Иные миры часть 110

Иные миры часть 110

Полихромный сосуд К’авиль-Чан-К’инича. Образец расписной парадной керамики древних майя. Сосуд датируется 722 годом и изображает царевича Дос-Пиласа, который коронуется в 741 году под именем К’авиль-Чан-К’инич. Сосуд обнаружен в Тикале.
Календарная система древних майя была изучена раньше остальных. Еще в конце XIX века была определена схема функционирования календаря и разработан метод корреляции между современным календарем и календарем древних майя. В течение 1-й половины XX века коэффициент корреляции несколько раз уточнялся, в итоге сейчас мы можем точно рассчитать даты календаря майя, записанные в иероглифических текстах, относительно современного календаря. Каждая царская надпись содержит, как правило, даты, рассказывающие о том, когда произошло то или иное событие. Таким образом, можно выстроить единую хронологию событий, происходивших в жизни разных царей майя. При этом в классический период, с III по IX век, нам известно об истории правления нескольких десятков династий, властвовавших в многочисленных царствах майя, но благодаря развитой календарной системе и традиции датировки событий мы можем выстроить их четкую хронологию вплоть до дня.
Кодексы майя
К сожалению, традиция использования дат в иероглифических текстах и самой установки монументов заканчивается в начале X века. После X века, в постклассический период, цари майя на Северном Юкатане, куда в это время сместился центр политической активности из области низменностей, такого количества монументов уже не ставили. Вся история записывается в бумажных кодексах. Характер письменности майя указывает на то, что, видимо, она изначально была рассчитана на написание на бумаге. Мезоамериканская бумага — это особый материал, который изготавливался из луба фикуса, — была придумана, вероятно, где-то на рубеже II–I тысячелетий до нашей эры в Мезоамерике и далее, возможно, на рубеже эр проникла в область майя.
Нам известно четыре кодекса: Дрезденский, Мадридский, Парижский и кодекс Гролье. Все относятся к постклассическому или раннему колониальному периоду, то есть были созданы в период между XI и XVI веками. Дрезденский и Мадридский кодексы — это книги ритуального характера, где даны описания неких событий мифологического характера, упоминания божеств, ритуалов, которые необходимо совершать в определенные даты, а также расчет ритуального календаря и хронологии астрономических явлений. К сожалению, даже сейчас мы еще очень плохо понимаем содержание этих кодексов, хотя ясно, что там многое базируется на математических расчетах календарных и астрономических событий. Третий кодекс, Парижский, не такой обширный по содержанию, как первые два, но записи в нем, скорее всего, содержат информацию исторического характера, а не ритуально-мифологического. К сожалению, сохранность страниц кодекса не позволяет провести углубленный анализ. Видимо, такого рода тексты повсеместно записывались в классический период, и в столицах государств майя существовали специальные архивы, где хранились подобные кодексы. Возможно, были даже какие-то литературные произведения, например, мифологического характера, но, к сожалению, ничего из этого не сохранилось.
Последний кодекс, относительно небольшой по объему, — так называемая рукопись Гролье — долгое время считался современной подделкой, поскольку в нем не записано иероглифических текстов, а помещены иконографические изображения и комбинации календарных знаков. Однако проведенный недавно комплексный анализ показал, что время изготовления бумажного листа, иконографический стиль и палеография календарных знаков указывают на древнее происхождение кодекса Гролье. Вероятно, это самый старый из четырех сохранившихся кодексов, время его создания может относиться к X–XI векам.
Актуальные исследования
Письменность майя и в настоящее время исследуется очень активно, группа ученых в несколько десятков человек из разных стран занимается скрупулезным изучением иероглифических текстов. Точка зрения на понимание структуры фраз, чтения отдельных знаков, грамматических правил языка иероглифических текстов постоянно меняется, и этим объясняется тот факт, что до сих пор не существует ни одной изданной грамматики иероглифического майя — просто потому, что на момент издания такой грамматики она уже устареет. Поэтому никто из крупных специалистов до сих пор не решается ни написать полноценное учебное пособие по иероглифическому майя, ни составить полный словарь иероглифического языка майя. Конечно, существуют отдельные рабочие словари, в которых подобраны наиболее устоявшиеся переводы слов, но написать полноценный словарь иероглифического майя и опубликовать его пока не получается.
Каждый год археологических раскопок приносит новые монументы, которые нуждаются в изучении. Кроме того, сейчас наступил момент, когда необходимо перерабатывать тексты, опубликованные еще в первой половине и середине XX века. Например, проект «Корпус иероглифических надписей майя», который работает на базе музея Пибоди Гарвардского университета, с 1970-х постепенно публикует монументы из разных городищ майя. Публикации «Корпуса» включают в себя фотографии и линейные прорисовки монументов, и во многом исследования последних десятилетий были основаны на этих и аналогичных, сделанных в рамках других проектов прорисовках. Но сейчас уровень нашего понимания контекста иероглифических надписей целиком и в палеографии отдельных знаков гораздо глубже, нежели 30–40 лет назад, когда эти прорисовки создавались. Поэтому появилась необходимость значительной переработки существующего корпуса надписей, прежде всего создание иных типов изображений, новых фотографий при помощи современных цифровых методов или осуществление трехмерного сканирования, когда с помощью специальных устройств создается виртуальная 3D-модель монумента, которую, например, можно распечатать на 3D-принтере, таким образом получить идеальную копию монумента. То есть сейчас внедряются и активно используются новые методы фиксации памятников. На основании лучшего понимания иероглифической письменности новые прорисовки надписей можно сделать гораздо точнее и понятнее для последующего анализа.
Стела 4 из Вашактуна. Датируется 396 годом. Пример работы с иероглифическими надписями раннеклассичесого периода. Фотография и линейная прорисовка А. В. Сафронова, сделанные в рамках проекта по исследованию монументальных памятников Вашактуна
Например, я сейчас занимаюсь изучением корпуса надписей Вашактуна — одного из важных археологических памятников на севере Гватемалы — в рамках археологического проекта Словацкого института истории и археологии. Это городище было найдено в 1916 году американским археологом Сильванусом Морли, который первым опубликовал монументы из этого городища, а с раскопок в Вашактуне в 1920-е годы началось полноценное археологическое изучение области майя. Корпус надписей Вашактуна включает 35 монументов не очень хорошей сохранности, и существующие на данный момент прорисовки далеки от идеала. Когда в современных условиях приступаешь к изучению надписей — от знакомства с самими монументами до анализа новых цифровых фотографий, складывается совершенно иная картина. И на основании новых данных более полно реконструируется династическая история в Вашактуне, и не просто уточняются уже известные детали, а появляются новые сведения, например имена и даты правления неизвестных царей. Моя основная задача состоит в полной перерисовке всех монументов Вашактуна, и, поверьте, это очень кропотливая работа. По крайней мере, уже до завершения проекта видно, что результаты этой работы сильно отличаются от той устоявшейся картины, которая сложилась к концу XX века. И подобную работу предстоит проделать со многими археологическими памятниками майя.
Александр Сафронов
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член Европейской ассоциации майянистов (WAYEB), член Американского археологического общества (SAA)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии