объект (стрелок и мишень, бреющий и "бреемый")
совпадают. Ему соответствует центр семисвечника.
Если соотнести действительный залог с активным (мужским) началом, а страдательный –
с пассивным (женским), то действительно-страдательный залог возвратных глаголов
соотнесётся с андрогинным. Можно не знать ни одного биньяна. Но если схватить
семисвечник и удрать с ним из синагоги, то рано или поздно всё прояснится.
(2022)
P.S. (Цитата из on-line самоучителя иврита Арины Варди):
1) ПААЛЬ - обычное активное действие, его пассивная форма - НИФЪАЛЬ.
2) ПИЭЛЬ - более усложнённое или продлённое активное действие, его пассивная форма - ПУАЛЬ.
3) hИФЪИЛЬ - задействование чего-то, его пассивная форма - hУФЪАЛЬ.
И, наконец, hИТПАЭЛЬ - возвратное действие.
Сокращённо:
1) Пааль – нифъаль
2) Пиэль – пуаль
3) hифъиль – hуфъаль
0) hитпаэль
Свидетельство о публикации №122022400131