Иные миры часть 120

Иные миры часть 120

Откуда появились химеры и как их изображали
 
В Античности возникли почти все известные сегодня виды химер. Греки воображали людей с головами быков, лошадиными туловищами и козлиными ногами и смешивали воедино всех известных им животных. В Средневековье химеры становились аллегориями грехов и добродетелей, а художники придумывали странных существ для увеселения публики и в дидактических целях.
В Новое время европейцы нашли гибридов у себя под боком: это были «монстры» — новорожденные с генетическими отклонениями.
1. Античность: вазописный каталог химер
Химерами называют фантастических монстров, составленных из частей тел реальных существ. Последние находки показывают, что в период возникновения абстрактного мышления эти образы уже присутствовали в человеческом сознании. Так, 44 тыс. лет назад, когда художественная культура только-только зарождалась, в пещерах Индонезии наши предки изображали гибридных созданий. Недавно ученые нашли в них наскальный рисунок, на котором охотники предстают в образе териантропных существ, то есть людей с чертами животных.
У одного из мужчин тело человека, но голова птицы, а у другого растет хвост. Следовательно, сознание древних людей уже на ранних этапах населяло химерами мифические миры. Казалось бы, нет ничего проще — совместить, как в детской игрушке, части тел разных зверей, добавить голову одного животного к туловищу другого, пририсовать мужчине или женщине крылья или хвост. Но на протяжении веков человечество изобретало всё более изощренные образы химер — и не менее остроумные обоснования их появления.
Античная химерология, как несложно догадаться, в основном сводилась к визуализации мифических персонажей. К примеру, у древних греков (многочисленные египетские монструозные божества оказали слабое влияние на европейскую культуру, поэтому о них говорить не приходится) таких было хоть отбавляй. Даже само слово «химера» позаимствовано из мифа о странном существе, впервые упомянутом у Гомера.
«Лев головою, задом дракон и коза серединой», Химера была рождена другой химерой — Ехидной, наполовину женщиной, наполовину змеей, в браке с химерическим же Тифоном — змеечеловеком. А убил ее герой Беллерофонт, летавший на крылатом коне. Изображения персонажей этого мифа мы часто находим на многочисленных вазах и барельефах, а также в виде статуэток.
Наряду с семейкой Химеры существовали другие гибриды — и целые народы, и отдельные создания, нередко полубожественного происхождения. Сатиры — люди cо звериными ушами и хвостом, иногда также с копытами козла или коня, тщетно заигрывающие со своими спутницами — менадами. По облику с ними схожи силены.
Сирены, заманивающие голосами моряков на свой остров, изображались в виде птиц с человеческим ликом и женской грудью или крылатых дев.
Грифоны (грифы) — птицы с торсом собаки или льва (иногда с чертами рептилий), которые стерегут золото в далеких землях, населенных мифическими существами.
Гарпии — хищные, жестокие полуженщины-полуптицы, сёстры числом от двух до пяти, кравшие пищу у слепого царя Финея.
Кентавры — человеколошади обоих полов. Первоначально изображались в виде мужчины, к спине которого крепился круп кобылы, — своего рода гермафродита, одновременно обладающего мужскими человеческими и женскими лошадиными гениталиями.
Горгона Медуза — змееволосая женщина с крыльями, взглядом обращающая в камень своих жертв. После того как ее убил Персей, голову чудовища сперва стали использовать персонажи мифов для умерщвления врагов, а потом и сами древние греки — для создания устрашающего мотива, горгонейона. Две сестры Медузы были бессмертными, но не могли превращать человека в камень.
Сфинкс — лев с головой человека, бычьим хвостом и орлиными крыльями, сестра или — в других версиях мифа — дочь Химеры, загадывающая загадки путникам и убивающая их за неверный ответ. После того как Эдип справился с ее головоломками, Сфинкс бросилась в бездну.
Скилла — монстр с торсом девушки и хвостом рыбы, а также хаотичным нагромождением собачьих пастей, растущих из тела. «Соседка» Харибды, чудища, олицетворяющего водоворот.
Минотавр — мужчина с бычьей головой, обитающий в специально построенном для него лабиринте. Имел особые гастрономические пристрастия — предпочитал лакомиться местной молодежью. Был зачат женой кносского царя Миноса от быка при помощи специального приспособления, которое делало ее похожей на корову. Убит героем Тесеем.
Протей — сын Посейдона, морское божество, состоящее из частей разных животных и способное принимать любой вид, в том числе превращаться в неживые предметы. Иными словами — идеальная химера.
Протея в древнегреческой вазописи изображали в его истинной форме, которую можно было увидеть, если поймать бога: с мужским торсом, щупальцами осьминога, заменявшими ноги, клешнями рака на месте ступней и тремя собаками, торчащими из промежности.
Форкий — еще один морской бог, повелевающий штормами. В разных версиях мифа отец почти всех химерических существ: горгон, сирен, Скиллы и самой Ехидны. Изображался с телом мужчины, усиками краба, клешнями рака, рыбьими хвостами вместо ног.
Тритон — сводный брат Протея, морской бог с рыбьим хвостом вместо нижней половины туловища или с плавниками дельфинов, заменяющими ноги.
Свита Тритона — многочисленные тритоны, похожие на своего божественного отца или на кентавров с рыбьими хвостами (ихтиокентавры); иногда — гибриды с чертами разных морских гадов. Их спутницы нереиды — нимфы, тоже с рыбьими хвостами. Окружают этих существ многочисленные фантастические водоплавающие животные — например, быки-дельфины или гиппокампы (морские лошади).
Некоторые гибриды иллюстрировали эпизоды из мифов о чудесных метаморфозах — например, о похищении Диониса тирренскими пиратами. Чтобы освободиться, божество превратило вёсла их корабля в змей, а самих разбойников — в дельфинов. На вазах запечатлен именно момент их трансформации, а не постоянный облик, как в случае с химерами. Подобный прием художники использовали и при изображении Актеона — охотника, которого богиня Артемида сделала оленем в отместку за то, что он подглядывал за ней голой, — а также других героев с похожими историями.
Список монстров из греческих мифов можно продолжать еще долго. Это и гиппалектрион — конь на петушиных ногах, и мантикора — лев с хвостом скорпиона и человеческим лицом, упоминаемый еще Аристотелем, и многие другие диковинные создания.
Кроме того, некоторые нехимерические монстры, такие как Цербер или Лернейская гидра, порой тоже «обзаводились» чужеродными частями тела. Например, у инфернального пса, охраняющего вход в царство мертвых, в вазописи изредка появлялись змеиные пасти вместо шерсти или хвоста, а одну из трех собачьих морд иногда заменяла львиная.
Наконец, греки описывали и изображали не только мифических химер (в существование которых до некоторой степени всё-таки верили), но и придуманных исключительно в юмористических целях гибридов. Ими могли быть фаллические монстры — нелепые создания вроде крылатых пенисов с глазами или членоконей.
2. Эллинизм и Древний Рим: гибридизация богов
В космополитичном Древнем Риме с его обширными завоеванными территориями, где отношение к другим религиям в целом было доброжелательным, наряду с изображениями апеннинских и пелопоннесских химер появляются и восточные персонажи такого типа. Столкнувшись, две визуальные перенасыщенные гибридами культуры — греческая и египетская — произвели на свет немало обскурно выглядящих бастардов. Это, в первую очередь, синкретические божества, такие как собакоголовый Германубис или змеечеловек Серапис, появившиеся во время римского владычества в Северной Африке. С хвостами рептилий в эллинистический период стали изображать Диониса, Анубиса, Исиду, Осириса и Агатодемона.
Поздняя Античность буквально кишела подобными созданиями — появлялись всё новые воплощения старых богов. И вот змея и лев, сливаясь воедино, порождали образ Асклепия-Гликона, а на (полу)драгоценных камнях с резьбой, геммах, изображались акефал, воин с семью змеиными пастями, существо с гадами вместо ног и головой петуха, льва или антилопы, ослоглавец, человек с надписью, заменяющей лицо, змей с львиной мордой.
Одно из самых популярных синкретических божеств, повелитель времени Абрасакс был змееногим монстром с мужским торсом и головой петуха. Эона изображали с орлиными крыльями, бог солнца Хнубис обладал телом змеи, и оба они имели львиные головы
Также множество гибридов человека и животных описано в римском бестселлере, Овидиевых «Метаморфозах», невероятно популярных и в Античности, и в средневековой Европе. Все эти образы лягут в основу настоящего химерологического ренессанса, который случится спустя несколько веков на Западе.
3. Средние века: фантастические расы и маргиналии
Многообразие античных и эллинистических гибридных монстров и божеств оказало огромное влияние на средневековую европейскую культуру. Переоткрыв Овидия, христиане знакомятся с «языческой Библией» и становятся буквально одержимы всё новыми и новыми изображениями химер, которые художники рисовали на полях рукописей с произведением римского поэта. Почти все перечисленные выше фантастические создания: гарпии, сирены, грифоны, кентавры, гибриды разных видов — попадают на страницы иллюминированных манускриптов и в декор храмов, становятся частыми гостями не только в бестиариях, но и на церковной службе, молчаливо взирая на прихожан с потолочных фресок, мозаичных полов и капителей.
Многие античные сюжеты развиваются, и художники начинают изображать то, что грекам и римлянам не приходило в голову, — к примеру, моменты превращения Арахны в паучиху (наказание заносчивой ткачихи за то, что вступила в спор с Афиной), Миниад — в летучих мышей (не почитали Диониса) или Дафны — в лавровое дерево (дабы не уступать напору страстно влюбленного в нее Аполлона).
Многие персонажи Библии в том виде, в каком их подчас изображали в Средневековье, тоже заслуживают места в бестиарии. Ангелов-тетраморфов могли представлять как гибридов быка, орла, льва и человека, а святого Моисея рисовали с бараньими рогами.
У демонов и даже у самого Сатаны зачастую вырастали множество лиц в ненужных местах, змеиные хвосты, дополнительные звериные головы, а также перья, перепонки, клешни и другие части тела, которых нет у крылатых антропоморфов, если верить скупым описаниям в Библии.
Святой Христофор в православной традиции (а один раз и в западной) появлялся в виде псоглавца, а в житии святого Антония упоминается, что отшельник встречался с сатиром (часто изображался в виде кентавра), тоже верующим в Спасителя.
В бестиариях описывался «морской монах» — рыбоподобное существо с тонзурой. Химеры проникли и в христианскую иконографию, и даже если эти образы были светскими, то всё равно так или иначе соприкасались с религией.
В Средневековье огромную популярность имели итинерарии — путеводители для пилигримов по Иерусалиму, Риму, дороге святого Иакова и другим паломническим местам. Интересно, что почти никто не использовал эти книги по назначению — люди с большим удовольствием отправлялись в виртуальные туры, поскольку реальные были сопряжены с болезнями, грабежом, денежными тратами и дорожными тяготами.
В позднем Средневековье наряду с паломническими маршрутами появляются описания экзотических вояжей на край земли. Одна из самых популярных книг этого жанра, «Приключение сэра Джона Мандевиля» (XIV век), содержала рассказ о невероятно долгом, по тем временам почти кругосветном путешествии, в котором едва ли не каждая деталь фантастична. Разумеется, на страницах подобных тревелогов нашлось место и для невероятных химерических созданий. В фантастических романах такого рода задействован весь арсенал тогдашних энциклопедий, где наряду с реальными животными и существами, которых изображали еще древние греки, присутствовали и гибриды, нарисованные в Средние века на основе рассказов античных историков Плиния и Геродота.
Среди этих монструозных «народов», проживающих, как правило, где-то на востоке, были псоглавцы, фавны, русалки, иоподы — прямоходящие люди с лошадиными копытами.
 Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии